Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2009


Методическая копилка

Светлана КУЗЯКОВА,
студентка МГППУ

Игра по сказке «Колобок»

Представленная ниже игра позволяет человеку раскрыть свой творческий потенциал, затем посмотреть на сказку с другой стороны и так же понять через метафору, что у всех людей разный характер, а хитрость или подлость может поджидать где угодно, поэтому нужно не терять понимание ситуации и «держать ухо востро».

Игра также помогает замечать изменения в особенностях поведения, тренирует способность находить нестандартные решения в сложных ситуациях, а кроме того, развивает навыки актерского мастерства и умения следовать заданной роли.

В игре может быть любое количество участников.

1 этап. Введение в игру

Ведущий. Вы все знаете сюжет сказки «Колобок». Все герои сказки хотели съесть Колобка, но удалось это только лисе. Деду со старухой не удалось по случайности, потому что, когда старуха испекла колобок и положила его остывать на окошко, он укатился. Заяц, Волк и Медведь только говорили, что хотят съесть Колобка: «Колобок, Колобок, румяный бок! Я тебя съем!» — но ничего не предприняли для достижения этой цели. А Лиса оказалась умнее всех — обманом заманила Колобка себе на носок и съела его.

Но мне бы хотелось, чтобы все участники, кроме Лисы, перехитрили Колобка с помощью убеждающей речи.

2 этап. Распределение ролей

Ведущий заранее готовит комплект из пяти карточек. На каждой карточке написана сказочная роль и дана краткая инструкция (см. приложение). Представитель каждой команды вытягивает карточку с указанием персонажа, его профессии и характеристики. Таким образом, каждая команда представляет одного персонажа. Кроме того, в каждой из четырех команд есть свой Колобок, но только первой команде выдается еще и карточка с характеристикой Колобка, который должен убедить лису не есть его. А характеристику Колобка из 2, 3 и 4-й команд придумывают сами команды во время обсуждения.

Ведущий. С помощью этой игры мы можем посмотреть, как те или иные качества характера могут помочь человеку убедить другого человека в чем-то или в чем-то помешать. А под персонажами сказки в моем задании подразумеваются люди разных профессий и с разными человеческими качествами. Мне бы еще хотелось, чтобы Заяц, Волк и Медведь овладели навыками убеждающей речи. Но суть здесь не в том, чтобы съесть Колобка, а в том, чтобы он поддался на уговоры. А в ситуации с Лисой Колобку надо убедить рыжую, чтобы она его отпустила.

Каждая роль имеет свои особенности, задающие правила поведения. На карточках написано имя персонажа, его профессия и характеристика. А на карточке Колобка из 1-й команды — только его характеристика. Затем команда придумывает стратегию поведения своего персонажа, которая поможет перехитрить Колобка. Участник, изображающий одного из персонажей, проигрывает сценку убеждения Колобка с участником-Колобком из другой команды. (В сценке участвует персонаж одной команды и Колобок из следующей команды.)

3 этап. Проигрывание сценок

Выходят Заяц и Колобок из другой команды и разыгрывают сценку, в которой Заяц должен любым способом обхитрить Колобка. Далее выходят Волк, затем Медведь и пытаются убедить Колобков из других команд. В заключение выходят Лиса и Колобок из 1-й команды. Но здесь Колобок должен убедить Лису отпустить его..

На примере Зайца, Волка и Медведя мы видим, какими способами можно добиваться своей цели. А на примере Лисы убеждаемся, что свой жизненный сценарий мы можем менять сами (в данном случае это делает Колобок).

4 этап. Завершение игры

Игра заканчивается, когда Колобка, пройдя по сюжетной линии сказки, перехитрят Заяц, Волк и Медведь или не перехитрят, что будет зависеть от актерского мастерства и находчивости команд, придумавших стратегии поведения своих персонажей, и когда Колобок будет отпущен, к его удивлению, Лисой.

По окончании игры необходимо обсудить следующие вопросы:

• Для кого исполняемая роль оказалась трудной? Для кого — легкой?

• Было ли для вас естественным следовать указаниям инструкции при исполнении роли?

• Совпадает ли описание вашей роли с вашим обычным поведением в реальной жизни?

• Какие способы убеждения своих партнеров вы использовали?

• Почему вы сразу поверили одному исполнителю и не поверили другому?

• Что в поведении каждого из них вызывало доверие? Какое поведение показалось вам подозрительным?

• Какие способы убеждения являются, по вашему мнению, наиболее продуктивными? Почему?


ПРИЛОЖЕНИЕ

Заяц — тракторист: разбитной, безответственный, не любит работать. Ему лишь бы где-нибудь повеселиться Медведь — пасечник: спокойный, медлительный, любит своих пчелок
Волк — дантист: педант, ответственный, у него все четко, но он заикается, когда нервничает Лиса — милиционерша: вредная, наглая, хитрая, агрессивная.
Но лиса должна отпустить колобка, а не есть его
Колобок из 1-й команды: умный, уверенный в себе, оптимист