Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2009


Вести из регионов

Тамбов

10 октября в Институте психологии ТГУ им. Г.Р. Державина в рамках III Международной научно-практической конференции «Практическая психология: от теоретических исследований до инноваций» состоялся круглый стол «Перспективы психологической службы региона»

Основная его задача была сформулирована так: «Определение эффективных путей развития психологической службы региона». Первой взяла слово Н.А. Коваль (зав. кафедрой социальной психологии, доктор психологических наук, профессор). Она обратила внимание на неблагополучие в нынешнем состоянии молодежи в Тамбовской области, подтвержденное данными исследования Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, который выявил три наиболее распространенные формы зависимости у молодых людей: наркозависимость, игровая и межличностная зависимость. Последние два вида особенно четко оформились в особую группу начиная с 2004 года, когда появился новый вид зависимости — игромания. Сейчас она составляет 33 % от общего количества обращений по проблемам зависимости.
Нина Александровна определила ключевую задачу психологов региона — разработка новой модели преодоления деструктивных внутрисемейных отношений. Необходимость развития и совершенствования приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — еще одна проблема, продиктованная высокой степенью социальной дезадаптации выпускников учреждений для детей-сирот.
Участники активно включились в обсуждение путей решения этих проблем, отметив значимость совместной деятельности психологов различных ведомств: образования, здравоохранения, социальной службы и правоохранительных органов.
В ходе развернувшейся дискуссии были намечены пути преодоления разрозненности психологов, работающих с детьми, через создание системы психологической службы образования в масштабах города и области. Педагоги-психологи области отметили, что должна быть создана многогранная система поддержки различных категорий детей, способствующая тому, чтобы образование стало доступным для всех.
Ученые и практики были единодушны во мнении, что пока еще не создана теоретически обоснованная и экспериментально проверенная прикладная психолого-педагогическая модель, способствующая укреплению психологического здоровья школьника.
Наиболее продуктивным видом повышения психологической компетентности всех участников образовательного процесса является, по мнению собравшихся, систематическое преподавание психологии с первого по одиннадцатый классы. Этот вид работы осуществляется в привычной для детей обстановке внутри классного коллектива. Вооруженный психологическим знанием о себе и других, школьник сможет адекватно оценивать себя и окружающих, выстраивать и регулировать систему ценностей, изменять свое отношение к людям, что позволит сохранить и укрепить психологическое здоровье, создаст условия для полноценного бесконфликтного развития личности ребенка.
На базе МОУ СОШ № 31 г. Тамбова уже открыта областная экспериментальная площадка «Психологическое здоровье — основа личностного развития школьника», которая предусматривает создание и проверку программы преподавания психологии с учетом возрастных особенностей развития школьников.

И.В. СМОЛЯРЧУК,
доцент ТГУ им. Г.Р. Державина
Н.В. ВЯЗОВОВА,
доцент ТГУ им. Г.Р. Державина