Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2009


Личный опыт

Проверка на профессионализм

Психологическое сопровождение
участников конкурса «Педагог года»

Конкурс профессионального мастерства педагогов представляет собой не только испытание в профессии, но и психологическое испытание, период подведения итогов личных и профессиональных достижений; один из ярких жизненных моментов, позволяющих человеку открыть в себе новые возможности самосовершенствования.

Для конкурса характерно погружение в ситуации оценивания, сравнения, критики, четко установленной регламентации, что требует от человека гибкости, ответственности, высокой работоспособности, самоорганизации, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости. Не каждый конкурсант может самостоятельно с этим справиться.

В Сургуте конкурс «Педагог года» проводится с 1996 года, и ежегодно численность его участников растет. Для организаторов и участников стало очевидным, что во время испытания многие конкурсанты переживают сильный стресс, длительно пребывают в волнении, беспокойстве, тревоге, проявляют острые эмоциональные и соматические реакции. Кульминационным и наиболее фрустрирующим моментом чаще всего становятся этапы отбора в следующий тур. Появляются участники, психологически не готовые принять «поражение», а порой и признание, им трудно мобилизоваться и конструктивно действовать далее. Разочарование, неоправданные надежды зачастую приводят в дальнейшем к снижению самооценки педагогов в профессиональной и личностной сфере.

Все это актуализировало необходимость в организации психологического сопровождения участников до, во время и после профессионального испытания. Для эффективности данного процесса была создана образовательная программа «Психологическая готовность педагогов к участию в конкурсе профессионального мастерства».

Цель программы: формирование у педагогов психологических компетенций, необходимых для участия в конкурсах профессионального мастерства.

Задачи:

• осознание мотивационной позиции педагогов по отношению к участию в конкурсе профессионального мастерства;

• формирование навыков самопрезентации и творческого самовыражения;

• формирование навыков саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием;

• овладение приемами и навыками управления эмоциональным состоянием других людей, способами взаимоподдержки;

• осознание психологических барьеров, препятствующих актуализации ресурсных состояний;

• формирование навыка осознанного обращения к ресурсам в неожиданной, стрессовой ситуации, ситуациях оценивания и критики;

• развитие навыка профессиональной и личностной рефлексии.

Особенность программы и логика построения занятий предоставляют возможность:

• исследовать процесс коммуникации с помощью различных методов психодиагностики личностных и профессиональных качеств (наблюдение, проективный метод, анализ);

осознать свою индивидуальность, конкурентоспособность, стрессоустойчивость; уровень мотивации достижений в процессе группового взаимодействия (ролевые игры, упражнения);

• овладеть элементарными навыками психологической саморегуляции посредством изучения приемов дыхательных и голосовых техник, визуализаций, творческого самовыражения и др.

Формы обучения: семинар-тренинг, мини-лекция, психодиагностика, самоанализ, психологические игры и упражнения, медитации, арт-терапевтические методы, темы для самостоятельного изучения и практики. Особая роль среди психологических методов принадлежит методу социально-психологического тренинга, где слушатели имеют возможность выработать алгоритм поведения в разных проблемных ситуациях.

С 2002 года данная программа ежегодно успешно реализуется и совершенствуется в нашем городе.

Итак, психологическое сопровождение конкурсантов осуществляется нами в три этапа.

1-й этап. Подготовительный

На данном этапе будущие участники впервые встречаются на семинаре-тренинге «Профессиональный конкурс в моей жизни». Психологи-тренеры создают в группах благоприятную психологическую атмосферу, условия для осознания мотивов участия в профессиональном конкурсе.

В программу семинара-тренинга включаются упражнения на групповое сплочение, развитие навыков самопрезентации, саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием, управления эмоциональным состоянием других людей; на осознание психологических барьеров, препятствующих актуализации ресурсных состояний. Особенно значимым этапом работы тренинга, по мнению многих участников, является тренировка навыков публичного выступления и уверенного поведения на сцене.

В рамках подготовительного этапа педагоги также встречаются с победителями конкурсов прошлых лет, посещают их открытые мероприятия, анализируют видеоматериалы (уроки, занятия, мастер-классы и пр.).

2-й этап. Основной

За неделю до начала конкурса проводится психологический тренинг «За несколько часов до…». В результате работы, цель которой — определение психологической готовности участников к конкурсу, тренерами выявляются наиболее эффективные профессиональные и личностные ресурсы участников и актуализируется возможность обращения к ним в ходе конкурса; прорабатывается этап психологической готовности конкурсантов к каждому конкурсному мероприятию; формируется запрос на оказание индивидуального психологического сопровождения в ходе последующих конкурсных мероприятий. Каждый из участников обозначает для себя ценностную значимость конкурса.

И здесь, как правило, проявляются конкурентоспособность участников, мотивация к победе, проявление сильных личностных качеств.

На этом же этапе осуществляется психологическое сопровождение участников в течение конкурса: перед конкурсными мероприятиями («Визитка», «Представление опыта работы», «Открытое занятие», «Мастер-класс») — с целью нормализации возбужденного психоэмоционального состояния с элементами страха, улучшения самоорганизации и повышения уверенности; во время конкурсных мероприятий — с целью оказания психологической поддержки; после конкурсных мероприятий — с целью снятия депрессивных, истерических и ипохондрических состояний.

Такого рода индивидуальное сопровождение необходимо, оно придает конкурсантам уверенность, дает ощущение спокойствия, так необходимое в волнующие моменты конкурса.

На наш взгляд, очень важно после оглашения результатов каждого тура провести рефлексию и самоанализ, организовать пространство для проработки острых чувств (отчаяния, грусти, сожаления, освобождения, радости, усталости и др.), диагностику стрессовых расстройств отдельных участников и профилактику психосоматических проявлений и состояний (депрессий, заболеваний и т.д.). Это позволяет мобилизовать ресурсы участников, обеспечить их информацией и сформулировать планы на будущее. Особенно важным этот этап является для финалистов, которые получат психологическую поддержку от команды конкурсантов.

Спонсор публикации статьи интернет-аптека "ЕвроФарм". Компания предлагает Вам лекарства из Европы по выгодным ценам. Гаилгин, трикортин, ацитретин, метотрексат, ницетил, колхицин купить в Украине. Посмотреть полный каталог товаров, цены, узнать условия доставки и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.evrofarm-ua.com/.

3-й этап. Заключительный

После окончания конкурса проводится рефлексивный тренинг по теме «Конкурс — начало нового этапа в профессиональной и личной жизни», целью которого является получение обратной связи, присвоение опыта участия в конкурсе каждым конкурсантом, определение стратегий личностного и профессионального рста с учетом полученного опыта.

Психологическое сопровождение конкурсантов осуществляют психологи высшей квалификационной категории, имеющие специальное послевузовское образование по специализации «психологическое консультирование», «разработка и ведение тренинговых программ», имеющие многолетний опыт ведения тренинговых групп, участники, дипломанты и победители конкурсов профессионального мастерства.

Таким образом, психологическое сопровождение участников конкурса — это один из важных, на наш взгляд, организационных компонентов, обеспечивающий формирование эмоциональной устойчивости педагога, способствующий профилактике эмоционального стресса, коррекции поведения учителя во фрустрирующих ситуациях, созданию условий для максимального раскрытия личностного, профессионального потенциала и повышения компетентности конкурсантов.

Участники, определяя на заключительном тренинге ценностную значимость конкурса, отмечают целесообразность и необходимость профессионального психологического сопровождения, которое позволяет принять и осознать конкурс как событие, открывающее новые личностные смыслы в профессии и жизни. Очень часто конкурсанты говорят, что есть жизнь до и после конкурса и если бы подготовку и участие в конкурсе можно было назвать книгой, то получилась бы великолепная коллекция из серии «Жизнь замечательных учителей», где появились бы книги с названиями «На пути к успеху», «Помоги себе сам», «Полет и обретение», «Совершенствование себя», «Энциклопедия педагогических возможностей» и многие другие.

Елена ЗЫРЯНОВА,
психолог, методист МОУ
«Центр развития образования»
Инна БЕКРЕЕВА,
педагог-психолог МОУ лицея № 3,
дипломант Всероссийского конкурса
«Педагог-психолог России — 2008»,
г. Сургут, ХМАО — Югра