Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2009


Газета в газете

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
№ 1 (21)

 

Елена КЕССЛЕР,
Эльвира ПУСТЫНКИНА,
педагоги-психологи
Центра психолого-медико-социального сопровождения
детей и подростков,
г. Рязань

 

 

Радужная гусеница

Уже не первый год в Центре психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков города Рязани реализуется проект «Центр игровой поддержки развития ребенка», работа которого направлена на возвращение культуры игры в детские сады и семьи. В рамках проекта мы, педагоги-психологи, проводим развивающие игровые занятия для дошкольников и младших школьников, знакомим родителей и педагогов с возможностями использования игры для развития детей в семье, детском саду и школе. Эту работу мы ведем по программам, созданным нашими специалистами.

Игрушки — важная составляющая развивающей среды, создаваемой взрослыми для ребенка. Планируя в нашем Центре игровой поддержки развития ребенка игровую комнату, мы с коллегами постарались подобрать разнообразные игровые средства. В то же время нам хотелось, чтобы в комнате было красиво и уютно. Для этого мы решили приобрести большую мягкую игрушку. Однако игрушки, которые мы видим в магазинах, нас не устраивают — они могут только ненадолго украсить интерьер, но использовать их в играх затруднительно, а эффект новизны от их восприятия проходит быстро. Так часто происходит в семьях, когда ребенку дарят большую мягкую игрушку. Очень скоро родители уже начинают мечтать поскорее отдать ее кому-нибудь из-за нехватки места для ее хранения. Нам нужна была не только красивая, но и полезная игрушка, в которую можно играть всем вместе, долго и по-разному, решая разнообразные развивающие задачи.

Такую игрушку мы придумали сами, а сшили ее для нас на рязанской фабрике «Игрушка». И теперь гусеница не только украшает игротеку, но и развивает детей. Мы хотим рассказать о нашей разработке и о том, как с ней можно играть.

Гусеница состоит из восьми больших шаров-подушек, связанных между собой шнурками. Первый шар — это голова с усиками и глазами. На месте рта и бровей нашита лента-липучка, которая дает возможность моделировать различные эмоции с помощью съемных деталей бровей и рта, поэтому наша гусеница может грустить, удивляться, радоваться вместе с детьми. Семь остальных шаров одинаковые, они составляют туловище гусеницы. Все детали к ним съемные: к бокам с помощью больших пуговиц можно прикрепить «сапожки» семи цветов радуги. На спинку с помощью липучки крепятся цветные украшения — «пятнышки», которые соответствуют по цвету «сапожкам». Все «пятнышки» разной формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал, пятиугольник. К последнему шарику можно привязать яркий «хвостик», состоящий из двух маленьких шариков.

Общая длина гусеницы около трех метров. Она прекрасно украсила интерьер нашей игротеки, на ней мы можем отдохнуть, расслабиться, сесть в кружок и поиграть в разные игры.

Предлагаем возможные варианты использования этого игрового средства для решения задач развития мелкой и крупной моторики, расслабления, развития эмоционального мира и обучения общению, формирования восприятия, памяти и мышления, ознакомления с формой и цветом. Каждая игра может комплексно воздействовать на развитие ребенка.

 

«Покачай нас, гусеничка» (с 2 лет)

Цель: снятие психомышечного напряжения, расслабление.

Дети ложатся животами на шары — сегменты гусеницы и качаются вперед-назад, желающие закрывают глазки. Детям с 4 лет можно предложить представить, что гусеница ползет и везет нас в лес, на лужок, в детский сад и др., а потом поделиться впечатлениями.

 

«Потерянные сапожки» (с 2 лет)

Цель: развитие внимания и восприятия цвета, моторики.

Гусеница потеряла сапожки по одному от пары. (Для двухлетних малышей можно использовать меньшее количество шаров для туловища и сапожки четырех цветов.) Дети ищут в комнате потерянные сапожки и прикрепляют их на нужное место.

 

«Рассеянная гусеница» (с 3 лет)

Цель: развитие восприятия цвета.

Гусеница очень торопилась и перепутала сапожки. Дети помогают гусенице «переобуться» и найти каждому сапожку пару по цвету.

 

«Магазин» (с 3 лет)

Цель: развитие восприятия цвета и формы.

Гусеница пригласила гостей и хочет угостить их. На спинке она несет угощение той же формы, что и коврик. Дети помогают гусенице сделать покупки, находя соответствующую карточку или предмет (овощи, фрукты, сладости) той же формы, что и пятнышко на спинке.

 

«Путаница» (с 3 лет)

Цель: развитие зрительной памяти.

Гусеница нарядилась, а потом перепутала порядок пятнышек на спинке. Дети помогают восстановить украшение.

Вариант — гусеница загадывает детям загадки: что изменилось, чего не стало?

 

«Радуга» (с 3 лет)

Цель: развитие восприятия цвета.

Гусеница после дождя вышла погулять и увидела на небе разноцветную радугу. Ей очень захотелось украсить свою спинку разноцветными пятнышками, чтобы они подошли по цвету к сапожкам, а как это сделать— она не знает. Малыши помогают гусенице и украшают ее.

С 4 лет дети могут с помощью взрослого вспомнить расположение цветов радуги.

 

«О чем думает гусеница?» (с 3 лет)

Цель: развитие умения понимать эмоции.

У гусеницы печальное лицо. Дети пытаются угадать, что могло ее опечалить. Так же обыгрываются другие эмоции.

 

«Зеркало» (с 3 лет)

Цель: развитие эмоционального мира.

Дети по очереди меняют у гусеницы выражение лица, называют и повторяют его.

 

«Доктора» (с 3 лет)

Цель: развитие мелкой моторики руки.

Гусеница ползла к детям, очень торопилась, и шнурочки на ее туловище развязались. Ей нужна помощь. Дети «лечат» ее, связывают шары туловища вместе.

 

«Логические прятки» (с 5 лет)

Цель: развитие логического мышления, ориентировки в пространстве.

Гусеница прячет под животиком или пятнышком мелкие предметы или карточки, дети находят их по описанию. Например, шарик находится справа от квадрата и слева от круга (между треугольником и овалом, под третьим шариком от головы, под вторым шариком от хвоста и т.п.).

 

Мы привели только несколько примеров использования радужной гусеницы. Задания можно варьировать и придумывать все новые игры для детей.

Педагоги образовательных учреждений и педагоги-психологи, в том числе и немецкие партнеры из психологического центра г. Мюнстера, бывая в нашем Центре, высоко оценивают развивающий потенциал этого игрового средства, задают много вопросов по его использованию и изготовлению, с удовольствием придумывают свои варианты игр. В сенсорной комнате одного из детских садов г. Рязани у нашей гусеницы уже есть «сестренка».

Надеемся, что коллеги заинтересуются развивающими возможностями радужной гусеницы и смогут порадовать детей интересными и полезными играми. Эту игрушку можно легко изготовить самим, особенно если уменьшить ее размер, а играть с ней можно почти так же, как с большой.