Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2009


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Оригинальные решения: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия — по-новому»

 

Дом наших отношений

Большая психологическая игра для школьников
5–9-х классов

Цель: сплочение коллектива.

Задачи: анализ степени сплоченности коллектива, выявление проблемных зон в личностном развитии учащихся; расширение знаний детей друг о друге; активизация размышлений учащихся о значимости бесконфликтного общения в классе; развитие навыков сотрудничества; формирование ресурсов к поддержанию положительного микроклимата в коллективе; развитие у школьников гордости за свой коллектив; развитие самопознания; развитие речи, обогащение словарного запаса.

Оборудование:

• шаблон дома, выполненный из картона (размер 50 х 70 см);

• камни (галька плоская, крупная; галька мелкая) по количеству участников игры;

• декоративные стеклянные или пластмассовые камни (как для аквариума) среднего размера, одного цвета, но разного оттенка — темного, светлого, маленького размера;

• нарисованные дверь, два окна, труба с прикрепленной шелковой ленточкой серого цвета;

• карточки (характеристики благоприятного психологического климата в коллективе);

• чистые листы бумаги, фломастеры.

ХОД ИГРЫ

Организационный момент

Представление ведущего. Объяснение целей занятия.

Психолог. Сегодня занятие посвящено нам, коллективу, нам, одноклассникам, и каждому в отдельности. Результатом нашего занятия должен стать построенный ДОМ.

Наш дом — это не только наша крепость, но и наш внутренний мир. Это, с одной стороны, воплощение нашего благосостояния, с другой — материализация наших представлений об уюте и комфорте, наших интересов и увлечений, привычек и вкусов. Говорят, что в собственном жилище человека и стены лечат. Но они не только и не столько лечат, сколько вселяют в человека уверенность, навевают ощущение стабильности. Знакомая обстановка, привычная ситуация — очень важный фактор человеческого самоощущения. Кстати, здесь стоит вспомнить одно из важнейших качеств, за которое мы очень ценим своих друзей: мы их хорошо знаем, неожиданности в их поведении маловероятны, мы привыкли к ним, мы уверены в них. А наш дом — это именно наш друг, в котором мы уверены, свой уголок, свое пространство.

Педагог вместе с детьми вспоминает известные пословицы:

«Своя хатка — родная матка», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Свой дом — не чужой: из него не уйдешь», «И мышь в свою норку тащит корку», «Дома и стены помогают».

Работу с пословицами здесь и далее психолог может построить по своему усмотрению.

Психолог. Дом — место, где человек не только живет, работает и отдыхает, но и где он общается. Каждый человек относится к общению по-своему. Именно это мы и обсудим сегодня.

Основная часть. Строительство дома

Психолог. Из каких материалов строят дома?

(Ответы детей: дерево, шлакоблоки, камень, бетон.)

Ребята, при первом соприкосновении камень холодный, но если его немного подержать в руках, он согреется и сам начнет отдавать тепло. Каждый из вас летом чувствовал, как за день камень нагревается, а вечером становится очень теплым и некоторое время сохраняет тепло.

Фундамент

Психолог. Строительство дома начинается с закладки фундамента. От фундамента зависит крепость строения. Обычно для фундамента используются бетон, камни, каменные блоки, и мы для строительства нашего дома понимания и дружбы будем использовать камни — посмотрите, какие.

(Психолог выкладывает из коробки на шаблон дома гальку либо дает возможность детям сделать это самим. После того как камни выложены, психолог дает задание детям.)

Ребята, что можно считать фундаментом хороших отношений в коллективе?

Ответы детей обобщаются, психолог подводит детей к тому, что в основе «строительства» крепких отношений и благоприятного климата в коллективе должны быть общие интересы, увлечения, похожие человеческие качества.

Задание: в группах школьникам необходимо определить общее, написать на карточках размером с камень (чтобы потом можно было приклеить эти карточки на камень). Ответы детей обобщаются. Таким образом создается «фундамент»: камни с приклеенными на них карточками.

Стены

Психолог. Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием, теперь нам предстоит построить стены и крышу нашего дома. Какую функцию выполняют стены и крыша? Правильно, защищают от ветров, ураганов, словом, разрушений. Что может разрушить хорошие отношения в коллективе?

(Ответы детей: обиды, ссоры, сплетни, злословие, оскорбления, наговоры и пр.)

Задание: выложить камни по контуру дома, называя качества характера либо особенности поведения, которые помогут сохранить комфорт и спокойствие в коллективе. Например, дружелюбие, толерантность, улыбка, приветствие, умение прощать, умение помнить хорошее, ум.

Задание выполняется каждым по очереди.

Окна

Психолог. Вы прекрасно выполнили сложное и важное задание, но все же чего-то в доме не хватает. Отгадайте загадку: стоит бычище, проклеваны бочища (дом и окна).

(Ответы детей: не хватает окон и двери.)

Окна — это глаза на мир. Посмотрите, какие красивые, яркие камушки у меня в коробке, именно из них мы будем создавать наши окна. Скажите, почему предыдущие камни были похожи по цвету, а здесь я предлагаю вам разноцветные камушки?

(Психолог подводит детей к мысли, что в коллективе каждый человек — личность, индивидуальная, неповторимая, как эти разноцветные камушки.)

Ребята, чтобы понять других людей, чтобы они были для нас интересны, необходимо понять собственную индивидуальность, уникальность, быть самому себе интересным. И сейчас мы поговорим о том, чем каждый из вас интересен, в чем ваша неповторимость: это может быть ваше хобби, какие-то черты характера, таланты и способности.

Психолог выкладывает на шаблон дома два окна (заранее нарисованные) — тоже шаблоны: квадраты из бумаги, можно нарисовать шторы, горшки с цветами. Все дети стоят вокруг дома (стола, где лежит шаблон дома), каждый ребенок по очереди высказывается.

Задание: беря камушек из коробки и кладя его на шаблон окна, участник называет то качество или особенность, которые отличают его от всех остальных.

Задание выполняет каждый ребенок. Когда окна «созданы», психолог обращает внимание детей на то, что получилось очень красиво, но все же не единое целое.

Психолог. Ребята, мы с вами одна команда. Может, и окно нам сделать одно? Подумайте, как это можно сделать?

Психолог наблюдает, как будет происходить объединение окон. Обязательно найдется ребенок, который возьмет инициативу на себя, передвигая камни, другие дети будут реагировать по-разному. Главная идея состоит в том, чтобы этот процесс происходил с согласия всех членов коллектива, мирно, доброжелательно.

Психолог. Всех устраивает то, что получилось? Но это не все. У меня есть для вас сюрприз!

Психолог в объединенное окно вставляет общую фотографию класса.

Фотографию необходимо подготовить заранее, здесь необходима помощь классного руководителя. Можно использовать и другой прием: дети приносят свои фотографии (мордашки с улыбками) и выкладывают так же в окно дома. Может возникнуть сложная ситуация, если некоторым детям не понравится, как они выглядят. Возможен следующий прием: психолог выкладывает чистый лист бумаги размером с объединенное окно и просит детей нарисовать свои мордашки схематично. При выполнении задания можно включить веселую музыку.

На данном этапе работы психолог выстраивает взаимодействие детей по собственному усмотрению и в соответствии с особенностями класса, группы.

Обсуждение.

Дверь

Психолог. Молодцы, но дом наш все еще не закончен. Я загадаю вам еще загадки: по сеням и так и сяк, а в избу никак; не шагает, а ходит. Что это? Правильно, дверь. Дверь — это наши контакты. Через дверь входят и выходят гости со своими радостями и горестями. В школьной жизни вам приходится общаться не только с одноклассниками, но и с педагогами, детьми из других классов, возможно, с родителями одноклассников и другими людьми. В процессе общения могут возникать различные ситуации: конфликтные и бесконфликтные.

Задание группам: психолог раздает карточки, на которых описаны типичные школьные ситуации. Необходимо обсудить в группе данную ситуацию и вынести решение.

Одноклассник пригласил на день рождения. Там соберется не очень интересная компания, идти не хочется, но вы боитесь обидеть друга. Как поступите? Если откажетесь, то как объясните свой отказ?

В вашем классе принято дарить подарки на день рождения. Вы получаете подарок от одноклассника, который вам не нравится. Ваши действия.

Одноклассники обвиняют вас в поступке, который вы не совершали. Вы пытаетесь объяснить, что обвинение ложно.

Обсуждение.

Чердак

Психолог. Ребята, обратите внимание на то пространство, которое у нас не заполнено, — это место между потолком и крышей, оно называется чердак. Что в реальной жизни обычно хранится в доме на чердаке? Правильно, люди хранят там те вещи, которыми активно уже не пользуются, но выбросить их жалко, потому что они хранят память, тепло и, возможно, надежду на лучшее. Эти вещи связывают людей, живущих в доме, с прошлым, настоящим и будущим. В отношениях между людьми так же существуют невидимые нити — правила, которые позволяют сохранять уважительное отношение друг к другу и благоприятную атмосферу в коллективе.

Задание: психолог раздает детям карточки (заранее подготовленные) с описанием положительного, благоприятного микроклимата. Ребенок читает вслух и кладет карточку на то место в доме, где очерчен чердак.

Характеристики микроклимата

В коллективе преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

Членам группы нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время.

Отношения строятся на принципах:

— сотрудничество;

— взаимная помощь;

— доброжелательность;

— одобрение и поддержка;

— критика высказывается с добрыми пожеланиями;

— помощь «новичкам».

Члены коллектива умеют сотрудничать (работать вместе, быстро, инициативно, качественно).

Гордость за совместные достижения, индивидуальные достижения.

Все сопереживают неудачам каждого.

В отношениях между группами внутри коллектива существует понимание, сотрудничество.

Группа открытая — готова общаться и взаимодействовать с другими группами.

У старшеклассников такое задание можно дать по группам, чтобы дети самостоятельно смогли определить характеристики благоприятного психологического климата в коллективе.

Труба и печь

Психолог. Продолжаем строить дом, и я снова загадываю загадки: зимой все ест, а летом спит; тело теплое, а крови нет (печь); зимой нет теплей, летом холодней (печь и погреб); спит Арина, рот разиня (печная труба).

Ребята, а какую роль выполняет труба в доме? Правильно, через нее выходит дым, вредный для жизни и здоровья человека. В доме есть печь, которая согревает жителей этого дома, тепло остается в помещении, рядом с людьми, а вредный для здоровья угарный газ выходит наружу. В отношениях между людьми можно увидеть похожее: хорошее мы храним, бережем, а все плохое, негативное отбрасываем, забываем, прощаем.

Психолог выкладывает трубу, вырезанную из цветного картона, с прикрепленной к ней шелковой ленточкой серого цвета, ленточку раскладывает «колечками».

Упражнение «Тепло камня»

Психолог раздает детям по камушку — мелкой гальке.

Психолог. В начале занятия мы узнали некоторые свойства камней. Подержите этот камушек в руках, согрейте его в своих ладонях и вспомните наше занятие, подумайте, о чем мы говорили, запомните свое состояние, чувства дружбы, поддержки, внимания друг к другу.

Обсуждение.

Психолог. Сейчас мы все вместе создадим печь.

Задание: детям предлагается в определенное место дома положить камни, построить печь (на плоскости изобразить квадрат).

Можно предложить детям положить свой камень в фундамент дома, тем самым как бы укрепить теплые отношения в группе.

Вывод: вот к чему мы стремились, строя наш дом, вот к чему должны стремиться в построении отношений в нашем коллективе.

Заключительная часть

Психолог. Ребята, тепло в ваших ладонях еще сохранилось, давайте возьмем друг друга за руки и передадим это тепло по кругу.

Елена КОЛОСОВА,
педагог-психолог,
руководитель районного методического
объединения психологов
Юлия ХРОМОВА,
педагог-психолог,
ведущий психолог МОУ ППМС Центра ППРК,
г. Удомля, Тверская область

Спонсор публикации статьи – компания «Ремпластокна». Вы установили пластиковые окна? Безусловно, это удобно и решает многие проблемы, пластиковые окна прослужат вам долго и верно, если вы не забудете периодически о них заботиться. Сломанная фурнитура, оголившиеся стыки, нарушение герметичности из-за износа уплотнителя или такая аварийная ситуация как разбитый стеклопакет – вполне решаемые в короткие сроки проблемы, надо всего лишь обратиться в компанию, занимающуюся сервисным обслуживанием окон. Ремонт окон в Москве вы можете доверить компании «Ремпластокна». Кроме того, компания осуществляет установку дополнительных элементов, например, москитных сеток, ликвидирует последствия некачественного монтажа и даже моет окна.

 

ЛИТЕРАТУРА

Даль В.И. Пословицы русского языка. — М.: Эксмо, Изд-во ННН, 2006.

Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие для педагогов и психологов. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003.

Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2000.