Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2009


Книжный шкаф

Консилиум — решение школьных проблем

Нормативно-правовые документы,
психодиагностические материалы

Авт-сост.
О.Б. Григорьева и др.
Волгоград, 2009

Школьная психологическая служба как самостоятельное звено в системе образования существует уже два десятка лет. За это время психологи научились консультировать детей, педагогов и родителей, принимать участие в работе педсоветов, проводить развивающие занятия и тренинги. Однако, к сожалению, типична ситуация, когда ни учителя не испытывают стремления лишний раз посоветоваться с психологом, ни сами психологи не проявляют интереса к коллегам-педагогам. В то же время в школе немало мероприятий, которые предполагают равное участие всех занятых в образовании специалистов. Именно таким является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

Данное методическое пособие посвящено всестороннему анализу консилиума. В книге приводятся нормативно-правовые документы, регламентирующие работу консилиума, описываются основные этапы его проведения, рассказывается об обязанностях его участников. В состав консилиума входят учителя-предметники, психолог, школьный врач, социальный педагог; возглавляет ПМПк директор школы или его заместитель по учебно-воспитательной работе. Главное, на что обращается внимание в книге, — важность совместных действий специалистов, из чего вытекает необходимость их согласования.

Книга вышла в серии «В помощь администратору школы», и на полках книжных магазинов она находится среди педагогических, а не психологических изданий. Это верно лишь отчасти. Действительно, в конечном счете решение школьных проблем осуществляется руководителями образовательных учреждений. Однако существенную часть материалов для проведения консилиума предоставляют, наряду с учителями, школьные психологи. Именно поэтому было бы хорошо, если бы подобные этому издания привлекли внимание и занятых в образовании психологов. Что касается данного пособия, то оно будет полезным и для психологов, работающих в детском саду, так как в книге содержится информация в том числе относительно диагностики психического развития дошкольников.

Без сомнения, практикующие психологи знакомы с представленными в книге методиками и более того — наверняка могут дополнить приведенный авторами список. В данном случае хочется обратить внимание психологов на их особую роль в консилиуме. В ходе индивидуального консультирования ребенка психолог дает рекомендации учителям и родителям, что, как правило, не имеет существенного значения для определения того, может ли ребенок учиться в массовой школе или нет. На консилиуме психолог участвует в постановке психолого-педагогического диагноза, на основании которого нередко решается принципиальный вопрос о дальнейшем пребывании ребенка в школе или переводе его в специальное образовательное учреждение.

В заключение нелишне отметить, что консилиумы можно использовать как средство налаживания профессиональных содержательных отношений с коллегами, что будет способствовать укреплению положения психолога в школе.

Марина СТЕПАНОВА