Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2009


Конкурс

НОМИНАЦИЯ:

«Психологическое сопровождение школьников разных категорий:
методические открытия»

 

Мониторинг школьной жизни

Я работаю педагогом-психологом с 1994 г., высшую категорию получила за разработку авторской программы часа психологического развития пространственного мышления во 2-м классе.

Сейчас работаю над темой «Разработка и апробация психологического мониторинга кризисно значимых моментов школьной жизни». Работа ведется с января 2005 года. За это время создала и опробовала систему психологического отслеживания готовности каждого ребенка к кризисно значимому моменту школьной жизни и к последующей адаптации при переходе на новую ступень школьной жизни.

Разработаны модель мониторинга (см. приложение 1) и индивидуальная карта прохождения ребенком кризисно значимого момента школьной жизни (см. приложение 2), где наглядно представлены успешность прохождения ребенком этапа и направления коррекционной работы. Психологический мониторинг решает вопросы систематизации всей работы психолога в школе по направлениям (см. приложение 3).

Психологическая диагностика и коррекция осуществляется в каждом классе и каждый год. Основная задача психодиагностики — выявление психологической готовности каждого ребенка и пути его последующей адаптации. Таким образом, психодиагностика показывает, на каком из этапов школьной жизни ребенок не смог самостоятельно справиться с возникшими проблемами. Выявленные проблемы дают возможность понять, в каком направлении проводить коррекцию и с кем: с классом или с конкретным учеником.

Критериями успешности подготовки ребенка к прохождению кризисных этапов и адаптированности после его прохождения нами принято считать психологический комфорт, положительную мотивацию и успешность обучения. Кроме этого, на каждом из этапов есть свой критерий — по его показателям можно судить об адаптивности ребенка в данный кризисно значимый момент.

В первом классе — это произвольность познавательных процессов и поведения; в 4-м и 5-м классах — развитость абстрактного мышления и адекватная самооценка; положительный статус в классе и отсутствие проблем в общении — в 6–7-м классах; уровень тревожности — в 7–8-м; определенность в выборе дальнейшего жизненного пути — в 9–11-м классах.

Поскольку одно из направлений мониторинга — диагностика и коррекция готовности к кризисно значимому моменту, мы можем говорить о систематизации профилактической работы: предупреждение возникновения явлений дезадаптации, разработка конкретных рекомендаций для учащихся, учителей, родителей, администрации.

Формирование психологической компетентности, или психологическое просвещение, в школе также включено в систему работы: на этапе анализа результатов психодиагностики и коррекции я встречаюсь с детьми, родителями, педагогами для того, чтобы дать им возможность отрефлексировать свое участие в педагогическом процессе.

Психологический мониторинг позволяет классным руководителям увидеть психологические проблемы своих подопечных, скорректировать воспитательный план и учесть индивидуальные особенности при организации воспитательного воздействия.

На этапе анализа результатов психодиагностики организовано взаимодействие заместителя директора по УВР, ВР, социального педагога, которые на психологическом консилиуме разрешают проблемы класса или конкретного ученика.

Родители могут ознакомиться с результатами прохождения их ребенком кризисно значимого момента или подготовки к нему на групповых или индивидуальных встречах, организованных психологом и классным руководителем. Систематическое отслеживание позволяет выявлять и личностные проблемы, а иногда и предотвращать их.

Таким образом, мы выявляем проблему, а дальше все зависит от желания классного руководителя, родителя и ребенка принять психологическую помощь.

Разработанная система дает возможность не только собрать воедино все направления психологической работы, но и успешно решать более дальние и глубокие задачи обучения и воспитания: отслеживать эффективность обучающего и воспитательного воздействия различными педагогами; вести лонгитюдные наблюдения; отслеживать результативность коррекционно-развивающего воздействия и пр.

Работа в детском саду позволила разработать свою модель преемственности на ступени «дошкольное обучение и развитие — начальное школьное». Психологическое сопровождение перехода от дошкольной ступени к младшей школьной включено в школьный мониторинг кризисно значимых моментов школьной жизни. Кроме этого, в ДОУ разработана индивидуальная карта динамики развития ребенка (см. приложение 4).

Система воспитательной работы в школе может опираться на психологический мониторинг и строить воспитательное воздействие на всех обучающихся в школе детей, ориентируясь на «Модель выпускника» (см. приложение 5), которая разработана с опорой на психологическую карту динамики развития, то есть на психологические составляющие социализации личности.

Таким образом, все участники воспитательно-образовательного процесса взаимодействуют в системе психологического мониторинга. Анализ результатов по годам дает возможность выявлять трудности при внедрении личностно-ориентированного обучения в образовательный процесс школы.

Такой представляется мне система работы по психологическому сопровождению в школе.


Приложения

 

Приложение 1

Модель психологического мониторинга
кризисно значимых моментов школьной жизни

 

Приложение 2

Индивидуальная карта прохождения ребенком
кризисно значимых моментов школьной жизни

 

Приложение 3

Систематизация работы психолога

Таблица

 

Приложение 4

Индивидуальная карта динамики развития ребенка

 

Приложение 5

Модель выпускника МОУ СОШ № 1 г. Кисловодска

 

Наталья ГУДКОВА,
педагог-психолог,
МОУ СОШ № 1,
МДОУ ЦРР д/с № 8,
г. Кисловодск,
Ставропольский край