Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2009


Психологические технологии

Метавоздействие

Новый метод индивидуальной
коррекционной работы с подростками

Нередко школьному психологу приходится проводить индивидуальную коррекционную работу с детьми. Почти всегда перед ним встает проблема выбора методов. В особо трудной ситуации оказываются молодые психологи, которые не видят разницы между психокоррекцией и психотерапией. Более того, они чаще всего стремятся именно к последней, поскольку в институте освоили зарубежные психотерапевтические подходы, такие как психодрама, гештальт-терапия, психоанализ и пр.

Пытаясь попробовать применить их в школе, они сталкиваются с тем, что методы не работают. Однако не только чисто психотерапевтические техники «не идут» в российской школе. Некоторые методики, описанные зарубежными авторами, которые можно использовать в целях краткосрочной психокорреции, отвергаются российскими детьми. Причины этого понятны.

Известные всем школы в практической психологии создавались в других культурах, отличных от нашей по многим показателям. В частности, российская культура считается более коллективистской, чем западная, для нас очень значима успешность межличностных отношений, а для ребенка важным является его статус в классе. Он может отказаться от работы с психологом, если посчитает, что тем самым он станет не таким, как все. Особенно часто такое бывает с подростками, если в классе у большинства ребят нет опыта индивидуальной работы с психологом. Если в классе приглашение к психологу воспринимается как «значит, с ним что-то не так», то подросток, боясь осуждения сверстников, вероятнее всего, к специалисту не пойдет.

Особенностью российской культуры, помимо коллективизма, является достаточно высокий уровень стремления избежать неопределенности, поэтому новое, неизвестное почти всегда пугает. Непривычные для ребенка действия, которые он не совершал в обычной жизни, его «напрягают». С большой долей вероятности он откажется их выполнять.

Можно сделать вывод, что достаточно высокий уровень коллективизма, стремления к избеганию неопределенности и другие особенности нашей культуры не дают психологам возможности механически переносить в нашу работу методы, разработанные западными специалистами. Пожалуй, единственное исключение — это арт-терапевтические методы, использование которые практически универсально. Это тоже понятно, потому что они основываются на природном стремлении человека рисовать, творить.

Но есть дети, которые отказываются и от арт-терапии. Кроме того, ее возможностей для индивидуальной работы школьного психолога не всегда достаточно. Тогда какие же методы можно использовать в работе школьного психолога в России и к какому виду психокоррекции их можно отнести?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили привести примеры из нашей практики.

СИТУАЦИЯ 1. «Ботан-хулиган»

Подросток 14 лет, имеет высокий интеллектуальный уровень развития, очень хорошо учится в школе, но в 9-м классе стал остро испытывать трудности коммуникативного характера, ситуацией обеспокоены родители и сам подросток, что позволило психологу получить запрос на индивидуальную работу от самого ребенка и родителей.

В работе в данном случае была использована метафора «ботан-хулиган» — как образ, знакомый ребенку по его жизненному опыту и интересам.

Среди подростков принято давать клички или приклеивать ярлыки детям, которые переживают за учебу, хотят хорошо учиться, чаще всего их называют «ботанами».

Поскольку подросток в нашем первом случае учится очень хорошо, то в классе его социальный статус невысок, и подросток страдает от того, что его все называют «ботаном» и девочки не проявляют к нему интереса. Хотя потребность быть успешным в среде сверстников у данного ребенка очень высока.

Для работы с этим мальчиком и была придумана метафора. Суть работы заключалась в том, что подросток совместно с психологом описывал способы поведения «ботана» и «хулигана». Вот как описал подросток эти образы.

«Ботан» — хорошо учится, не списывает, живет по правилам, не любит их нарушать, не общается со сверстниками или общается с «ботанами», с девочками никак вообще не взаимодействует, мечтает делать все идеально, при этом находится всегда в дискомфорте, имеет много страхов, очень любит учиться, либо изгой, либо сверстники его не замечают.

«Хулиган» — плохо учится и сильно не переживает по поводу своих оценок, списывает очень часто, нарушает все возможные правила и не испытывает при этом угрызений совести, любимчик девочек, ругается, находится в состоянии «шалтай-болтай», лидер среди сверстников, испытывает в основном чувство радости и комфорта.

После такого описания двух моделей поведения психолог нарисовала линию, обозначила на одном краю «ботана», а на другом конце — «хулигана» и предложила подростку честно отметить, где он сам находится. Подросток отметил, что находится ближе к «ботану», а хочется быть и «не ботаном», и «не хулиганом», а где-то посередине. Психолог попросила придумать название подростку, который является золотой серединой для ботана и хулигана. Ему было дано название — «прикольный».

Следующим этапом работы стало описание образа «прикольного» подростка — его поведения и отношения к учебе: хорошо учится, но при этом может списывать, учится не потому, что нравится, а потому, что необходимо для будущей жизни, во взаимоотношениях — уважение и сотрудничество, в коллективе принимают и с его мнением считаются, вне школы — хорошие, гармоничные отношения. Итогом данной работы было заключение устного договора с подростком о том, что необходимо научиться вести себя как «прикольный».

Затем психолог и подросток выделили основные приемы «хулигана», которые обеспечивают ему популярность у девушек и сверстников: кокетничает, «юморит», рассказывает анекдоты, использует в своей одежде модные аксессуары. Психолог спросил, что подросток мог бы использовать в своем поведении, и предложил потренироваться. Подросток выбрал юмор, анекдоты. Следующие несколько занятий были посвящены тренировке рассказывания анекдотов.

Психолог дала домашнее задание: найти и принести на следующее занятие анекдоты, которые среди сверстников наиболее популярны и над которыми будут смеяться. Сам психолог тоже должен заранее подобрать анекдоты, которые можно предложить подростку для тренировки. Важно отметить, что при подборе анекдотов необходимо учитывать возраст аудитории, которая будет слушать анекдоты (14–15 лет), темы не должны быть пошлыми и вульгарными. Дальше на занятии психолог и подросток договариваются по очереди рассказывать анекдоты очень артистично и интересно. В зависимости от успехов подростка можно регулировать количество занятий с анекдотами и обязательно давать домашнее задание — применять анекдоты при общении со сверстниками.

После освоения данного поведения психолог предлагает подростку ситуации из жизни и просит его ответить, как бы поступили «ботан», «хулиган» и «прикольный».

Примеры:

• Ты хочешь пригласить девушку на день своего рождения (погулять или в кино). что ты будешь делать?

• Как завязать разговор на перемене с девушкой или очень «крутым» одноклассником?

• В присутствии девушек другой мальчик сказал пошлость, все засмеялись, но ты видишь, что девочке очень обидно. Что ты будешь делать?

Ситуации психолог может придумать исходя из потребностей, интересов и актуального жизненного опыта подростка.

Обсуждать такие ситуации можно в течение нескольких занятий, но при этом усложняя задачу подростку и давая мало времени на размышления. можно также просить придумать несколько вариантов ответа.

Дальше у школьного психолога должна быть возможность выявлять динамику изменений поведения подростка в классе посредством общения с классным руководителем и наблюдения на разных внеучебных мероприятиях.

Важной составляющей работы с подростком в данной ситуации является тесный контакт с родителями. Психолог информирует родителей (только с согласия подростка: психолог и подросток договариваются о том, что именно психолог будет рассказывать родителям, а что останется конфиденциальной информацией) о результатах работы. Готовит их к возможным изменениям в поведении ребенка и дает рекомендации, как можно закреплять эти изменения.

Последний этап работы, который может быть использован и как проверка сформированности нового образа поведения, — закрепление опыта через расширение границ общения: лагерь, поход, общение со сверстниками вне стен школы (курсы, тренинги и пр.). Также подростку можно предложить задания, которые ему необходимо выполнить: подойти к любой девочке из школы и сделать ей комплимент, позвонить однокласснице вечером и поинтересоваться, чем она занимается, поболтать с ней. Можно предложить подростку пригласить одноклассников в выходные в кино.

Важно также постоянно рефлексировать с подростком: замечает ли он изменения, что про него говорят одноклассники, как он сам чувствует, меняется ли к нему отношение, нравятся ли ему самому изменения, которые с ним происходят, и др.

Как работает метафора?

В данной ситуации метафора наполняется содержанием внутреннего мира подростка. Психолог использовал метафору для структурирования внутреннего мира подростка. Метафора «ботан-хулиган» позволила побудить подростка к рефлексии собственного поведения, проявлению активности и появлению внутренней уверенности в себе.

СИТУАЦИЯ 2. «Компьютерщик-хакер»

На родительском собрании в 9-м классе мама поделилась с психологом переживаниями по поводу своего сына: девятиклассник ничем не интересуется, не идет на контакт с родителями, мало общается, не рассказывает, что происходит в его жизни, и главное — не знает, кем хочет быть и чем заниматься в будущем, хотя учится очень хорошо. Мама попросила психолога встретиться с сыном и поговорить о будущем.

В беседе с подростком психолог поделилась переживаниями родителей и спросила, что он сам об этом думает, на что тот ответил, что в будущем он собирается заниматься компьютерными технологиями и, возможно, займется наукой. На вопрос, что интересует подростка сейчас, он ответил, что ему гораздо интересней знать, как можно учиться не учась, как научиться списывать и как можно нарушать правила в школе. Поскольку мотивировки приходить в следующий раз у подростка не было, то психолог предложила обсудить в следующий раз именно эти вопросы.

Для следующего занятия психологом была использована метафора «компьютерщик-хакер» как способ привлечения подростка к внутреннему миру, который побуждает к осознанию собственных чувств.

Поскольку подростка интересовали только компьютеры и всё, что с ними связано, психолог предложила описать, что в жизни делает «компьютерщик и хакер».

Вот как описал их стиль поведения подросток: «компьютерщик» живет по правилам, все делает по инструкции, он живет скучно, но много знает и много работает. «Хакер» любит хулиганить, развлекаться, мешает окружающим, он любит творить и получает от этого удовольствие. Тогда психолог предложила подростку примерить на себя роль «хакера» и пожить в этом образе в школе, придумать разные приколы, вирусы, шутки. Несколько занятий было посвящено выдумыванию интересных и оригинальных приколов. Когда у подростка фантазия стала иссякать, психолог спросила, что эта работа дала ему. Подросток ответил, что испытал чувство удовлетворения, когда был «хакером», также понял, какие чувства испытывает по отношению к учебе, что она его тяготит, но понимает, что учиться надо.

Как работает метафора? В данном случае метафора помогла наполнить внутренний мир подростка другим содержанием, помогла осознать, актуализировать и дать выход чувствам и переживаниям.

Конечно, работа в этом случае еще не закончена, скорее это была диагностика, а не психотерапия, но главное, что подросток заинтересован в изменениях и у него есть желание изучать свой внутренний мир дальше.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина домашнего текстиля "Королевство снов". В магазине Вы сможете купить халаты , полотенца, наборы для бани и сауны (женские и мужские), постельное бельё высокого качества от лучших производителей. Узнать контакты, посмотреть полный каталог и цены, сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://korolevstvosnov.ru/.

СИТУАЦИЯ 3. «Гора-путешественник»

На прием к психологу пришла очень встревоженная мама ученика 7-го класса с проблемой следующего характера: сын учится в школе очень плохо — «из двоек не вылезает», ходит в школу без желания, исправлять оценки не хочет. Мама верит в сына и считает, что он может учиться лучше, но не понимает, почему у него ничего не получается. Мама попросила психолога помочь подростку.

Психолог провела диагностику познавательных способностей ученика и не обнаружила никаких причин для плохой успеваемости. При первой встрече психолог смогла понять, что ребенок очень не уверен в себе и не умеет справляться с трудностями самостоятельно, пасует перед испытаниями, не верит в себя. Но при этом психолог отметила, что мальчик сильно переживает из-за неудач в учебе, что усугубляет ситуацию.

При второй встрече с подростком психолог использовала метафору «гора-путешественник» как способ переноса акцентов с остроты переживания в реальности на способы действия, которые осуществляются в метафоре (движения в реальном мире символизируют движения во внутреннем мире).

Психолог предложила подростку представить себе путешественника, который идет в горы один. Попросила перечислить, с какими трудностями столкнется путешественник в горах, и записать их на листе бумаги в столбик. На следующем занятии психолог предложила школьнику помочь путешественнику и собрать в дорогу рюкзак качеств, которые обязательно помогут ему в горах. Подросток нарисовал рюкзак и записал много положительных качеств. На следующем занятии психолог попросила описать, с какими трудностями в горах ассоциируются у мальчика трудности в школе. Надо было продолжить список испытаний путешественника — напротив трудности путешественника написать трудность школьника. Все последующие занятия психолог вместе с подростком разбирали ситуации, искали способы решения проблемы в горах и переносили их на учебную проблему, использовали рюкзак качеств, то есть доставали оттуда то качество, которое может пригодиться для преодоления данной трудности.

Как работает метафора? В данной ситуации метафора «гора-путешественник» позволила подростку представить себя в образе путешественника, испытывающего трудности, и описать собственные трудности с использованием метафорических названий.

СИТУАЦИЯ 4. «Маска, которую надевают люди»

Среди учеников девятых классов эта девушка выделяется внешним видом (черные волосы, черная одежда, черный макияж, аксессуары в виде черепов, скелетов и шипов) и своим поведением: агрессивная, грубая, резкая. В классе она мало общается, потому что одноклассники ее боятся. С учителями она ведет себя очень вызывающе: дерзит, хамит и на любые требования, замечания учителей реагирует агрессивно. Из беседы психолога с мамой стало ясно, что ей тоже тяжело взаимодействовать с дочерью. Было решено предложить девушке встретиться с психологом, чтобы обсудить последствия выбранной ею тактики поведения. Поскольку юная особа на всех реагировала как на «мешающих ей жить», психолог решила на занятиях использовать метафору «маски, которые люди надевают на себя» как способ расширения границ поведения и приобретения новых социальных ролей.

На первой встрече психолог похвалила девушку за отличную демонстрацию одной из жизненных ролей, но добавила, что в жизни существует еще очень много ролей и тот, кто умеет использовать все роли, может достичь гораздо большего. Девушка с психологом согласилась. Дальше психолог предложила обсудить, почему это именно так. Пришли к выводу, что человек, который всегда поступает одинаково, скучен, неинтересен, не может понять других людей.

Психолог предложила перечислить, какие еще существуют маски, и девушка назвала следующие:

• Искатель правды.

• Плевать я хотела.

• Я не такой, как все.

• Все меня достали.

• Взрывоопасная смесь.

• Излучатель тепла.

• Мне никто не нужен.

• Розовый романтик.

После перечисления всех масок психолог попросила записать их названия в столбик, подобрать и приклеить рядом с каждым названием картинку. Девушка с большим интересом выполняла это задание. В течение всех последующих занятий с психологом девушка выбирала какую-то одну маску, которая ей в данный момент была наиболее интересна, и обсуждала ее с психологом по следующему плану:

1. Если бы ты встретила человека в этой маске, то как он был бы одет?

2. Где он может жить?

3. Кто его друзья?

4. Как бы он учился?

5. Какая у него любимая поза?

6. Какие чувства чаще всего он испытывает?

7. Какие слова чаще использует в своей речи?

8. Если бы на него «наехали», то как бы он повел себя?

9. Если бы его похвалили, то что бы он сделал?

10. Если бы его обидели, то чтобы он сделал?

11. В кого он может влюбиться или кто в него может влюбиться?

В работе с этой девушкой психолог спрашивала: если бы ты надела на себя эту маску, то что она бы тебе дала, что бы ты хотела взять у этой маски? Можно спросить, когда эта маска поможет, а когда может навредить или помешать.

Как работает метафора? В данном случае метафора «маска, которую надевают люди» помогла девушке открыть в себе новые качества, выбрать новые способы действия в разных ситуациях, отреагировать чувства. При обсуждении разных способов поведения людей в различных ситуациях психологу совместно с подростком удалось рассмотреть большой спектр жизненных ситуаций и способов решения конкретных проблем. Важно отметить, что подросток уже в процессе работы значительно изменился. Девушка стала больше доверять людям. Одноклассники отметили, что она «стала добрая», «дает списывать» и начала помогать тем, кого раньше «терпеть не могла». Сама девушка по завершении работы отметила, что ей стало интересно общаться с людьми и что ей кажется, будто она в скором времени влюбится.

СИТУАЦИЯ 5. «Кокос: снаружи и внутри»

Психолог получила запрос от мамы девушки, которая учится в девятом классе и испытывает трудности в общении со сверстниками. Со слов мамы, у дочери нет друзей, из-за малейшей трудности она плачет, не знает, как вести себя в новой ситуации, очень волнуется, когда к ней обращаются с просьбой одноклассники, и переживает, что ее никто не замечает.

При первой встрече психолог выяснила, что саму девушку беспокоит только то, что ее никто не замечает. И тогда психолог предложила метафору кокоса, который снаружи невзрачный, но имеет вкусное молоко и очень нежную мякоть. А чтобы узнать вкус кокоса, его необходимо попробовать. Психолог предложила девушке посвятить несколько встреч изучению своих внутренних ресурсов и раскрыть их перед одноклассниками.

Для изучения внутреннего мира психолог предложила использовать арт-средства: коллаж, карта моих ресурсов, сокровища моей души и др. Для демонстрации своего внутреннего мира одноклассникам психолог посоветовала школьнице опубликовать в школьной газете собственные стихи. Она согласилась, и вся школа с удовольствием читала стихи девушки.

Вторым способом самопредьявления стала организация мастер-класса по граффити. Девушка хорошо рисовала в стиле граффити, и директор школы разрешила разрисовать один из фургончиков, который стоял на территории школы. Для демонстрации мастер-класса были приглашены одноклассники и все желающие поучиться рисовать в стиле граффити. После мастер-класса многие подходили к девятикласснице и выражали свое восхищение ее талантом. Девушке было очень приятно, и с этого момента у нее появилась уверенность в своих силах и желание расширять свои возможности.

Конечно, это уже должна быть не психологическая работа, а работа всего педагогического коллектива школы. Но начало личностного развития девушки было положено с помощью метафоры кокоса.

Как работает метафора? В данном случае метафора помогла побудить к самоисследованию, к желанию самовыражаться подростка, который имеет сильные запреты на проявление чувств, и прибавила ей уверенности в собственных возможностях и собственной значимости.

ВЫВОД

Попробуем сделать общий вывод. По нашему мнению, метафора позволяет работать с большим диапазоном подростковых проблем и позволяет достаточно быстро донести до подростка смысл тех сложностей, которые он испытывает. Она позволяет подростку самому найти способы выхода из сложившейся ситуации. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что в 13–15 лет уже сформировано образное мышление и подростки хорошо умеют ассоциировать, анализировать, сопоставлять и прогнозировать.

Но самое главное преимущество метода метафоры — это ее безопасность. Подростку бывает непросто напрямую изложить свои проблемы, а психолог, который наблюдает за ним в школе, совместно с родителями может достаточно четко сформулировать, с какими трудностями он столкнулся. Важно также отметить, что метафора позволяет воодушевить подростка и сообща найти способы разрешения проблем.

Формы метафоры могут быть разнобразны:

— словесная, написанная на бумаге;

— нарисованная ребенком;

— заранее приготовленная психологом (тематические картинки, аватары, маски).

Опыт работы в школе позволяет нам надеяться, что мы стоим у истоков нового направления в индивидуальной коррекционной работе, которое можно назвать метавоздействием. Оно опирается на особенности российской культуры и в будущем, по нашему мнению, получит широкое распространение.

Ольга ХУХЛАЕВА,
руководитель психологической службы
Анна КРИВЦОВА,
психолог,
НОУ «Ломоносовская школа»