Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2009


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия — по-новому»

 

Я — автор событий в своей жизни!

Программа тренинга психологического содействия
социальной адаптации

Программа проводится в гимназии со старшеклассниками во вновь сформированном коллективе (10-й класс). В ней уже приняли участие 140 гимназистов. Практические результаты, достигнутые в результате двухлетней работы с классными коллективами, показали возможности более широкого применения данной программы. Таким образом, данный тренинг имеет многоадресную и многоцелевую направленность. Диалоговый, многомерный подход к организации занятий предполагает спонтанность, поэтому я хотела бы привести не разработанные «дни», не сценарии занятий, а лишь материал для их построения психологом в зависимости от ситуации, потребностей участников и самого ведущего.

Основной целью данного тренинга является создание условий для осознания подростками своих внутренних установок, комплексов, тормозящих личностное развитие, и принятие ответственности за события в своей жизни.

Форма реализации программы — тренинг.

Количество человек в группе — 20–25.

Условия проведения: тренинг проводится в течение трех дней по 6 часов (включая перерыв 1 час).

Структура занятий:

• разминка,

• приветствие,

• обсуждение домашнего задания (во 2-й, 3-й день),

• основная часть,

• рефлексия,

• ритуал прощания.

В начале занятий для ведущего важными являются: формирование сплоченности группы, выработка групповых правил, мотивирование на занятия, диагностика личностных особенностей подростков. Это происходит непосредственно в процессе знакомства участников группы со своими личностными особенностями.

В первый день занятие начинается с мотивирования участников.

Ведущий. «Я — автор событий в своей жизни». Как вы думаете, что это такое, о чем мы здесь будем говорить? Бывает ли так в вашей жизни, когда вам не нравится, что за вас решают, что вам делать, куда ходить и как вам жить? А бывает ли так, что вы не знаете, что вам нужно делать, что вам самим хочется? И в то же время вы не хотите, чтобы за вас решал другой человек? (Ответ: Да, бывает.) А хотелось бы вам самим распоряжаться своим временем, строить планы и быть хозяевами своей жизни? (Ответ: Да.) Но одного желания недостаточно — нужно знать себя, свои желания, потребности и возможности, предвидеть последствия на несколько шагов вперед, как в шахматах. И, кроме того, нужно понимать других людей, так как многое в нашей жизни зависит от других. На наших занятиях мы будем узнавать себя и других людей, распоряжаться своим временем, принимать решения и строить свою жизнь.

То, что вы будете слышать и видеть здесь, вы можете принять или не принять. Я призываю вас — принять, а потом решить, что делать с этой информацией: отказаться от нее, деформировать, принять полностью или частично.

 

Жизненные установки

Ведущий. У каждого из нас есть положения-установки, исходя из которых мы действуем в жизни. Ваша жизнь состоит как из светлых полос, так и из черных. Как правило, в черном цвете своей жизни вы обвиняете кого-то, но только не себя. Потому что вы же не можете сделать хуже себе. Это делают другие.

Скажите, перед тем как прийти сюда, кто из вас задумался о том, какую одежду надеть, какой макияж использовать, как причесаться, как себя вести и так далее? Поднимите руки. Для чего вы это делали? Чтобы ХОРОШО ВЫГЛЯДЕТЬ.

Как часто ты молчишь в разговоре, боишься сказать что-то не так, выглядеть некрасиво, глупо? Как часто ты что-то делаешь, чтобы произвести хорошее впечатление? Для чего? Чтобы создать хорошее впечатление о себе! Чтобы создать отношения с людьми. Что есть отношения для тебя? Доверие, открытость, искренность, честность, поддержка и так далее (называют участники).

Скажи, если ты изначально неискренен в отношениях, построишь ли ты такие отношения? Нет.

Вывод: БУДЬ САМИМ СОБОЙ!

Как часто в своей жизни ты стремишься доказать свою правоту? Для чего?

Ведущий приглашает двух участников. Показывает им лист бумаги формата А4, на котором нарисована цифра 6/9. Ведущий показывает цифру первому участнику.

Ведущий. Что ты видишь?

Участник 1. Цифру 6.

Ведущий переворачивает лист и задает тот же вопрос второму участнику.

Ведущий. Что ты видишь?»

Участник 2. Цифру 9.

Ведущий. Как часто бывает в твоей жизни, что твое видение ситуации отличается от видения этой же ситуации другим человеком? Можно ли это разрешить? Да.

Можно постараться убедить другого, что он не прав. В этом случае работает глубинная установка: Я ПРАВ! Какую цену ты платишь, доказывая свою правоту? Время, силы, здоровье, отношения, новые возможности для себя и других. Когда ты доказываешь свою правоту — ты оправдываешь себя, при этом обесцениваешь других. Задумайся, что ты будешь делать со своей правотой?!

Каждый может остаться при своем мнении или признать точку зрения собеседника, при этом взять на себя ответственность за свой выбор.

Скажи, бывают ли в твоей жизни ситуации, когда ты говорил себе или говорили тебе, что какой-то поступок лучше не совершать? Как ты думаешь, какая установка работает в этом случае? НЕ РИСКОВАТЬ! Если ты не рискуешь — тебе комфортнее, спокойнее. Что ты теряешь при этом? Новые возможности для себя.

Теперь ты знаешь основные жизненные установки, по которым ты живешь. Какой результат ты имеешь? Чем ты платишь?

Я предлагаю тебе изменить эти установки. Перестань оглядываться на других — стань самим собой. Будь ответственен за свою жизнь! Ты — единственный автор событий в своей жизни! Готов?

Далее рекомендуется проводить упражнения, способствующие созданию атмосферы сотрудничества, знакомству ребят друг с другом, узнаванию нового о других и о себе.

 

Жизнь в группе

Перед перерывом вводится понятие «бадди», то есть друг, и два положения (правила):

1) У каждого участника есть «бадди», за которого он ответственен так же, как за себя.

2) Каждый участник является «бадди» для всех остальных.

Ведущий произвольно делит подростков на пары — «бадди». Во время перерыва они должны обменяться номерами телефонов, домашними адресами в письменной форме.

Также участники решают, кто из них будет ВРЕМЕНЕМ группы — ответственным за выполнение регламента работы, своевременной явки на занятия; кто будет ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ группы — ответственным за выполнение заданий, за явку группы в полном составе. Эти два человека имеют полномочия обратиться к ведущему за дополнительным временем для выполнения заданий в полном объеме.

На перерыв дается четко определенное время, по истечении которого группа может войти в кабинет для продолжения работы.

Работа продолжится только при наличии всех участников и при наличии выполненного задания у каждого участника. В противном случае ответственные за время и выполнение задания должны заявить о срыве и взять дополнительное время.

Данное правило действует во все дни работы тренинга.

 

Обязанности и обязательства

Ведущий. Как вы считаете, отличаются ли друг от друга слова «обязанности» и «обязательства»? (Ответ: Да.) Я предлагаю рассмотреть смысловую разницу этих понятий.

Обязанность — то, что накладывается на человека извне, обществом, нормами и так далее.

Обязательство — то, что человек сам на себя принимает.

Что приятнее выполнять: обязательства или обязанности? Конечно, обязательства — это твой выбор. Как часто в своей жизни ты не выполняешь взятые на себя обязательства? Что мешает?

Следующее упражнение поможет вам с большей готовностью выполнять взятые на себя обязательства.

Напишите на листе бумаги обязательство, о котором вы чаще всего забываете. Это событие А.

Далее действуем по алгоритму, использую прием искусственного ухудшения ситуации.

Если я не сделаю А, то будет В (негативные последствия).

Если будет В, то будет С (последствия ухудшаются).

Если будет С, то будет Н (последствия ухудшаются).

Если будет Н, то будет К (самый негативный результат).

Уж лучше я сделаю А, чем будет К.

Можно предложить выполнить данное упражнение в парах, что позволит создать веселую атмосферу, познакомиться поближе друг с другом.

 

Домашнее задание на второй день

Каждый участник перед уходом домой получает лист формата А4 — распечатку с домашним заданием. Задание составляется с учетом дальнейшей работы с данной информацией на занятии и отработки полученных навыков.

Пример домашнего задания.

Анализ. Для получения максимальной пользы от занятий дома нужно отводить хотя бы несколько минут на размышления над опытом, приобретенным на тренинге. Ты можешь вести записи, делать заметки. Подумай, как задействован в сложных ситуациях ты сам? Каким образом проходит твоя совместная работа с одноклассниками над этими заданиями? Каковы для тебя главные результаты?

—Напиши свои жизненные цели, какими ты их видишь на сегодняшний день в различных сферах своей жизни. Подумай, что или кто может помешать их осуществлению; что ты можешь сделать для достижения желаемого.

— Принести 2–3 свои детские фотографии в возрасте 4–8 лет. Постарайся перед занятием их никому не показывать.

— Изобрази себя в каком-либо образе. Представь, кем или чем ты мог бы быть еще в этой жизни. Рисунок никому не показывай и не рассказывай о нем перед занятием.

— Позаботься о своем БАДДИ и еще О ДВУХ БАДДИ!

 

Жизненные цели

Участники произвольно делятся на группы по 5–6 человек. В группе роли распределяются каждый раз по-разному.

Роли: 1-й ставит цель (каждый ее формулировал в своем домашнем задании) и определяет роли другим участникам, 2-й — его внутренний голос, 3–5-й участники — это обстоятельства, которые могут помешать в достижении цели (время, деньги, болезнь, люди, неуверенность и так далее).

1-й участник декларирует свою цель, «внутренний голос» его поддерживает (стоит за спиной, держит за плечо, вселяет в него уверенность).

Остальные участники, согласно своим ролям, должны помешать достижению цели. Задача 1-го участника: привести весомые доводы и «обезоружить» обстоятельства. Участники-обстоятельства сами принимают решения о своей ликвидации. Только в этом случае цель считается достигнутой.

 

Домашнее задание на третий день

Группа должна организовать презентацию своей КОМАНДЫ. В этом должен принять участие КАЖДЫЙ член команды. Решение о форме проведения презентации принимают сами участники. Им дается право прийти до начала занятий и готовиться в кабинете. Презентация команды не может длиться более 20 минут. В ней они должны заявить о себе как о КОМАНДЕ.

АНКЕТА

(заполняется в третий день в перерыв)

Подведение итогов. Проанализировав опыт, приобретенный на тренинге, какие умозаключения ты способен сделать? Какие аспекты обучения являются наиболее важными для тебя? Подтверждает ли опыт существующее у тебя понимание и / или расширяет его, помогает узнать что-либо новое?

С каким опытом и переживаниями ты уходишь с тренинга? Что удалось, а что не совсем в работе группы. Что ты мог сделать для этого?

Планы на будущее. Чтобы завершить цикл обучения и использовать полученный опыт в других областях своей жизни, тебе необходимо понять, какие аспекты тренинга могут быть использованы в других контекстах. Могут ли полученные знания эффективно использоваться в иных ситуациях? Обдумай свои планы, которые необходимо воплотить в жизнь для достижения этого.

Статья подготовлена при поддержке компании «АВИСТА-М». Если Вы решили приобрести качественное и надежное медицинское оборудование, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «АВИСТА-М». На сайте, расположенном по адресу www.Avistamebel.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать стол для забора крови и другую медицинскую мебель по выгодным ценам. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Avistamebel.Ru.

Что бы ты сказал другим десятиклассникам о тренинге? Твои пожелания для них.

Светлана КОЛЧАНОВА,
педагог-психолог
высшей категории МОУ
«гимназия № 1»,
г. Тюмень