Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2009


Гильдия

К проблеме исследования НЛП

НА РАЗНЫХ ПОЛЮСАХ

Большинство современных оценок методов НЛП относится к двум взаимоисключающим полюсам. Первый полюс — непримиримая критика как самих методов, так и антисциентистского подхода НЛП.

«Вследствие всеобщей утраты иллюзий в отношении НЛП, в журналах и книгах психотерапевтической тематики упоминание о нем встречается все реже и реже. Сторонники НЛП не предоставили ни йоты доказательств в защиту своих притязаний, и НЛП как таковое признается неуместной практикой всеми клиническими исследованиями.

По словам профессора Роберта Кэррола (Robert Carrol), выявить «правильную» модель НЛП не представляется возможным, кроме того, применение одной отдельной модели ко всем является слишком упрощенным подходом, который не заменит с огромным трудом накопленного опыта и чья истинность не подтверждается статистическими данными».

«Тот факт, что некоторые исследователи временами отмечают действенность НЛП, скорее можно объяснить «эффектом плацебо» (эффект, основанный на процессе самовнушения человека, когда препарат, заведомо не обладающий никакими целебными свойствами, воспринимается человеком как лекарство и оказывает соответствующие лечебные воздействия), социальным давлением, внешней (поверхностной) симптоматикой, а не самой сутью лечения и переоценкой ряда очевидных побед, когда при этом игнорируются, замалчиваются или оправдываются неудачи».

Внутри этого полюса парадоксальным образом, иногда в одной и той же статье, сочетаются такие аргументы, как «доказано, что техники НЛП имеют действие лишь за счет «эффекта плацебо», и одновременно рассуждения о том, насколько неэтично давать такое «сильное оружие манипулирования личностью» всем желающим. На этом полюсе НЛП присваивают такие нелестные ярлыки, как «околонаучная секта» и «лженаука».

Второй полюс образуют оценки, принадлежащие тем, кто преподает НЛП в той или иной форме, кто материально зависим от мнения о нем в обществе. Эти статьи часто изобилуют ощеломляющими примерами единичных случаев, вроде этого: «Майкл О’Брайен завоевал золотую олимпийскую медаль, на 6 секунд улучшив мировой рекорд в заплыве на 1500 м вольным стилем. Накануне соревнований этот спортсмен в течение полутора часов выполнял сравнительно простые упражнения НЛП. Победа стала возможной после того, как О’Брайен обнаружил, а затем и устранил существующие в его сознании и мешающие ему блоки; а ведь до этого он мечтал всего лишь о бронзовой или, в лучшем случае, серебряной медали».

В таких статьях распространены описания действия методик НЛП как «эффективных», быстро приводящих к желаемому результату, часто упоминаются такие сферы применения НЛП, как избавление от фобий, вредных привычек, аллергии, увеличение личной результативности и «успешности», быстрое получение необходимых навыков (иностранные языки, правописание, эффективное руководство, тайм-менеджмент, коммуникабельность и пикаперство).

Абзац из подобной статьи проиллюстрирует это: «Техники НЛП прекрасно зарекомендовали себя в самых различных видах спорта — от гольфа до стрельбы по мишеням и баскетбола, — всюду позволяя достичь небывалых результатов. На личностном уровне НЛП часто применяют для того, чтобы избавиться от курения и других вредных привычек. Многочисленные случаи чрезвычайно быстрого излечения от различных фобий с помощью НЛП способствовали тому, что этот метод зарекомендовал себя в качестве надежного, эффективного и быстрого средства, хотя и имеющего некоторые отличия от традиционной психотерапии».

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛОГИКИ

Склонность собирать «истории успеха» и игнорировать случаи неудач действительно сильно подрывает авторитет НЛП в научных кругах. Девиз «Это работает!» имеет и оборотную сторону: «Если это не сработало, значит, что-то было сделано неправильно!» — что кроме верифицируемости делает также невозможным и научную фальсификацию НЛП.

Тем не менее тысячи людей, прошедшие курсы НЛП, в большинстве не чувствуют себя обманутыми. На мой взгляд, дело тут не только в «эффекте плацебо» или внушающем поведении «экспериментатора» — ведущего курса, ведь многие приходят на курсы, уже получив эффект после прочтения книг или попробовав тот ограниченный набор техник, о которых узнали из сети Интернет.

Эффект этот, по-моему, легко объясним с точки зрения научной логики при опоре на общепсихологические знания о развитии и функционировании личности. Проведем такой анализ на примере курса «НЛП-практик».

В процессе обучения на НЛП-курсах человек проходит через определенный процесс принятия философско-этического взгляда на собственную личность, на ее возможности и функционирование, а также на процесс коммуникации в человеческом обществе. Отсюда совершенно определенные изменения, которые многих привели к «успеху» (тому, что являлось таковым в их глазах), к взятию большей ответственности за собственную жизнь, к повороту в отношениях и так далее.

Обоснуем, какие основные философско-практические изменения могут быть привнесены в человеческую личность в процессе прохождения курса «НЛП-практик» (см.: Боденхамер Б.Г., Холл Л.М. НЛП-практик: полный сертификационный курс.).

Первое же обращение к читателю связано с пояснением об эмпирической природе НЛП и предложением проводить все эксперименты на практике, не спрашивать, работает ли, а пробовать и получать результат. Предлагается научиться управлять собственными мыслями и поближе познакомиться с неосознаваемыми процессами. Поскольку это считается доступным для большинства нормальных людей, то никакой особой погрешности против классической психологии здесь нет. К тому же неявно прослеживается мысль, что раз вы получаете способ управлять своими психическими процессами (соглашаетесь получать, раз продолжаете читать эту книгу или заниматься на курсах!), значит, вы автоматически берете на себя ответственность за собственные психические процессы. А передача клиенту ответственности за свои мысли и действия является центральным звеном практически любого психотерапевтического направления.

Далее предложен эксперимент, где пошагово изложена работа с модальностями приятного переживания (воспоминания). Приятность самого воспоминания, ряд двойных Эриксоновских связок и несложные действия и вопросы настраивают на то, что сделать этот эксперимент стоит… хотя бы ради эксперимента. Здесь вступают в силу уже известные в классической психологии механизмы: удаленность объекта делает его менее значимым, изменение размера объекта влияет на его восприятие и так далее, причем подчеркивается, что собственный, личный опыт участника может оказаться иным (и это естественно, то есть является научным трюизмом).

Затем идет упрощенное метафорическое описание психических процессов хранения и извлечения информации, которое настраивает на то, что процессы эти простые, понятные, а следовательно, и легко контролируемые со стороны самой личности. Депрессия, печаль, вина и тому подобные состояния переописываются как действия самого страдающего со своими «картинами» опыта, а следовательно, нет ничего невозможного в том, чтобы самостоятельно изменить эти действия, как это уже, собственно, и было сделано в процессе первого эксперимента.

Таким образом, по отношению к любым негативным состояниям занимается диссоциированная позиция при помощи наблюдения, детального исследования и экспериментального изменения структур собственного опыта, а значит, любой субъект превращается из «того, кто испытывает печаль» в «того, кто изучает, как он испытывает печаль», а это уже принципиально иное состояние.

НАБЛЮДАЙТЕ И ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ!

Положительное описание возможностей НЛП, несомненно, должно повлиять на повышение мотивации заниматься его изучением. Приведем цитату из книги, иллюстрирующую утилитарно-прагматический подход этих исследований: «Однако НЛП — это гораздо больше, чем просто набор методов. Ричард Бэндлер сказал: «НЛП — это позиция и методология, порождающие целый ряд техник». В НЛП существует установка на пробуждение сильного любопытства. Она подразумевает желание знать то, что происходит «за сценой». Имея такую установку, мы хотим знать, что заставляет человеческое сознание работать.

Еще одна особенность НЛП — установка на эксперимент. С такой установкой мы пробуем что-либо сделать, затем что-то другое, а потом еще... постоянно пробуем, получаем результаты, используем обратную связь и экспериментируем с чем-нибудь новым. Если что-то не работает, мы пробуем другое и делаем так, пока не найдем то, что работает. «Наблюдайте и экспериментируйте» — эта мысль красной нитью проходит и через книги по НЛП, и через курсы, нацеленные на практическое усвоение техник.

Эта же установка была выявлена самими основоположниками НЛП при опросе «успешных» людей: три слагаемых успеха (четко поставленная цель, активная позиция и ориентация на «обратную связь» ситуации) представлены здесь неявно, так что если у человека, начавшего обучаться, уже есть четко поставленная цель, то это «наблюдайте и экспериментируйте» с большой вероятностью приведет его к более успешному ее достижению, хотя бы за счет изменения позиции с «я действую — у меня не получается» на «я экспериментирую — и пробую снова и снова».

Таким образом, у человека ослабляется установка на избегание неудач, для него делается более осязаемой поговорка «Отрицательный результат — тоже результат», постепенно простраивается умение не считать неудачу «концом света», стремиться найти позитивный опыт даже в неудаче (которая, кстати, переименовывается в «обратную связь»), стремиться к успеху и повторять попытки, пока не найдется «правильное» решение.

Уже на этом этапе очевидно, что от изучающего НЛП на практике потребуется принять (часто на веру!) некоторые мировоззренческие установки, чтобы двигаться дальше. Не только поверить, что «это работает», но и занять активную позицию, принять мотивацию к успеху, исследовать собственные реакции и реакции окружающих, научиться выходить из привычных рамок общения, а главное — взять на себя ответственность наконец управлять всем этим.

РАССМОТРИМ ПРИМЕРЫ

Практически все методики, предлагаемые НЛП, можно рассмотреть с этой точки зрения. Приведу лишь несколько примеров.

Эксперименты с установлением раппорта («раппорт — ощущение связи с другим человеком, чувство взаимности, ощущение доверия; создается подстройкой, отзеркаливанием и присоединением; состояние эмпатии или восприятие из второй позиции»), естественно, требуют особого внимания к реакциям собеседника или того, по отношению к кому раппорт устанавливается. Естественно, что при этом устанавливается лучший контакт, тем более что искусственное воспроизведение позиций «хорошего контакта» имеет закономерное действие на самоощущение обеих сторон.

Но, допустим, что раппорт устанавливается крайне неумело, возможно вообще в первый раз, и человеком, чрезвычайно интровертированным. При этом он должен будет смотреть на собеседника (а для глубокого интроверта это уже большой шаг вперед), искать общее с ним (даже если не найдет, уже за это время успеют запуститься механизмы социальной идентификации), мысленно фиксировать неосознаваемые реакции собеседника (а значит, неизбежно, пусть и на бессознательном уровне, реагировать на изменения этих реакций), наконец, просто начать наблюдать!

Представим, что этот интроверт не решился начать устанавливать раппорт, а просто реализовал все вышеперечисленное. Если исходить из прямолинейно описанной концепции раппорта, то реакции собеседника на этот скрытый «сбор информации» быть не должно. Но это не так. Враждебно настроенный, давящий собеседник сознательно или бессознательно заметит пристальное внимание не к тому, что он явно говорит или делает, а к чему-то другому, что он сознательно не выражал. Чисто биологически — такое внимание проявляет хищник к своей жертве. И вот уже вражда поугасла, уступив место большей сговорчивости. А если собеседник изначально позитивно относился к отслеживающему его (опять-таки биологически — это внимание влюбленного и заботящегося), то от этого его приязнь только окрепнет, возникнет желание общаться еще.

К подобному эффекту приведет и попытка отслеживать паттерны движений глаз (или сигналы глазного доступа), так как давно доказано, что затянутый взгляд воспринимается или как вызывающий, враждебный, или как интимный призыв.

Привычка слушать не что говорит собеседник, а как он это выражает, какими словами, как строит фразу, прояснять номинализации, безусловно, приведет к тому, что человек станет очень внимательным слушателем, а это, в свою очередь, ценится в обществе на вес золота. А уж стремление говорить с собеседником «на одном языке» всякого сделает блестящим коммуникатором.

На налаживание контакта и решение проблемных ситуаций безусловно подействует и техника смены позиций, когда обучающемуся предлагают взглянуть на ситуацию сначала со своей («первой») позиции, потом вжиться, мысленно примерить на себя позицию собеседника («вторую»), а потом еще взглянуть на ситуацию отстраненно, с позиции эксперта или мухи на стене («третья позиция»). Действие подобных операций очевидно, никакого открытия здесь нет.

ТОЛЬКО МОДЕЛЬ

Многие нападки на НЛП как-то не учитывают тот факт, что это синтетическое направление, то есть система, интегрировавшая в себе много техник и «открытий» отдельных гениев и целых направлений. Основоположники НЛП совершенно открыто об этом писали и говорили, этот факт не замалчивался, и тем не менее им вменяются в вину неточные, размытые, иногда дилетантские описания процессов и техник.

Сами же основоположники признают, что «наблюдали и описывали» работу мастеров, копировали ее, стараясь вчувствоваться, вжиться, априори отдавая предпочтение не объяснениям, а поиску неосознаваемых компонентов мастерства. Странно при таких «кинестетических» установках ожидать от НЛП точных научных выкладок, которые к тому же, так же как и описания НЛП, являются только моделью, более или менее точно согласованной и описывающей большее или меньшее число случаев.

Таким образом, можно утверждать, что заканчивать научное исследование техник НЛП утверждением о типичном «эффекте плацебо» было бы несерьезно. Феномен НЛП требует дальнейших исследований не только психологов, но и культурологов, философов, социологов, педагогов, историков.

Литература

Боденхамер Б.Г., Холл Л.М. НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП. — СПб.: Прайм-еврознак; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

Виль-Вильямс Е. Базовые модели применения НЛП в психотерапии. http://www.nlp.ru/rus/win/articles/base.html

Герасимов А.К. НЛП в рамках психотерапии. http://www.nlpcenter.ru/literat/articles/ger_nlp.htm

Корляков Г. Немного истории НЛП. http://www.computerra.ru/2006/18/7.html

Леонтьев А.В. Чем является и не является НЛП? — Самара, 2007. http://www.nlpsamara.ru/articles/NLP_Leontyev.htm

Озерский В.М. Знакомство с НЛП. http://www.nlp.ru/rus/win/aboutnlpnormal.php3  

О'Коннор Д., Сеймор Д. Что такое нейролингвистическое программирование? http://www.skol.aaanet.ru/nlp/lecture/what_nlp.htm

Тиунов С. Нейролингвистическое программирование: поиск оптимума. http://www.computerra.ru/2006/18/5.html

Надежда НЕМЧИНОВА,
Москва