Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2008


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия — по-новому»

 

Мультики + первоклашки = ?

Программа занятий по ускорению
адаптационных процессов у первоклассников

Предварительные замечания

Первоклассник. Фейерверк проблем. Жалобы родителей: не хочет, не умеет, не делает… Им вторят педагоги: не слушает, не смотрит, не успевает… И растерянные голоса детей: не получается, не нравится, не пойду…

Очень сложен этот первый шаг из беззаботного детства во взрослый мир оценок и требований. А ведь от успешности этого шага зависит отношение человека к знанию вообще, эффективность усвоения этого знания, вера в себя и многоемногое другое. Где «подостлать соломку», чтобы смягчить удар от возможного «падения»? Как побыстрее и с наименьшими потерями проскочить этот трудный период вхождения ребенка в большой мир?

Усложняет решение поставленной задачи и то, что все первоклассники очень отличаются друг от друга, начиная от уровня подготовки и заканчивая индивидуальными особенностями. Даже по характеру неготовности к обучению в школе существует деление на «больших дошкольников», «деятелей» и «фантазеров» (Г.Б. Ховрина. Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе // Школьный психолог. — 2006. — № 17—24). Поэтому и помощь должна быть разной, а по возможности — индивидуальной.

Но из анализа обращений родителей и педагогов за помощью выяснилось, что существуют «кочки», о которые спотыкаются все, даже самые подготовленные к школе детки:

• взаимодействие со сверстниками;

• умение принимать и соблюдать правила;

• принятие того, что теперь «я — не единственный, а один из многих»;

• страх, неуверенность в себе, переживание неудачи.

Ориентируясь на эти общие трудности, можно строить групповую работу со всем классом. И в качестве «подстилаемой соломки» послужат сказки и игры — такие знакомые и родные, а потому безопасные и успокаивающие. Только сказки не рассказываем, а смотрим, благо отечественная мультипликация предоставляет сюжеты на все случаи жизни. Давно хотелось использовать в работе силу зрительных образов. Да и с народной мудростью не поспоришь: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Подбирая мультфильм и игру, сочиняя сказку или намечая вопросы для обсуждения, важно соблюсти один из законов эффективности тренинга — «закон тройного прикосновения». Поэтому каждое занятие построено таким образом, чтобы трижды коснуться выбранной темы: при просмотре мультфильма, в обсуждении, в игре. Это к тому же позволяет задействовать все репрезентативные системы ребенка: визуальную, аудиальную и кинестетическую.

Но самой важной частью занятия является все­таки обсуждение, проводимое после каждого просмотра мультфильма и после каждой игры. Именно обсуждение сказочных историй и опыта, полученного в игре, позволяет детям «осмыслять жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями». Благодаря обсуждению «…банк» знаний о Мире переходит в АКТИВНОЕ состояние» (А.В. Гнездилов. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). — СПб.: Речь, 2004). А это как раз то, что нужно, то, что может оказать неоценимую услугу в преодолении стоящих перед первоклассником трудностей.

И еще несколько условий:

• длительность каждого занятия в соответствии с возрастными особенностями детей — 30–35 минут;

• место проведения — класс, оборудованный видеоаппаратурой;

• занятия желательно проводить два раза в неделю в первой четверти;

• в качестве ритуальных приветствий и прощаний обычное вставание учащихся;

• обязательно присутствие педагога во время занятий;

• в итоге обязательно выпуск стенгазеты с фотографиями участников и памятными слоганами.

Результат реализации программы

По отзывам педагогов, к окончанию второй четверти у детей наблюдались такие групповые взаимоотношения, которые обычно складывались только к концу учебного года, а то и позже. Не нужны стали длительные нотации и «разбор полетов» — достаточно было напомнить детям о приобретенном в игре опыте, принятом на обсуждении правиле или сравнить поступок ребенка с поступком героя мультфильма. А ответы детей на итоговом занятии в конце учебного года на вопрос о том, что произошло в их жизни самого приятного за прошедший год, звучали очень похоже: «Я пришел в школу, и у меня появилось много друзей...»

Тематический план
(Таблица)

 

СЦЕНАРИИ НЕКОТОРЫХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1
1. Вступительное слово «Кто такие психологи?»

Ведущий. В мире вокруг нас много разных машин и инструментов. Какие вы знаете инструменты, механизмы и для чего они нужны человеку? (Дети перечисляют разные машины: стиральные, швейные, велосипеды, автомобили, компьютеры и т.д.)

Все эти инструменты созданы человеком, и мы постоянно учимся пользоваться этими инструментами. Вы согласны со мной?

Но есть у нас такие инструменты, которые подарила человеку природа: руки, ноги, глаза... Для чего они нам? А умеем ли мы пользоваться этими «инструментами»? А какой инструмент приказывает, что делать нашим рукам, куда идти нашим ногам? (Голова, мозг.)

Мозг — это тоже инструмент, но такой сложный, что человек учится пользоваться им всю свою жизнь.

Есть такая наука, которая как раз изучает то, как работает наш мозг: как в нем рождаются разные мысли и мечты, как он запоминает и забывает, как он руководит нашими поступками, нашим настроением и чувствами. Это наука психология. А я — ваш школьный психолог, я помогаю ученикам нашего лицея научиться пользоваться самым важным в учебе и жизни инструментом, пользоваться правильно, чтобы учеба приносила радость, чтобы каждый нашел здесь настоящих друзей и сам научился быть настоящим другом.

Мы сейчас все немного волнуемся. Человек всегда волнуется, когда находится в незнакомом месте среди незнакомых людей. Поэтому нам срочно нужно познакомиться. А поможет нам волшебный клубочек.

2. Модификация игры «Клубочек»

(Н.Л. Кряжева. «Развитие эмоционального мира детей»)

Шаг 1 — «плетение паутинки» — тот, у кого клубочек, называет свое полное имя, а другие дети по очереди придумывают ласковые интерпретации; тому, чья интерпретация понравилась больше всех, передается клубочек, и так, пока все не назовут свое имя.

Ведущий. Ребята, посмотрите, какая у нас сплелась паутинка. Она сделала невидимые нити, связывающие нас, видимыми. Всех людей, знакомых между собой, связывают такие невидимые нити. Теперь они связали друг с другом и нас.

Шаг 2 — «сматывание клубочка» — тот, у кого клубочек, говорит, каким именем он хотел, чтобы его называли в классе, и передает клубочек дальше, и так, пока весь клубок не окажется смотанным.

3. Обсуждение: трудно ли было придумывать имена? Приятно ли было слушать интерпретации своего имени? Как тебя никогда не называли?

4. М/ф «Котенок по имени Гав» (история 3)

5. Обсуждение: почему Щенок хотел вспомнить своё имя? Щенок забыл свое имя, но помнил, какое оно. Какое было у него имя? (Круглое, легкое.) А давайте придумаем, какие у нас имена, на что они похожи, какого цвета.

6. Задание: дома написать на бейдже свое имя, каким тебе хотелось, чтобы тебя называли в классе, и рядом нарисовать какой-нибудь рисунок или узор, на что похоже твое имя.

ЗАНЯТИЕ 2

1. Проверка задания

2. «О существовании закона отражения»

Ведущий. Сейчас мы посмотрим с вами мультфильм. Вы наверняка его уже видели, но мне хочется показать его вам еще раз, потому что в нем рассказано об очень важном психологическом законе — законе отражения.

3. М/ф «Крошка Енот».

4. Обсуждение: что произошло с Крошкой Енотом? Какое чувство он испытал? (Страх.) Почему он испугался? (Он был один, в незнакомом месте.) У вас также происходит или нет? Что предложила Крошке Еноту Обезьянка, чтобы справиться со страхом? (Взять палку.) Что получилось? Бывает ли так и с нами: когда мы чегото боимся, мы становимся сердитыми и злыми? Но от этого разве страх исчезает? Что предложила Крошке Еноту мама? Что из этого получилось? Вода отразила и злое лицо Енотика, и приветливое? А что еще может отражать наши лица? (Зеркало, глаза.)

5. Игра «Отражение»

Ведущий. Сейчас мы с вами проведем научный эксперимент. (Раздать пазлы.)

Найдите свою пару. Посмотрите внимательно друг другу в глаза. Видите свое отражение? А теперь те, у кого на пазле цифра, будут «водой». А те, у кого на пазле фигурки, будут Крошкой Енотом. Еноты, сделайте сердитое лицо, посмотрите на свое отражение в глазах вашего партнера, а теперь и на выражение его лица. Улыбнитесь и посмотрите на отражение в глазах партнера и на выражение его лица. А сейчас поменяйтесь ролями...

6. Обсуждение: что вы чувствовали? Вы заметили, что с нами происходит?

Ведущий. Когда мы делаем сердитое лицо, то оно отражается в глазах человека, который на нас смотрит, и у него лицо тоже становится сердитым. Это действует ЗАКОН ОТРАЖЕНИЯ. Закон отражения работает всегда одинаково в любом возрасте. Наш мозг боится сердитых людей, потому что от них исходит какаято угроза, а на угрозу нужно быть готовым дать отпор, и мозг дает сигнал нашему телу действовать так, как подсказала Еноту Обезьянка, то есть угрожать в ответ. Поэтому если мы хотим, чтобы на нас сердились и нас боялись, то какое лицо мы должны сделать? (Изображаем.) А если мы хотим, чтобы с нами дружили, чтобы с нами играли, не боялись нас? (Улыбаемся.) Ребята, а что хотите вы сами, какие вам нравятся отношения с людьми? Хотите, чтобы вас боялись, сердились и ругались с вами? Хотите, чтобы любили вас, дружили с вами? Тогда какое выражение лица должно быть у вас и какое чувство в сердце?

7. Фотография на память

Ведущий. Теперь, чтобы мы с вами как следует запомнили то, чему научились сегодня, сфотографируем наши самые добрые, самые дружелюбные улыбки.

ЗАНЯТИЕ 3

1. «Поговорим о нашем страхе»

Ведущий. Ктонибудь из вас испытывал страх, тревогу, волнение? Чем мы чувствуем, когда боимся, где внутри нас прячется страх? В каких ситуациях люди испытывают страх? (Обратить внимание на чувство страха, возникающее, когда человек попадает в незнакомое место, остается с незнакомыми людьми, когда рядом нет хорошо знакомых близких людей.) Страх — это хорошо или плохо? (Объяснить, что страх — это нормальное состояние, подсказывающее, что надо быть осторожным в незнакомом месте, с незнакомыми людьми, особенно если рядом нет того, кто мог бы защитить.) Волнение и страх похожи или нет? Когда люди волнуются? Животные могут бояться или волноваться? Как ведут себя животные, когда боятся или волнуются? Когда страх отступает?

2. Игра «Испуганные котята»

Одни дети (3 человека) надевают маски и изображают испуганных котят, а другие стараются их успокоить (каждый должен побывать в роли котенка).

3. Обсуждение: было ли комунибудь действительно страшно, или вы только изображали страх? Приятно ли было котятам перестать бояться и дать себя погладить? Что вы чувствовали, когда вас успокаивали? Какие успокаивающие действия вам понравились больше всего?

Ведущий. Котята, когда боятся, шипят, а люди? (Ругаются.) Котята — царапаются, а люди? (Дерутся.) Когда человек боится, он тоже может вести себя как испуганный котенок: драться, обзываться. Поэтому, когда кто­то дерется и ругается, не надо на него злиться, надо вспомнить: он это делает, потому что чегото испугался, а испуг пройдет, если дать ему возможность успокоиться и увидеть, что здесь нет врагов. Вот как в мультфильме.

4. М/ф «Он попался!»

5. Обсуждение: почему Мышонок вел себя так агрессивно? Почему у него были закрыты глаза? Что случилось, когда он открыл глаза? Как бы вы поступили на месте Мышонка?

6. Фотография на память

«Мы — котята, дружные ребята».

ЗАНЯТИЕ 4

1. «Дружные соседи — как две руки одного человека»

Ведущий. Ребята, посмотрите на свои руки. Скажите, могут ли они поссориться или подраться друг с другом? Ну-ка попробуйте, как бы это происходило? Смешно? Но когда ссорятся соседи по парте, уже не смешно! А ведь они как две руки: правая и левая. Предлагаю поиграть.

2. Игра «Двуглавый Дракоша»

1-й шаг: всем встать около своих парт и повторять движения за психологом, читающим стихотворение А. Ахундовой «Хоровод» и изображающим указанные в нем движения:

Я играю на гармошке — поглядите!
Зайцы, мишки и матрешки — не сидите!
Заводите хоровод вокруг гармошки –
Выше ушки, топ­топ ножки, хлоп ладошки!

Ведущий. А теперь посмотрим, какие соседи по парте окажутся такими же дружными, как наши руки.

2-й шаг: соседи по парте надевают костюм «Двуглавый дракончик», так, что у одного ребенка действующей оказывается правая рука, а у другого — левая, выходят к доске и в паре повторяют движения психолога к стихотворению «Хоровод», класс повторяет за ними, и так, пока все пары не побывают в роли Двуглавого дракончика. Во время игры фотографируем каждую пару в костюме.

3. Обсуждение: когда было труднее выполнять движения? Почему? А когда было интереснее и почему? Что вы выбираете: «легче» или «интереснее»?

4. Просмотр мультфильма «Как Кошечка и Собачка мыли пол»

Ведущий. Мы часто слышим выражение: «Как кошка с собакой». А что оно означает? Могут ли кошки и собаки жить дружно? Давайте посмотрим мультфильм о Кошечке и Собачке, которые были настоящими друзьями.

5. Обсуждение: какие отношения были у героев мультфильма? Они были дружны, как левая и правая руки? Что им помогало сохранять такие отношения? Что поможет вам сохранять хорошие отношения со своими друзьями?

ЗАНЯТИЕ 5

1. «Всегда ли мы сами выбираем то, что имеем?»

Ведущий. Ребята, вы знаете, что в жизни мы для себя многое можем выбрать сами, а чегото не можем — за нас кто­то уже сделал выбор. Скажите, что вы можете выбирать для себя сами? (Друзей, игрушки, школьные принадлежности и т.д.) Чего не можете выбрать для себя сами? (Родителей, имя, дом, школу и т.д.) Кто за вас сделал выбор? (Мама, папа...) Можно потом это изменить? Чтото можно: когда станете взрослыми, вы можете переехать в другой дом или даже страну, поменять имя при получении паспорта или фамилию, когда вступите в брак. А что­то останется неизменным: родители останутся родителями навсегда. Всегда ли нам нравится то, что для нас выбрали другие? Что же делать, если нам не нравится этот выбор?

2. Игра «Ищем хорошее»

Всем раздаются игрушки. Задание: рассмотреть игрушку, найти в ней какое­нибудь качество, которое могло бы понравиться.

3. Обсуждение: удалось ли найти в доставшейся вам игрушке какое-нибудь качество, которое понравилось? Есть ли такие игрушки, которые совсем не понравились? Виноваты ли игрушки в том, что они такие, какие есть? Когда мы нашли в игрушках что-то, что нам понравилось, изменилось ли наше настроение? Давайте представим, что почувствовали бы наши игрушки, если бы они были живыми и узнали, что совсем не нравятся нам. Что мы им скажем, чтобы поднять настроение?

4. М/ф «Просто так»

5. Обсуждение: почему мы тоже можем грустить? Что мы скажем нашему другу, если увидим, что он загрустил?

6. Задание: приглядеться к своему соседу по парте и найти в нем как можно больше хорошего.

ЗАНЯТИЕ 6

1. Проверка задания

2. «Зачем мы ссоримся?»

Ведущий. Ребята, скажите, вы когда-нибудь с кем-нибудь ссорились? А почему ссорятся люди?

3. М/ф «Раз — горох, два — горох»

Ведущий. Мне очень хочется показать вам один мультик, о том, как поссъорились два друга.

4. Обсуждение: почему поссорились два друга? Была ли причина ссоры серьезной? Кто стал победителем, а кто проигравшим? Кто уже успел поссориться с одноклассниками? Какие действия нас обижают?

5. Игра «Котята»

Игра была увидена на групповом коррекционном занятии в младшей группе приюта «Доверие».

Ведущий. А теперь устроим представление, как в театре. Я буду хозяйкой, а каждый из вас по очереди сыграет роль котенка. Слушайте стихи и играйте свою роль, как настоящие артисты.

Психолог читает стихотворение С.Я. Маршака «Котята», а дети изображают происходящее. Каждому ребенку дается возможность сыграть роль котенка.

Два маленьких котенка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И выгнала из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе...
Два маленьких котенка озябли во дворе,
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну, что, — она спросила, — не ссоритесь теперь?»
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег
И оба перед печкой уснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела под окном.

6. Обсуждение: понравилось ли вам стихотворение? Что вы чувствовали в роли котят, когда ссорились? Что вы чувствовали, когда вас выгнали на улицу? Почему так поступила хозяйка? Вам нравится смотреть, когда ссорятся люди? Чем закончилась ссора котят? Кто выиграл? Что их помирило?

7. Задание: постараться ни с кем не поссориться до следующего занятия.

Жанна БАЛОВА,
психолог МОУ
«Гуманитарно-экономический лицей»,
г. Саратов