Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2009


Метод в теории и на практике

Чтобы не стать Митрофанушкой

Окончание. Начало в № 9/2009

Игра «в поисках Деда Мороза»

В качестве примера приведем описание урока, который проводился во втором классе одной из московских школ.

В начале урока педагог-психолог сообщает детям, что им предстоит путешествие в Европу с целью поиска потерявшегося Дед Мороза. О том, что Дед Мороз заблудился в Европе, дети узнают из письма Снегурочки. В письме она просит их найти Деда Мороза и прикладывает к письму зашифрованное сообщение космонавтов с космической станции «Союз», которым удалось из космоса обнаружить его следы.

Сообщение космонавтов зашифровано, вместо букв цифры. Школьникам надо расшифровать сообщение. Перед ними стоит задача найти ключ к шифровке. Дети соотносят порядок цифр в шифровке с порядком букв в алфавите, что и является ключом, и в парах расшифровывают сообщение. В сообщении говорится, что поиски надо начинать с той страны, в которой букв больше, чем звуков. Дети работают с картой, выписывают названия европейских стран и находят нужную им страну (названия стран под диктовку детей можно записывать на классной доске). Оказывается, что букв больше, чем звуков, в названии двух стран — Мальта и Польша. Польша ближе к России, поэтому было бы правильно начать поиски Деда Мороза в этой стране.

Дальше учащимся предлагается выбрать вид транспорта: самолет, поезд, теплоход, автобус, — с помощью которого они смогут добраться до нужной страны. Учитель ставит перед школьниками проблему — выбрать вид транспорта, который соответствует следующим требованиям: быстрый, безопасный и экономный. Дети делятся на группы и вытягивают листочки, на которых сообщается вид транспорта, которым можно добраться до страны. Школьники должны доказать, что это и есть самый быстрый, безопасный и экономный способ передвижения.

Возможен и другой вариант работы. Дети делятся на группы и вытягивают листочки, на которых написан вид транспорта, которым можно добраться до страны. Надо определить время, которое они потратят на дорогу. Каждой группе детей выдается две полоски бумаги: большая полоска — это расстояние от Москвы до Варшавы, маленькая — скорость движения. Работая в команде, школьники определяют время в пути доставшегося им вида транспорта.

Статья опубликована при поддержке официального сайта препарата "Цитовир-3". Профилактика и лечение ОРВИ и гриппа. Эффективность и быстродействие, совместимость с другими препаратами, цитовир 3 детям, лекарство в виде порошка для диабетиков. Посмотреть подробную информацию о препарате и инструкции по применению Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://cytovir.ru/.

После выбора вида транспорта школьникам предлагается отправиться в путь, но учитель вспоминает, что у них нет загранпаспортов. Получить загранпаспорт можно в миграционной службе. Два-три ребенка назначаются работниками миграционной службы, которые должны проверить правильность заполнения анкеты и выдать загранпаспорт. Школьники должны заполнить анкету. В анкете три-четыре раздела. В первом разделе надо написать свою фамилию, имя; записать дату рождения и название города, в котором живет школьник. Во втором — выполнить задание на знание родного языка (например, вставить пропущенные буквы или составить и записать предложение из слов, которые «рассыпались»). В третьем разделе — написать три-четыре предложения о своей семье.

Внимание детей акцентируется на том, что в анкете нельзя допускать исправлений и помарок. Правильность заполнения анкет проверяется сотрудниками миграционной службы. Если анкета заполнена с ошибками, то загранпаспорт ученику не выдается.

(Обычно задания на списывание воспринимаются детьми без особого интереса, без интереса выполняются и задания по русскому языку, а здесь все дети работают с удовольствием.)

Далее все спешат в пункт обмена валюты, где можно получить «евро» в обмен на правильно решенные задачу и пример. За задачу школьник может получить 50 евро, а за пример — 5 евро. Получив деньги, школьники покупают билеты до Варшавы и обратно (билеты в бизнес-класс и эконом-класс отличаются по стоимости). Оставшуюся сумму надо разделить на три части, потому что планируется трехдневное путешествие по Польше.

Дети рассаживаются по своим местам в соответствии с купленными билетами. Правильно ли заняты места, проверяет проводник (один-два ученика могут выступить в роли проводников, проверяющих билеты и помогающих пассажирам занять свои места).

Во время путешествия дети читают путеводитель по Польше. Читают по цепочке, абзацами и отвечают на вопросы учителя.

Если есть время, то можно предложить детям пройти в ресторан и заказать себе обед. Не следует забывать, что денег, которые у них есть, должно хватить на три дня путешествия. Каждому выдается меню, и дети пишут на листочке-заказе, какие блюда они выбрали. Затем сами подсчитывают, сколько денег потрачено на обед, и рассчитываются с официантом. Официант, в роли которого выступает один из школьников, пересчитывает сумму, берет деньги и отсчитывает сдачу, пассажир должен проверить, правильно ли с ним рассчитался официант.

Так дети, не замечая того, решают задачу в несколько действий. Задания подбираются с учетом уровня развития ребенка, сформированности школьных навыков (письма, счета и пр.).

Во второй половине дня школьники ведут дневник путешествия, записывают свои впечатления, пишут рассказы, продумывают меню, составляют справочник путешественника, разговорник и т.п.

Путешествие по Европе продолжается до тех пор, пока не обнаруживается Дед Мороз. На новогоднем празднике отмечается возвращение Деда Мороза.

Игра по роману «Война и мир»

В подростковом возрасте, как отмечают учителя и психологи, интерес к учебной деятельности угасает. Подросткам интересно все, что не связано с программой школьного репродуктивного обучения. Физика становится интересной, если знания, которые получены на уроке, можно применять в повседневной жизни, события исторического прошлого разыгрываются прямо на уроке.

В качестве примера приведем вариант комплексного урока, который был придуман и описан студенткой 4-го курса факультета психологии ИП РГГУ О.В.Веневцевой.

Это была обыкновенная пятница, ничем не отличающаяся от пятницы прошлой недели или позапрошлой. По расписанию, как всегда, 4 урока: история, две литературы и география. Скука, одним словом. Хотя история — еще ничего. На прошлом уроке фильм смотрели про войну. Мне понравилось, очень. Ну все лучше, чем книгу листать туда сюда, а вот остальное — лень.

Встретились с ребятами на первом этаже, обсудили игру Counter Strike. Узнал, что Семен прошел на два уровня больше, чем я, расстроился, и отправились на историю. В классе было шумно. Наш учитель Сергей Петрович сидел за столом и что-то бурно доказывал географу Антону Леонидовичу. На историка было смешно смотреть, потому что он был в мундире! Да, именно в мундире 1812 года. Я хорошо разбираюсь в обмундировании того времени, потому что собирал солдатиков. Рядом стоял «литрик», ну наш учитель по литературе Кирилл Андреевич. Он был похож на императора. Не знаю уж, чем он мне его напомнил, но вид у него был еще смешнее, чем у историка. Он тоже пытался что-то вставить в их диалог, но его мало кто слушал.

Мы с ребятами переглянулись. Класс было не узнать. Он был весь украшен декорациями в средневековом стиле. В одной части кабинета валялись какие-то ящики, тряпки и поленья, в другой стояли столы, на них были свечи и чайный сервиз. В центре класса к потолку была подвешена люстра, на окна приклеены огромные куски ватмана, изображающие деревья. Все ребята из нашего класса, кто пришел раньше нас, стояли с открытыми ртами и смотрели на все происходящее как завороженные. Вывел всех из состояния транса звонок, который яростно известил о том, что перемена закончилась и наступила пора нудных и бесконечных уроков. Мы уселись, не сводя глаз с учителей. Первым разговор завел историк.

— Ребята, сегодня у вас не будет, как обычно, трех разных предметов. Мы с Кириллом Андреевичем и Антоном Леонидовичем посовещались и решили объединить четыре урока в один.

— У-у-у-у-у, — раздалось из-за парт. Ребята сами не понимали, чего они хотят больше: то ли чтоб уроков совсем не было, то ли чтоб они были раздельные.

— Как я знаю, — продолжал Сергей Петрович, — на уроке литературы вы сейчас проходите роман Л.Н. Толстого «Война и мир», а на уроке географии — центральный район России. На моем уроке, если вы помните, мы проходили Отечественную войну 1812 года и смотрели фильм о ней на кассете. Правильно? Помните?

— Помним, — ответили ребята.

— Тогда не будем терять времени, — подхватил «литрик», — и продолжим. Мы с вами сегодня постараемся проиграть ключевые моменты романа «Война и мир», совместив их с военными действиями, согласно истории.

Историк довольно покачал головой.

— Каждый из вас по очереди подойдет к столу и вытянет свой ролевой билетик. Смелее, не стесняемся, подходим.

Ребята сначала удивленно хлопали глазами и не понимали, что именно от них хотят. Потом с первых парт потянулись девчонки, сначала одна:

— Софья, — сказала Катька, вытянув листочек со стола. Потом другая, Надька Перепелкина:

— Княжна Марья!

Наконец все смекнули, что роли могут закончиться, и рванули к учительскому столу. Мне достался Николай Ростов. Остальным — Борис Друбецкой, Андрей Болконский, Барклай де Толли, капитан Тушин, Денисов, Жерков, Долохов и Пьер Безухов. Еще одна девчонка была Наташей Ростовой. Историк взял роль Кутузова, «литрик» — Александра I, ну а географу достался Аракчеев.

Я немного занервничал. Скорей всего, оттого, что я плохо знал, что должен делать Николай Ростов, какова его роль и престижно ли это — быть Коленькой.

По-моему историк капитально вошел в образ. Уже спустя буквально две минуты он носился по классу и распределял между участниками военные действия.

— Долохов и Денисов, вы берете деревню Шенграбен! Я проконтролирую. Болконский и Тушин, вы отстаиваете Аустерлиц. Не забудьте, чем закончилось сражение, мы смотрели в прошлый раз на кассете. Коленька Ростов и Жерков, готовьтесь к обороне моста. Николай его потом сжигает. Болконский, быстренько отправляйтесь после Аустерлицкого сражения объединяться с Багратионом. Обсудите, как лучше напасть на французов. Под моим командованием мы будем сражаться в Бородинской битве. Нужно сделать это тихо и быстро.

— А что будем делать мы? — спросила Катька, подразумевая под словом «мы» девчонок нашего класса.

— А вы будете ждать нас с войны и воспитывать детей! — сказал Багратион.

— Правильно, — подхватил «литрик». — Совершенно верно, вы будете писать письма, давать ребятам советы и искренне сопереживать им.

— Безухов и Болконский, — не останавливался историк-Кутузов, — вы рисуете план нападения и обходные пути при Бородино. Тушин, вы рисуете план окопов!

— Девочки, — вступил в беседу географ, — вам нужно будет нарисовать пути отступления из Москвы. Если французы близко подступят к ней, вам придется покинуть город, который будет находиться на осадном положении.

И вот тут началась кипучая деятельность.

— А учебниками пользоваться можно?

— Можно! — отвечал историк.

— А можно в текст подглядывать?

— Конечно! — любезно согласился «литрик».

— А контурные карты можно разрисовывать?

— Молодцы! Как я забыл про контурные карты?! — воскликнул географ.

Все ребята моментом включились в работу. Кто-то обсуждал пути обхода и внезапного нападения, император с Аракчеевым отрабатывали план отхода Болконского с поля боя. С парт девчонок раздавались тонкие голоса: «Напиши ему, что ты его любишь и ждешь!» Параллельно по телевизору «литрик» прокручивал фильм о войне, который мы смотрели на прошлом уроке истории. Сказать по правде, здорово помогало. Мы ведь когда на прошлом уроке смотрели этот фильм, даже и не подозревали, что придется самим вот так все события восстанавливать.

— И помните, ребята, — добавил историк, сверкнув глазами, — мы должны выиграть это сражение, мы должны победить французов!

...Я потом еще очень долго вспоминал этот наш пятничный урок. Он произвел на меня сильнейшее впечатление. Два выходных дня подряд я ходил по пятам за родителями и рассказывал им, как было интересно, как мы разгромили французов и вернулись домой к своим женам и возлюбленным с победой. А еще я Кольке и Таньке рассказал про это сражение, так вот Колька и вовсе обзавидовался. Он ведь еще малявка, на целый год младше, и они только в следующем году будут проходить эту войну. А Танька меня в щеку поцеловала и сказала, что я герой. Ну а потом мы писали контрольную, и никто из нашего класса не получил по ней тройку!

Данный вариант урока — художественный вымысел студентки, который вполне может быть осуществлен творческими педагогами как пример реализации личностно-развивающего обучения старших школьников.

Обобщая вышесказанное…

Характерные черты личностно-развивающего обучения:

— субъект учебной деятельности — ученик;

— обучение ориентировано на изменение зоны ближайшего развития.

В целом личностно-развивающее обучение предполагает реализацию творческого потенциала школьников, формирование учебной деятельности и развитие самостоятельности. Каждый ребенок наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную жизнь. В связи с этим существенным образом меняется и роль учителя: от трансляции знаний и репродуктивных способов их передачи он должен перейти к освоению интерактивных методов обучения, к проектированию индивидуального пути психического и личностного развития каждого ребенка.

Гелена ХОВРИНА,
кандидат психологических наук,
декан факультета социальной психологии
и педагогики РГГУ

 

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Журнал психологического общества им. Л.С. Выготского. — 2000. — № 1.

Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Смысл, 2003.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.

Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. — М., 1996.

Кравцова Е.Е. Материалы научно-практического семинара «Психическое и личностное развитие в разных возрастных периодах». — Белая Калитва, 2006.

Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г., Бережковская Е.Л. Программа обучения и развития детей от 3 до 10 лет «Золотой ключик». — М., 2007.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001.