Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №24/2008


Читатель на приеме/обратная связь

Глазами специалиста

В последнее время в средствах массовой информации очень настойчиво звучат самые разные обвинения в адрес психологов, работающих в сфере образования. Заголовки и содержание таких публикаций порой шокируют. Но, к счастью, мы, психологи, владеем способностью анализировать ситуацию, умеем смотреть на нее объективно.

Обсуждая эту проблему на заседании методического объединения, специалисты городской психологической службы решили заявить публично, что никто из нас не согласен с подобными огульными обвинениями. Легче всего навесить ярлык на всех педагогов-психологов, представить частные случаи как закономерности, создать искаженное представление о широкой распространенности негативных явлений, предвзято подобрать информацию и подать ее общественности. Куда сложнее разобраться в ситуации.

Трудно не согласиться с мнением главного редактора газеты «Школьный психолог» Игоря Вачкова, что нам, психологам, сегодня приходится проходить не вполне корректный тест на нужность детям и школе. И все же мы готовы отстаивать свое право на реабилитацию в глазах читателей подобного рода статей.

Еще совсем недавно все понимали, что наступило такое время, когда психологическая помощь должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути. Как самая чувствительная часть социума, педагоги и подрастающее поколение больше других нуждаются в поддержке психолога. Специалисты психологической службы нашего города имеют богатый опыт работы в этом направлении — наша психологическая служба при управлении образования существует с 1992 года. Мы хорошо знакомы с нормативно-правовой базой обеспечения деятельности педагога-психолога в системе образования Российской Федерации, с Положением о Службе практической психологии в образовании, где обозначены основные направления деятельности школьного психолога. И мы организуем свою деятельность в образовательных учреждениях по модели психолого-педагогического сопровождения, что исключает применение каких-либо опасных экспериментальных методов типа гипноза и медитации.

Наши педагоги имеют специальное образование, полученное в педагогических и психолого-педагогических вузах, имеющих государственные лицензии. Кроме того, мы регулярно повышаем свою квалификацию в региональном Институте переподготовки кадров. Услуги по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса осуществляем исключительно на добровольной основе, причем педагоги, родители и учащиеся получают всю необходимую им информацию о целях и результатах психологического обследования. Наши специалисты принимают самое активное участие в различных конкурсах педагогического мастерства, всегда готовы поделиться опытом с коллегами на семинарах-практикумах, научных конференциях.

Постепенно среди родителей, учеников и учителей выработалось адекватное восприятие нас как специалистов. Выросли уже те дети, которые получили квалифицированную помощь педагога-психолога в своей родной школе. Да, они громко об этом не заявляют, потому что помощь специалиста порой остается незаметной. Умелый психолог всегда находится в тени, так как только подводит своего клиента к конструктивному выходу из трудной ситуации. Самые важные решения воспитанники и их родители принимают сами, но многие из них знают, что без такого рода помощи им было бы намного труднее.

Единственная современная проблема в работе школьных психологов возникла относительно недавно, вместе с введением подушевого финансирования. Связана она с оплатой нашего труда. В рамки педагогической деятельности наша служба «не встраивается». Как и по какому принципу нам платить? Стимулирующий фонд, имеющийся теперь в каждой школе, не безразмерен. Да и как определить эффективность работы, результаты которой будут заметны лишь через несколько лет?

Мы очень хорошо понимаем, что если сегодня не решить этот вопрос, то завтра наши школы останутся без психологов, ученики — без необходимой поддержки. Едва ли учителя готовы полностью компенсировать потерю такого важного в воспитании и образовании звена.

Мы считаем, что самым главным в нашей работе является сохранение здоровья детей. Психолог — это своеобразный эколог детства, который понимает, что школа не только и не столько должна быть местом, где учащихся «топят» в море знаний, где передаются умения и навыки, идеалы, традиции, подавляющие желание ребенка быть самим собой. Следовательно, стратегия психологической службы заключается в том, чтобы декларированные лозунги нашей школы о всестороннем и гармоническом развитии хотя бы чуточку приблизились к реальному воплощению.

Каждый из нас понимает свою роль и свой вклад в общее дело. Надеемся, что нас поддержат коллеги из других регионов. И всем миром мы не позволим превратить современную школу в учреждение, где гуманистические психологические установки мешают учебному процессу, где нет специалиста, способного понять проблемы детей, родителей и педагогов.

Педагоги-психологи
Е.А. ГЕКК, Е.А. ПУТИНЦЕВА,
И.В. ВАХИТОВА, Т.А. САФОНОВА
и др. (всего 19 подписей),
г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область