Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2009


Книжный шкаф

Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика

Учебное пособие

Н.П. Локалова
СПб.: Питер, 2009

Далеко не каждый школьный психолог может похвастаться тем, что учителя охотно обращаются к нему за советом, в частности по поводу испытываемых детьми трудностей при усвоении учебного материала. Проблемы школьной неуспеваемости, к сожалению, до сих пор выступают предметом заботы учителей, а не психологов. В сложившейся ситуации вина практических психологов не так уж и велика, так как соответствующих психолого-педагогических изданий с выраженной практической направленностью явно недостаточно.

Следует специально сказать о том, что в нашей науке накоплен обширный материал по вопросам факторов, влияющих на успешность школьного обучения, — эти сведения представляют практический интерес, причем не только для психологов, но и для педагогов. Однако полученные учеными факты нередко оставались достоянием лишь небольшого числа академических психологов, которые не спешили с рекомендациями практического характера. Рецензируемое издание — счастливое исключение: оно содержит в себе данные, позволяющие с профессиональных позиций подойти к конкретному решению проблем диагностики и коррекции школьной неуспеваемости.

Это пособие представляет собой учебное издание, рассчитанное на будущих практических психологов образования, но может быть использовано и дипломированными специалистами, нашедшими свое призвание в школе. Его особенность в том, что это книга-хрестоматия. Автор сначала излагает ту или иную проблему, а затем приводит фрагменты оригинальных работ известных психологов, педагогов и даже писателей. Например, в разделе, посвященном описанию причин школьной неуспеваемости, отрывки из работ Я.А.Коменского, Л.С.Славиной и Д.Б.Эльконина соседствуют с небольшим фрагментом из книги Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома».

Обращает на себя внимание хорошо продуманная последовательность изложения. Книга структурирована таким образом, что, с одной стороны, следование авторской логике своим результатом имеет проникновение в проблему (дидактический аспект). С другой стороны, читателю не составит труда найти информацию, необходимую для решения частных образовательных проблем (практический аспект). Автор рассматривает основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения, дает психологическую характеристику слабоуспевающих школьников и намечает возможные пути индивидуального подхода к ним.

Существенное место в книге отведено анализу причин школьной неуспеваемости, способам их выявления и устранения — эти материалы могут помочь в организации совместной с педагогами работы по коррекции школьных трудностей. Завершает изложение раздел, посвященный вопросам психологической профилактики школьной неуспеваемости, в котором представлены программы развития детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.

В заключение хочется отметить, что знакомство с материалами книги будет способствовать решению практикующим психологом как минимум двух проблем: преодоление школьных трудностей и упрочение своего положения в школе.

Марина СТЕПАНОВА