Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2008


Газета в газете

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
№ 4 (20)

 

Мария ТИТОВА,
педагог-психолог,
МДОУ «Мальвина»,
г. Ноябрьск,
Ямало-Ненецкий автономный округ,
Тюменская область

 

КАК СБРОСИТЬ УСТАЛОСТЬ

Релаксационные игры, упражнения и занимательный аутотренинг для старших дошкольников

Состояние дошкольника во многом зависит от ритма его жизни, который в детском саду задается режимом дня. Практика показывает, что детям дошкольного возраста просто необходимы небольшие паузы, чтобы снять психоэмоциональное напряжение и запастись энергией для дальнейшей активной деятельности. Поэтому появилась необходимость подобрать для работы с детьми именно релаксационные игры, упражнения и занимательный аутотренинг, которые помогут дошкольникам почувствовать «энергию паузы». Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями детей, составлено перспективное планирование организации и проведения игр и упражнений (по 4 игры в месяц). Каждое упражнение или игра проигрывается 2–3 раза в неделю.

Данная разработка предлагается воспитателям старших и подготовительных групп детского дошкольного учреждения для закрепления полученных детьми на коррекционно-развивающих занятиях навыков расслабления и психомышечной тренировки, снятия психомышечного и психоэмоционального напряжения у детей, относящихся к «группе риска» (тревожных, агрессивных и др.). Могут быть использованы и в работе со всеми воспитанниками в данных возрастных группах с целью охраны психического здоровья.

«Энергию паузы» воспитатели могут использовать в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или с повышенными физическими нагрузками, при укладывании детей во время дневного сна в детском саду и т.д.

При проведении некоторых релаксационных игр, упражнений и аутотренинга желательно использовать музыкальное сопровождение.

Дополнительные материалы, необходимые при проведении игр и упражнений, даны в примечании.

 

Занятия с детьми 5–6 лет

СЕНТЯБРЬ

1. Все спят

Воспитатель входит в комнату и видит…

На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот как вкопанный стоит,
Тот, не двигаясь, идет,
Тот, стоит раскрывши рот.

В.А. Жуковский

 

Воспитатель подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки и тихонько тормоша, но все бесполезно, дети не просыпаются.

2. Сбрось усталость

Воспитатель предлагает детям встать, расставить широко ноги, согнуть их немного в коленях, согнуть тело и свободно опустить руки, расправить пальцы, склонить голову к груди, приоткрыть рот.

Ведущий. Слегка покачайтесь в стороны, вперед, назад. А сейчас встряхните головой, руками, ногами, телом. Вы стряхнули всю усталость, но у вас чуть-чуть осталось, повторим еще.

3. Насос

Ведущий. Давайте представим себе жаркий-жаркий день. Растения хотят пить, головки у них поникли, листочки опустились. Покажите. Спасибо. Напоить их водой можно, если включить насос. Насосом будем мы. Сядьте прямо. Ноги слегка расставьте, ступни прижмите к полу. Руки слегка согните в локтях, ладони положите на ноги под животом. Глаза закройте.

Насос начал качать воду. Она глубоко под землей. Приготовились. Глубоко вдыхаем через нос. Голова, плечи тянутся вверх, живот втягивается. Набрал насос воду, а теперь выливаем воду — выдыхаем через рот. Делаем медленный выдох. Плечи опускаются, живот выпячивается. Молодцы! Хорошо получается!

Снова набираем воду. Медленно вдыхаем через нос. Поднимаем плечи. Тянемся вверх, живот втягиваем. Много воды набрали. А теперь поливаем наши цветочки. Выдыхаем воздух ртом медленно. Опускаются плечи. Выпячивается живот. Молодцы! (Повторяется еще 2–3 раза.)

Обрадовались наши цветочки. Ожили. Вытянули свои головки, протянули листочки к солнышку. Покажите, какими стали наши цветочки. Молодцы!

4. Двигательная регуляция

Воспитатель предлагает детям научиться управлять своим телом. Дети ложатся на пол, под релаксационную музыку сначала напрягают и расслабляют свое тело, затем напрягают только руки, затем только ноги. Дети напрягают и расслабляют только правую сторону, затем только левую.

ОКТЯБРЬ

1. Море

Исходное положение — сидя на полу или стоя. Ребенок вместе с воспитателем рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями.

На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а затем другой рукой в воздухе рисует маленькие волны: руки сцеплены в замок — рисует в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины(совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперед). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой нырнул (совершают по очереди волнообразные движения руками). За ними плывут и дельфинята(руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вместе и по очереди(выполняет одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плывут медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются(вращение рук в лучезапястных суставах).

2. Гора с плеч

Ведущий. Вы очень устали, вам хочется отдохнуть, но надо еще сделать многое. Сбросьте «гору с плеч». Встаньте, широко расставьте ноги, поднимите плечи, отведите их назад и опустите плечи. Давайте сделаем это упражнение 5–6 раз, и вам сразу станет легче.

3. Водопад

Ведущий. Сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом — пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесет прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой.

Ваши страхи, беды смыла и унесла с собой вода. Чистая теплая вода омыла вас.

Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.

4. Жемчужина

Ведущий. Сегодня мы поиграем в ловцов жемчуга. Жемчужина живет в раковинке. Раковинка — это ваш кулачок. А жемчужинами будут вот эти бусинки. Ловцу жемчуга нужно будет достать жемчужину, которую вы крепко зажмете в кулачке. Но раковинка не хочет расставаться с жемчужиной и не дает ловцу жемчуга разжать кулачок. Все понятно?

А теперь сядьте друг против друга. Одни будут раковинками, а другие — ловцами жемчуга. Раковинки кладут руки на стол до локтя ладошкой вверх. Я кладу в нее жемчужину, и створка раковинки закрывается.

По сигналу гонга ловцы начинают раскрывать раковинку, чтобы достать жемчужину. Надо делать так, чтобы товарищу не было больно. Когда прозвучит второй сигнал, нужно прекратить доставать жемчужину.

Приготовились! (Гонг. За 30 секунд дети пытаются разжать кулачок товарища. Гонг.) Закончили.

Кому удалось достать жемчужину?

А теперь поменяемся местами. (Гонг. 30 секунд. Гонг.)

Кому удалось достать жемчужину?

Скажите, дети, а что было труднее — доставать или удерживать жемчужину?

НОЯБРЬ

1. Тропический остров

Ведущий. Сядьте удобно. Можете закрыть глаза. Представьте, что вы видите прекрасный волшебный остров. Это может быть место, где вы однажды побывали, которое видели на картинке, или любое другое, нарисованное вашим воображением.

Каждый из вас — единственный человек на этом острове. Там есть еще звери, птицы и цветы. Какие звуки слышите? Какие запахи чувствуете?

Вы видите чистый берег и воду. Поплавайте в море. Какое оно? Какая погода на острове?

Как себя чувствуете там? Захватите это чувство с собой, возвращаясь назад в нашу группу. Теперь можно представлять этот остров, когда захотите. Отправляйтесь в свой собственный райский уголок в любое время.

2. На солнышке загораем

Ведущий. Выглянуло солнышко. Подставьте солнышку подбородок — слегка разожмите губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть кому-нибудь из вас на язык — крепко закройте рот. Жучок улетел — слегка откройте рот, облегченно выдохните воздух. Прогоняя жучка, энергично подвигайте губами. Нос загорает — подставьте нос под солнечные лучи, рот приоткройте. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть, — сморщите нос, поднимите верхнюю губу кверху, рот оставьте полуоткрытым. Бабочка улетела — расслабьте мышцы рта и носа. Снова прилетела бабочка, покачаемся на качелях — двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем — спать хочется, расслабьте мышцы лица. Глубоко вздохните, потянитесь. А теперь вернемся в нашу группу.

3. Волшебная прогулка

Материалы: карточки, расчерченные на 8 клеточек, цветные карандаши, фломастеры, мягкая игрушка-котенок.

Ведущий. Усаживайтесь поудобнее (поза лотоса). Сегодня мы отправимся в путешествие на ковре-самолете. Чтобы ковер-самолет мог подняться в воздух, нужно расслабиться. Вы умеете это делать. Лягте на спину. Закройте глаза. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев вверх идет тепло, ноги тяжелые. Согреваются руки. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки тяжелые и теплые. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, груди, спине. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. И вот ваш ковер-самолет поднимается медленно вверх. И вы уже летите.

И вот вы пролетаете над огромным озером, над ним кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое — на большой ком белой ваты, вот совсем маленькое облако, похожее на белого котеночка. Ковер медленно опускается на землю. Вы в цветущем саду.

Вокруг много цветов, они кивают вам своими готовками. Вы идете по тропинке сада и выходите на лужайку. Дети играют в мяч. Мяч катится к вашим ногам. Вы поднимаете мяч, высоко подбрасываете его вверх, и мяч летит вверх. Но что это? Вы тоже летите. Летите сами. Без ковра-самолета. Вы раскинули руки. Вы парите, как птица. Вот знакомое озеро, чайки приветствуют вас, машут крыльями. Рыбак сидит в лодке. Смотрит на вас, машет вам рукой. Вы летите дальше. Рядом летит пушистый белый котенок-облако.

Вот и наш детский сад. Вы медленно опускаетесь. Котенок спешит за вами. И вот вы здесь. Теплый котенок лежит у вас на животе, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет. Погладьте его правой рукой нежно. Теперь погладьте его левой рукой. Потянитесь, откройте глаза. Возьмите котенка в руки. Ласково. Сядьте, усадите котенка рядом с собой. Погладьте его по головке.

Надеюсь, что прогулка вам понравилась.

А теперь возьмите карточку и в ее клеточках нарисуйте то, что вы видели в своем путешествии.

Подсчитайте, сколько клеточек вы зарисовали. Спасибо! На этом наше путешествие закончилось. А котенок-облачко останется жить с нами.

4. Сон на берегу моря

Дети слушают шум моря (аудиозапись). Воспитатель говорит детям, что им всем снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали днем (закрепление полученных положительных впечатлений и навыков). Пауза. Воспитатель сообщает, по какому сигналу детям проснуться (по счету, когда заиграет дудочка, и т.д.). Пауза. Звучит сигнал. Дети спокойно встают.

ДЕКАБРЬ

1. Волшебный сон

Дети ложатся на ковер. Руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны.

Ведущий. Сейчас, когда я начну читать стихи, заиграет тихая, спокойная музыка, вы закроете глаза и начнется игра «Волшебный сон».

Вы не заснете по-настоящему и будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза.

«Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!»

А теперь внимание… Волшебный сон.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…(2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши ручки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… засыпают…(2 раза)
Шея не напряжена и расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…(2 раза)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…(2 раза)
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…(2 раза)
Нам понятно, что такое — состояние покоя…(2 раза)

Долгая пауза (до конца медленной музыки). Начинает звучать бодрая, веселая музыка. Дети продолжают лежать с закрытыми глазами.

Ведущий.

Мы спокойно отдыхали,
                  сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

2. Сломанная кукла

Ведущий. Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. С ней не хотят играть. Потрясите всеми разломанными частями одновременно. А сейчас соберите и укрепите веревочки — медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко — и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Всё, куклу починили вы сами, теперь она красивая, с ней хотят играть!

3. Рыбки

Ведущий. Представьте себе, что вы — разноцветные рыбки и плаваете в теплой воде, мягко шевелите плавниками и хвостиком. Вы плывете над самым дном моря и видите красивые водоросли, разноцветные камешки на дне, других разноцветных рыбок. Вам хорошо и спокойно. Вы решили отдохнуть и опускаетесь на мягкий теплый песок на дне. Вы спокойно отдыхаете, отдыхают ваши плавники и хвостик. Вам хорошо и приятно лежать на морском дне…

Вы отдохнули и поднимаетесь на поверхность моря. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глаза. Пусть улыбка не покидает вас весь день!

4. Веселая зарядка

Дети сидят с закрытыми глазами на ковре или на стульчиках.

Ведущий. Тело устает за день, и ему нужен отдых — сон. Спящий человек похож на выключенную машину. Но впереди новый день, очень много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним. Для того чтобы машина заработала, нужно завести мотор (воспитатель включает аудиозапись бодрой энергичной музыки). Давайте дружно попрыгаем! Теперь представьте, что вы — проснувшиеся кошечки. Неторопливо вытяните передние лапки, а теперь задние лапки.

Давайте изобразим божьих коровок, которые лежат на спине. Удастся ли им встать на лапки без посторонней помощи?

Вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Мы стали такими легкими, что, кажется, еще чуть-чуть — и полетим.

Чтобы подрасти, потянемся вверх, как жирафы.

Чтобы стать ловкими и сильными, попрыгаем, как кенгуру.

Сейчас будем изображать маятник. Покачаемся из стороны в сторону.

А ну-ка, запустим самолет. Крутим пропеллер изо всех сил.

Мы получили заряд бодрости на весь день. Молодцы!

ЯНВАРЬ

1. Пылесос и пылинки

Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед — вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот встает и уходит.

2. Травинка на ветру

Детям предлагается изобразить всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох).

Ведущий. Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение и потянуться вверх).

3. Драка

Ведущий. Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Задумайтесь: а может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

4. Волшебная палочка

Ведущий. Вы хотите стать волшебниками? А с помощью чего волшебник делает чудеса? Правильно! С помощью заклинания и волшебной палочки. Какое мы знаем заклинание? (Крибле, крабле, бумс и т.п.) А у меня есть волшебная палочка. Стоит мне произнести заклинание, прикоснуться палочкой к кому-либо и сказать, кем я хочу его видеть, как сразу произойдет чудо.

Не верите? Попробуйте сами. Скажите заклинание, прикоснитесь ко мне палочкой и скажите, кем вы хотите меня увидеть. Может быть, рыбкой, цветком, красавицей или грибком. Придумали? Превращайте меня. (Ведущий движениями, пантомимой изображает названный предмет.) Получилось?

А теперь я попробую превращать вас в разные предметы. С кого начать?

Ведущий по очереди дотрагивается до детей палочкой, произносит заклинание и называет какой-либо предмет или образ.

А кто сам хочет стать волшебником?

Дети по очереди выполняют роль ведущего. Касаются палочкой игроков и называют предмет или образ. Игроки пантомимой стараются изобразить предмет.

Ведущий. Спасибо. Все вы отличные волшебники!

ФЕВРАЛЬ

1. Игра с песком

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками).

Повторить игру с песком 2–3 раза.

2. Игра с муравьем

На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой потянуть носки ног на себя, ноги напряженные, прямые. Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей. Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног. Носки идут вниз — в стороны, ноги расслабляются и отдыхают.

Повторить игру 2–3 раза.

3. Солнышко и тучка

Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко — расслабиться, потому что разморило на солнце.

Повторить 2–3 раза.

4. Лицо загорает

Подбородок загорает — подставить солнышку подбородок, слегка разжать зубы и губы. Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык — крепко закрыть рот. Жучок улетел — слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает — подставить нос к солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть, — сморщить нос, поднять верхнюю губу, рот оставить полуоткрытым. Бабочка улетела — расслабить мышцы губ и носа. Снова прилетела бабочка, качается на качелях — двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем — спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, принять удобную позу.

Звучит тихая, спокойная музыка. С окончанием музыки дети тихо встают и подходят к воспитателю.

МАРТ

1. Солнышко

Ведущий. Солнышко, солнышко, в небе свети! (Потянуться руками вверх.)

Яркие лучики к нам протяни. (Вытянуть руки вперед ладонями вверх.)

Ручки мы вложим в ладошки твои. (Ладошку положить на ладошку.)

Нас покружи, оторвав от земли. (Покружиться.)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок. (Пошагать на месте.)

Там мы все вместе встанем в кружок. (Шагаем на месте.)

С песнями будем водить хоровод. (Идем по кругу.)

Хлопают радостно наши ладошки. (Хлопаем.)

Быстро шагают резвые ножки. (Шагаем быстрыми шагами на месте.)

Солнышко скрылось, ушло на покой. (Сесть на ковер, на стульчики.)

Мы же на место сядем с тобой. (Полностью расслабиться.)

2. Любопытная Варвара

Ведущий. Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена,
А расслаблена.

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямитесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.

Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.

3. Морщинки

Ведущий. Несколько раз вдохните и выдохните. Широко улыбнитесь (можно своему отражению в зеркале). Наморщите лицо, начиная со лба, брови, нос, щеки. Поднимите и опустите плечи. Расслабьте мышцы лица. Если чувствуете напряжение, скажите себе «Спокойно» и успокойтесь. Расслабьте мышцы шеи и плеч.

4. Цветок

Ведущий. Сядьте на корточки. Опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок.

Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.

Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову влево-вправо.

А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, когда были цветами.

АПРЕЛЬ

1. Марионетка

Ведущий. Представьте, что вы превратились в кукол, которые выполняют те движения, которые нужны кукловодам — так называют актеров кукольного театра.

Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Ваше тело стало твердым, как у Буратино.

Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные.

Напрягите ноги и колени, подвигайтесь так. Ваше тело стало деревянное.

Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.

А теперь скажите себе: «Расслабься и размякни». Мышцы расслабляются. Напряжение уходит. Можно помассировать одной рукой другую, затем кончиками пальцев погладить лицо.

2. Фея сна

Дети сидят на ковре на достаточно большом расстоянии друг от друга. К ним подходит девочка с тоненькой палочкой в руке — фея сна (если мальчик, то волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой, смотрит на детей (все спят), улыбается и тихонько уходит (играет тихая, спокойная музыка).

3. Скала

Ведущий. Встаньте прямо, поставьте ступни ног параллельно, на небольшом расстоянии друг от друга. Голова, шея, плечи — выпрямлены, но не напряжены. Покачивайтесь с носка на пятку, плавно прижимая пятки к полу.

Напрягите мышцы ног, живота и груди. Ощутите себя плотными и неподвижными, как скала.

Я подойду к каждому из вас и постараюсь слегка толкнуть в плечо. Напрягитесь, сопротивляясь толчку.

Расслабьтесь и пройдитесь. Вы чувствуете уверенность в своих силах, большую устойчивость.

4. Шарик

Ведущий. Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох — пауза, выдох — пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, не напряженный.

Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем (вдох).
Шарик лопнул, выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем (выдох).
Дышится легко… ровно… глубоко…

Статья подготовлена при поддержке медицинского центра мануальной и остеопатической медицины «Долголетие». Если у Вас возникли проблемы с позвоночником, то для начала стоит обратиться в медицинский центр «Долголетие». Перейдя по ссылке: «остеопатия», вы сможете, не отходя от экрана монитора, записаться к профессиональному врачу остеопату. В медицинском центре «Долголетие» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с пациентами.

МАЙ

1. Факиры

Дети садятся на ковер, скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена (подбородок касается груди), глаза закрыты. Пока звучит тихая, спокойная музыка, факиры отдыхают.

2. Летняя ночь

Ведущий. Ложитесь поудобнее, расслабьтесь.

Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лицо, спину, руки и ноги… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным….

Дышим легко… ровно… глубоко… (2 раза)

Ласковый ветерок обдувает ваше тело свежестью. Воздух чист и прозрачен.

Дышим легко… ровно… глубоко…

Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии…

Постарайтесь сохранить ощущение бодрости и радости на весь день.

3. Жираф

Ведущий. Сделайте вдох-выдох и расслабьтесь. Положите подбородок на грудь. Поверните голову направо, затем налево. (Повторить три раза.)

Откиньте голову назад, опустите вперед. (Повторить три раза.)

Приподнимите плечи, опустите их. (Повторить три раза.)

Приподнимите правое плечо. (Повторить три раза.)

Приподнимите левое плечо. (Повторить три раза.)

Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея. Представьте себя с длинной, как у жирафа, шеей.

4. Полет на космическом корабле

Ведущий. Сегодня мы будем космонавтами. Вот наш космический корабль.

Садитесь в кресла поудобнее. Прижмитесь спиной к спинке кресла. Закройте глаза. Корабль стартует. Начались перегрузки. Тело стало тяжелым. Дышать стало трудно. Напрягитесь, выдохните и не дышите, сколько можно.

Уф! Тяжело, когда такие перегрузки. Еще раз напрягаемся, выдыхаем, не дышим как можно дольше. Тяжесть перегрузки вдавливает нас в кресло пилота. Кому уже трудно, вдохните. Повторим еще раз. На выдохе тяжесть нарастает, мышцы скованы. Но вот наш корабль вышел в открытый космос. Тело стало невесомым. Дышать легко. Вдохнули свободно, полной грудью, раскинули руки вверх, выдохнули, руки опустили.

Вздохнули глубоко еще раз, раскинули руки и взлетели. Тело невесомое. Мы парим в пространстве, кружимся, поднимаемся вверх, опускаемся (дети вместе с ведущим изображают полет в невесомости). Наконец наш корабль прилунился. Мы устали от полета. Давайте отдохнем. Спокойно посидели в кресле в позе кучера (гонг).

А теперь скажите, пожалуйста, что вы переносили легче: тяжесть или невесомость? В каких местах вашего тела вы ощущали тяжесть? В каких местах тела вы ощущали легкость? Вы — отличные космонавты!

Дополнительные упражнения. Можно использовать при работе с детьми упражнения на релаксацию с целью снятия мышечного напряжения, такие как: «Ноги», «Живот», «Спина», «Грудная клетка», «Руки», «Ниже пояса», «Шея», «Лоб», «Глаза», «Нос», «Улыбка», «Язык», «Челюсти», «Губы» (см. приложение).

Занятия с детьми 6–7 лет

СЕНТЯБРЬ

1. Напряжение и расслабление

Дети садятся на пол, сгибают ноги в коленях, подбородок прижимают к коленям, руками обнимают колени — напряжение. Расслабление — свободная поза.

После проделанных упражнений дети обсуждают, что они чувствовали, каковы их ощущения. Например, при напряжении: «Я понял, что, если сжаться, мне неприятно, я ощущаю себя маленьким». При расслаблении: «Я понял, что, если расслабиться, мне становится приятно, тепло, у меня хорошее настроение».

2. Комплекс «На берегу моря»

Игра с песком

Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками).

Повторить игру с песком 2–3 раза.

Игра с муравьем

На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой потянуть носки ног на себя, ноги напряженные, прямые. Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей. Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног. Носки вниз — в стороны. Ноги расслабляются и отдыхают.

Повторить игру 2–3 раза.

Солнышко и тучка

Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко — расслабиться, потому что разморило на солнце.

Повторить 2–3 раза.

Лицо загорает

Подбородок загорает — подставить солнышку подбородок, слегка разжать зубы и губы. Летит жучок, собирается сесть кому-нибудь из детей на язык — крепко закрыть рот. Жучок улетел — слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает — подставить нос к солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть, — сморщить нос, поднять верхнюю губу, рот оставить полуоткрытым. Бабочка улетела — расслабить мышцы губ и носа. Снова прилетела бабочка, качается на качелях — двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем — спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, принять удобную позу. Звучит тихая, спокойная музыка. С окончанием музыки дети тихо встают и подходят к воспитателю.

3. Сон у моря

Звучит музыка. Дети слушают шум моря. Ведущий говорит детям, что им всем снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, чем они сегодня занимались (закрепление полученных впечатлений и навыков). Пауза. По сигналу дети просыпаются.

4. Насос и мяч

Играют двое. Один изображает большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). По мере надувания «мяча», он постепенно выпрямляет ноги, туловище, голову, надувает щеки, руки отходят от боков. «Мяч» надут, и насос перестает накачивать. Шланг насоса выдергивается, и из «мяча» с сильным шипением выходит воздух. Тело вновь обмякает, возвращается в исходное положение. Затем игроки меняются ролями.

ОКТЯБРЬ

1. Смешинка

Ведущий. Сегодня мы будем веселиться. Просто так. Хочется нам — и веселимся. Садитесь в кресла и настраивайтесь смеяться. Просто смешно, и все тут. Я помогу вам. Пальчик покажу. Смотрите, какой он смешной! Улыбаемся. Смеемся. Сначала тихонько, потом громче. Ой, смешинка в рот попала! Хохочем во все горло (гонг). Молодцы! Достаточно. Веселые вы ребята. А кто смеялся громче и больше всех?

2. Путешествие на облаке

Ведущий. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пушистых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы.

Постарайтесь медленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (Пауза 30 секунд.)

Теперь вы снова на своем белом облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в группе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало.… Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе.

Потянитесь, выпрямитесь, и вы снова будете добрыми и внимательными.

3. Игра-танец

Все участники становятся в круг. Под спокойную музыку один из них показывает какое-нибудь танцевальное движение, а остальные в течение минуты повторяют его. Так по очереди группа танцует различные танцы.

4. На море

Ведущий включает спокойную расслабляющую музыку.

Ведущий. Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен.

Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Откроем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

НОЯБРЬ

1. Тихое озеро

Ведущий включает спокойную, расслабляющую музыку.

Ведущий. Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь откроем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

2. Мышечная релаксация

Ведущий. Примите исходное положение. Сожмите руки в кулаки как можно сильнее. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления.

Напрягите мышцы ног, включая пальцы, затем икры, колени, бедра, всю ногу. Расслабьте. Потрясите и пошевелите пальцами.

Напрягите туловище — начните с плеч, затем перейдите к груди и животу. Расслабьте живот, потом грудь. Несколько раз глубоко вдохните животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабьте поясницу.

Наморщите лоб, плотно закройте глаза. Затем откройте. Наморщите нос ненадолго. Сожмите и разожмите зубы. Погримасничайте, напрягая и расслабляя разные части лица.

Расслабьтесь и запомните это ощущение.

3. Порхание бабочки

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты. Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Ведущий. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза.

Расскажите о своих ощущениях.

4. Мгновенная релаксация

Ведущий. Глубоко вдохните и выдохните… На выдохе скажите себе: «расслабься». Если чувствуете, что начинаете нервничать или напрягаться, еще раз глубоко вдохните и выдохните. Если в голове тревожные мысли, не обращайте на них внимания, они исчезнут. Пусть улетают, как улетает волшебный шарик, когда отпускаешь ниточку.

ДЕКАБРЬ

1. Полет высоко в небе

Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Ведущий. Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое и голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает ими. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, они рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь представьте, что вы, медленно взмахивая крыльями, приближаетесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшим, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

2. Ковер-самолет

Исходная позиция — лежа на спине.

Ведущий. Мы ложимся на ковер-самолет; он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает; ветерок нежно нас обдувает, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

3. Путешествие в волшебный лес

Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Ведущий. Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая скамейка, присядем на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день.

2. Самолет

Ведущий. Займите позицию готовности, как самолет перед взлетом. Стойте прямо и разведите руки в стороны. Может у вас есть особый звуковой сигнал перед взлетом? Представьте, что ваш самолет разгоняется и набирает высоту.

Вы летите! Что там сверху, внизу? Что вы слышите? Какие там запахи?

Что вы чувствуете над облаками? Запомните это. Вы летите вниз и приземляетесь. В следующий раз, когда будете испытывать неприятные эмоции или страх, представьте, что взлетаете над облаками. Вперед и вверх.

ЯНВАРЬ

1. Плывем в облаках

Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Ведущий. Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Теплый, тихий день, вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо.

Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.

Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше, на самую верхушку облака, и мягко утопаете в нем.

Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете.

Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.

Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбнитесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день.

2. Мороженое

Ведущий. Я знаю, что все вы любите мороженое. А теперь вообразите, что вы побывали в гостях у Снежной королевы. Замерзли и сами стали похожи на мороженое. Тело, руки, ноги, голова скованы холодом. Брр...

Но вот пришел добрый волшебник и сказал: «Закройте глаза! Положите руки на колени. Вам удобно, вам ничто не мешает. Сейчас начнем оттаивать. Согреваются и оттаивают пальчики ног, согреваются и оттаивают ступни, согреваются и расслабляются колени. Тепло идет от пальчиков ног вверх, ноги теплые, они расслабляются.

Согреваются пальчики рук. Пальцы расслабляются. Согреваются и расслабляются ладони. Согреваются и расслабляются кисти рук. Тепло от кистей идет к локоткам. От локотков тепло идет к плечам. Руки теплые, руки расслабились. Нам тепло. Тепло идет по всему телу, от живота поднимается к груди, шее, голове. Лицу жарко, лицо расслабилось, рот приоткрылся, голова повисла».

Растаяло мороженое, растеклось сладкой лужицей по полу.

А теперь потянитесь вперед плечиками, откройте глаза! Возьмите карточку, на которой нарисован человечек. Это вы. Красным фломастером отметьте, где вы первый раз почувствовали тепло. Возьмите другую карточку. И отметьте, где больше всего чувствуете тепло сейчас. Спасибо! Вы молодцы! Из вас получилось отличное мороженое.

3. Музыкальная шкатулка

Материалы: магнитофон; кассета с записью спокойной классической музыки (например, В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»).

Дети сидят на стульчиках (лежат на ковриках). Ведущий предлагает детям закрыть глаза, послушать отрывок из музыкального произведения, а затем рассказать о своих впечатлениях и представлениях.

4. Передвижные картинки

Ведущий. Сядьте удобно. Сделайте несколько вдохов и выдохов… Расслабьте лицо, шею, плечи…. Представьте место, которое больше всего вам нравится…. Представьте все детали этого места. Улыбнитесь.

ФЕВРАЛЬ

1. Маленький скульптор

Ребенок изображает скульптора, остальные дети — глину. Скульптор задумывает вылепить из глины злого волка. Он ведет одного ребенка на середину зала и показывает ему, как он должен встать, какое надо сделать лицо, чтобы походить на злого волка. Ребенок-глина застывает в заданной позе. Скульптор обходит вокруг статуи, любуется ею, а если он неудовлетворен своей работой, снова показывает позу и мимику ребенку-глине. В следующий раз выбирается другой скульптор, который задумывает, например, вылепить смешного человека.

2. Тух-тиби-дух

Ведущий. Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее.

Вы становитесь в круг, я — в центр круга. Вы идете по часовой стрелке, я — против часовой стрелки. Как только я скажу: «Раз, два, три, стоп!» — все останавливаются. Я сердито-пресердито говорю тому, перед кем остановилась, глядя прямо в глаза, волшебное слово: «Тух-тиби-дух».

Затем я поменяюсь местами с тем, напротив кого остановлюсь, и игра продолжается.

В этой игре заложен парадокс. Хотя дети должны произносить слова «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

3. Огонь и лед

Упражнение включает в себя переменное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде воспитателя «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Воспитатель несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

4. Шалуны

Воспитатель предлагает детям по сигналу пошалить: бегать, прыгать и т.д. По второму сигналу все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.

МАРТ

1. Снеговик

Ребенку предлагается представить, что он — только что слепленный снеговик. Тело должно быть твердым, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.п. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко.

2. Отдохнем

Ведущий включает спокойную, расслабляющую музыку.

Ведущий. Лягте на коврики на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, не скрещены. Устраивайтесь удобнее и закрывайте глаза. Мысленно повторяйте за мной.

Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает мое тело и распространяется по нему. Я спокоен. Я отдыхаю.

Отдыхают мои руки. Отдыхают мои ноги. Отдыхает моя нервная система. Мне лень шевелиться.

Мое дыхание совершенно спокойно. Мне дышится легко и свободно. Мои руки расслабленны и теплеют.

Я дышу легко и непринужденно. Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление.

Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри.

Я отдыхаю. Мое тело полностью расслаблено. Приятная лень разливается по всему телу.

Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе.

Я становлюсь спокойным и жизнерадостным. У меня хорошее настроение.

Я наслаждаюсь приятным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе.

Пять, четыре, три, два, один.

Откройте глаза. Сядьте. Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день.

3. Необыкновенная радуга

Ведущий включает спокойную, расслабляющую музыку.

Ведущий. Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящая вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий — желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и тепла лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно, — зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откроем глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый, зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день.

4. Подвижные руки

Ведущий предлагает детям повторять за ним движения.

Ведущий. Сильно встряхните руками. Представьте себе, что вы кончиками пальцев дотронулись до чего-то очень липкого и этими движениями хотите освободиться. (10 секунд.)

Теперь сожмите руки в кулаки. Затем расслабьте их и резко встряхните обеими кистями. Теперь еще раз сожмите каждую руку в кулак. (10 секунд.)

Снова расслабьте и встряхните руками. Теперь расправьте ладони так широко, как сможете. Растопырьте пальцы так сильно, как только можно. Почувствуйте напряжение в каждой руке. (10 секунд.)

Теперь снова встряхните руками. Затем согните их в локтях и держите кисти перед собой на высоте бедра, чтобы ладони были направлены на пол. Вот так, как у меня. А сейчас выгните ладони, чтобы кончики пальцев указывали в небо. Почувствуйте напряжение. Теперь снова опустите обе кисти вниз, чтобы кончики пальцев указывали на пол. Сделайте так пару раз — пусть пальцы указывают то вверх, то вниз. (5 секунд.)

И снова встряхните обеими руками.

АПРЕЛЬ

1. Покой. Дыхание. Отдых

Ведущий. Сядьте в исходное положение. Как ведут себя ваши мысли? Может быть, они мечутся, как волны во время шторма? Какими они были? Скажите себе: «Успокойся. Мысли, уходите прочь».

3–6 раз глубоко вдохните носом, а выдохните через рот. Можно во время дыхания считать 1–2–3 и т.д. Выдохните все напряжение из своего тела. Дышите, пока не почувствуете себя отдохнувшими.

2. Заколдованная фигура

Ведущий. Пожалуйста, все расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Представьте себе, что мы оказались на поляне в волшебном лесу. Эта поляна заколдована злой волшебницей, и кто попадает на нее — застывает, как каменная фигура. Застыньте, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно так. (Можно показать детям, как.)

И тут мимо пролетала добрая фея. Она взмахнула волшебной палочкой — и всех нас расколдовала. Наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Покажите, что вы уже не «деревянные». Станьте мягкими и подвижными. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, суставы подвижными.

Только фея обрадовалась, увидев двигающихся по поляне детей, как злая волшебница налетела тучей и опять заколдовала всех. Все стали негнущимися, застыли, как дерево и камень. (10 секунд.)

Можно просить детей быть попеременно то в одном, то в другом состоянии до полного расслабления.

Но фея не привыкла отступать, она снова взмахнула волшебной палочкой и «разморозила» детей. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. А сейчас — с верхней части ног и ступней. Давайте поблагодарим фею за спасение. Потянитесь, выпрямитесь. Мы бодрые и свежие.

3. Ласковый мелок

Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, так как они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры.

Ведущий. Мы с тобой будем рисовать друг у друга на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо. (Мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца.) Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» (Взрослый рисует, едва касаясь тела ребенка.) Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?

После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела ребенка.

4. Скульптурная группа

Воспитатель предлагает вспомнить этюд «Маленький скульптор» и говорит, что на этот раз скульптор решил вылепить скульптурную группу, которая будет называться «Волк и заяц». Он ставит двух детей на середину комнаты и показывает каждому из них позу и мимику: заяц удит рыбу и не замечает, что за его спиной стоит волк и вот-вот на него набросится.

Скульптор обходит вокруг скульптурной группы, поправляет ее, если считает это необходимым, отходит в сторону, любуется своей работой.

Скульптор устал, он ложится отдохнуть рядом со своей работой. Пока он спит, скульптурная группа оживает. Волк пытается поймать зайца. Они бегают вокруг спящего, но, как только скульптор начинает шевелиться и просыпаться, волк и заяц занимают свои места и застывают в прежних позах. Скульптор встает, снова любуется своей работой. Он и не знает, что волк и заяц оживали.

МАЙ

1. На море

Ребенок вместе с ведущим рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями.

На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем другой рукой в воздухе рисуются маленькие волны; сцепленные в замок руки рисуют большую волну). По волнам плывут дельфины (волнообразные движения всей рукой вперед). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой (поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вместе и по очереди (одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).

2. Росток

Исходное положение — дети сидят на корточках в кругу, нагнув голову к коленям и обхватив их руками.

Ведущий. Представьте себе, что вы — маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

В начале освоения этого упражнения на каждый счет называют часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других: «один» — медленно выпрямляются ноги, «два» — ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки; «три» — постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» — разводятся плечи и выпрямляется шея, поднимается голова; «пять» — дети поднимают руки вверх, смотрят на них, будто тянутся к солнцу.

3. Восковая фигура

Дети с закрытыми глазами «лепят» друг из друга одну и ту же скульптуру. После чего каждый возвращается в ранее приданную ему позу и сохраняет ее до тех пор, пока не будет закончена последняя копия. Затем дети открывают глаза, сравнивают полученные фигуры и обсуждают результат.

4. Пляж

Исходное положение — лежа на спине. Предложите детям закрыть глаза и представить, что каждый из них лежит на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает их. Веет легкий ветерок. Каждый отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть каждый прислушается к своему телу. Почувствует позу, в которой лежит. Удобно ли лежать?

Пусть каждый из детей попытается изменить свою позу так, чтобы было максимально удобно. Затем предложите им потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

Дополнительные упражнения. Можно использовать при работе с детьми упражнения на релаксацию с целью снятия мышечного напряжения: «Ноги», «Живот», «Спина», «Грудная клетка», «Руки», «Ниже пояса», «Шея», «Лоб», «Глаза», «Нос», «Улыбка», «Язык», «Челюсти», «Губы» (см. приложение).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дополнительные упражнения на релаксацию
при работе с детьми старшего дошкольного возраста

Ноги

Подними левую ногу, поверни ее носком к себе и напряги ее. Отметь места, где чувствуешь максимальное напряжение (верхняя и нижняя часть бедра, колено, икра, передняя и задняя часть стопы и носок). Медленно расслабь ногу и опускай ее, пока стопа не окажется на полу. Убедись, что нога полностью расслаблена. Заметь и запомни разницу в мышечных ощущениях. Повтори упражнение с правой ногой.

Живот

Напряги живот, поджав его и сделав твердым, как доска. Отметь места, где ты чувствуешь максимальное напряжение. Медленно расслабь живот. Заметь, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабь их полностью. Заметь и запомни разницу в мышечных ощущениях.

Спина

Наклонись вперед. Отведи локти максимально назад и попробуй свести лопатки. Отметь места, где ты чувствуешь максимальное напряжение. Медленно расслабься, выпрямись в кресле и вытяни руки до тех пор, пока они не лягут на колени в расслабленном состоянии. Заметь, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабь их полностью.

Грудная клетка

Напряги грудную клетку. Попытайся сжать ее. Отметь места, где ты чувствуешь максимальное напряжение. Медленно расслабь грудь. Заметь, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабь их полностью. Заметь и запомни разницу в мышечных ощущениях.

Руки

Выпрями правую руку, сожми кулак и напряги руку от плеча до кисти. Отметь места, где ты чувствуешь максимальное напряжение. Обрати внимание на те области, которые напряжены больше всего. Медленно расслабляй руку начиная с предплечья до тех пор, пока она не ляжет на колени в расслабленном состоянии. Заметь, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабь их полностью. Заметь и запомни разницу в мышечных ощущениях. Повтори упражнение с левой рукой.

Ниже пояса

Напряги нижнюю часть тела, включая бедра и ягодицы. Ты должен почувствовать, как будто слегка приподнялся над креслом. Ты можешь заметить, что твои ноги тоже немного напряглись. Отметь места, где ты чувствуешь максимальное напряжение. Медленно расслабься в кресле. Заметь и запомни разницу в мышечных ощущениях.

Шея

Напряги шею. Отметь места, где ты чувствуешь максимальное напряжение. Обрати особое внимание на те области, которые напряжены больше всего. Медленно расслабь шею. Заметь, как чувствуют себя расслабляющие мышцы, затем расслабь их полностью. Отметь разницу в мышечных ощущениях.

Лоб

Наморщи лоб. Отметь места, где ты чувствуешь максимальное напряжение. Медленно расслабь лоб и особо внимательно следи за теми областями, которые напряжены больше всего. Понаблюдай несколько секунд, как чувствуют себя расслабившиеся мышцы, затем расслабь их полностью. Отметь разницу в мышечных ощущениях.

Глаза

Очень плотно закрой глаза. Отметь места, где ты чувствуешь максимальное напряжение. Твои глаза должны быть напряжены в верхней и нижней частях век и по внешним и внутренним границам глаза. Обрати особое внимание на те области, которые напряжены больше всего. Постепенно расслабь мышцы глаз, медленно открывая их. Отметь разницу в мышечных ощущениях.

Нос

Наморщи нос. Отметь места, где ты чувствуешь максимальное напряжение. Обрати особое внимание на те области, которые напряжены больше всего. Постепенно расслабь нос, сняв все напряжение. Понаблюдай несколько секунд, как чувствуют себя расслабившиеся мышцы, затем расслабь их полностью. Отметь разницу в мышечных ощущениях.

Улыбка

Широко улыбнись. Отметь места, где ты чувствуешь максимальное напряжение. Губы должны быть широко растянуты. Постепенно расслабь лицо. Понаблюдай несколько секунд, как чувствуют себя расслабившиеся мышцы, затем расслабь их полностью.

Язык

Крепко прижми язык к небу. Отметь места, где ты чувствуешь максимальное напряжение. Медленно расслабь эти мышцы, опуская язык вниз. Обрати особое внимание на те области, которые напряжены больше всего. Заметь, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабь их полностью. Отметь разницу в мышечных ощущениях.

Челюсти

Напряги челюсти. Отметь места, где ты чувствуешь максимальное напряжение. Медленно разожми челюсти и отметь ощущение освобождения. Заметь, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабь их полностью. Отметь разницу в мышечных ощущениях.

Губы

Подожми губы. Отметь места, где ты чувствуешь максимальное напряжение. Обрати особое внимание на те области, которые напряжены больше всего. Заметь, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабь их полностью. Отметь разницу в мышечных ощущениях.

ЛИТЕРАТУРА

Игры-обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994.

Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия с детьми в подготовительной группе (конспекты занятий). — М.: Книголюб, 2005.

Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми (конспекты занятий). — М.: Книголюб, 2005.

Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. — М.: Аркти, 2006.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, Академия развития, 1997.

Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Чистякова М.И. Психогимнастика. — М.: Просвещение, 1990.

Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. — М.: ТЦ «Сфера», 2003.