Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2009


Мэтры

 

В поисках ответов на трудные вопросы

В последнее время в средствах массовой информации появилось немало резко критических выступлений по поводу состояния российского образования, и в частности школьного. Замечания справедливые, критика обоснованная. Известный пушкинист Валентин Непомнящий, характеризуя последствия реформ в образовании, прямо заявляет: «Отечество в опасности». Даже если предположить, что журналисты сильно сгущают краски, оснований для беспокойства достаточно. В сложившейся ситуации возникает опасность признать положение безвыходным и, как следствие, смириться с происходящим, расписаться в собственном бессилии и даже не пытаться что-либо изменить.

Что может сделать отдельно взятый педагог или тем более психолог? Действительно, в масштабах государства — ничего, но в рамках отдельно взятой школы кое-что может. О том, что по силам школьному психологу, как ему эффективно организовать психолого-педагогическое взаимодействие, как общаться с учениками и их родителями, и о многом другом идет речь на страницах нашего издания. Однако не менее важно — и при этом более сложно — обретение веры в полезность своего труда. Вопрос об эффективности пребывания в школе вызывает немало переживаний, так как не имеет простого и однозначного ответа.

В надежде получить поддержку обычно обращаются к тем, кому удалось построить свою жизнь, причем как личную, так и профессиональную, не благодаря удачному стечению обстоятельств, а вопреки ударам судьбы. Нашими собеседниками и учителями по жизни выступают не только умудренные опытом коллеги, но и книги. К одному из таких изданий мы имеем возможность сейчас обратиться.

Не так давно в издательстве «Первое сентября» вышла антология «Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам». Эта книга, посвященная вопросам становления и развития личности, предназначена всем занятым в образовании специалистам, перед которыми стоит задача ответить не только на вопрос «как учить?», но и «зачем учить?». Ее авторы — писатели и философы, педагоги и ученые — наши предшественники и современники. Их советы могут показаться оригинальными или банальными, актуальными и полезными или далекими от современной жизни и потому с трудом применимыми на практике. В любом случае они не оставляют равнодушными и заставляют задуматься. Это может стать первым шагом к изменению собственного взгляда на мир, а значит, и отношения к себе, окружающим людям, выбранной профессии.

О ВОСПИТАНИИ

— Что такое воспитание?

Воспитание — это обучение нравственной жизни.. Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков. А верхней границы нет, вверх — духовность.

(С. Соловейчик. Педагогика для всех)

…Для того чтобы воспитывать хорошо, надо жить хорошо перед теми, которых воспитываешь.

Воспитание есть последствие жизни. Обыкновенно предполагается, что люди известного поколения знают, какими должны быть люди вообще, и потому могут их готовить к такому состоянию. Это совершенно несправедливо: люди, во-первых, не знают, какими должны быть люди, — могут в лучшем случае знать только идеал, к которому им свойственно стремиться; во-вторых, люди, воспитывающие сами, никогда не готовы, не воспитаны, а сами, если не мертвы, движутся и воспитываются.

И потому все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны.

(Л.Н. Толстой)

Воспитывать — значит воспитывать личность, воспитывать существо, которое свободно действует… имеет внутреннюю ценность в своих собственных глазах.

(И. Кант. О педагогике)

— Как это соотносится с тезисом о необходимости соблюдать общественно выработанные нормы поведения?

Одна из труднейших проблем воспитания заключается в том, как соединить подчинение законному принуждению со способностью пользоваться своей свободой.

(И. Кант. О педагогике)

— Как можно конкретизировать это общее положение в отношении задач воспитания?

…Всех вопросов о детях не множество, как нам кажется, а всего лишь три: как воспитывать стремление к правде, то есть совестливость; как воспитывать стремление к добру, то есть любовь к людям; и как воспитывать стремление к красивому в поступках и в искусстве.

(С . Соловейчик. Педагогика для всех)

— Каким образом можно воспитать нравственное начало в ребенке?

Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла. Самое наставление делать добро, если оно не подчинено этому правилу, опасно, лживо и противоречиво. Кто только не делает добра? Все его делают, и злой не отстает от других: за счет сотни несчастных он делает одного счастливым.

(Ж.Ж. Руссо. Эмиль, или О воспитании)

Я считаю, что самое лучшее и глубокое нравственное воспитание — это то, которое получают через необходимость вступать в конструктивные отношения с другими людьми в процессе совместной работы и размышления. Современные системы образования, поскольку они уничтожают или пренебрегают этим союзом, затрудняют или делают невозможным получение подлинного систематического нравственного воспитания.

Я считаю, что место и работу учителя в школе нужно рассматривать на этой же основе. Учитель в школе не для того, чтобы навязывать определенные идеи или формировать у ребенка определенные привычки, но учитель в школе — это член сообщества, и он существует для того, чтобы выбирать те виды воздействия, которые повлияют на ребенка и которые помогут ему адекватно реагировать на такое воздействие.

(Дж. Дьюи. Мое педагогическое кредо)

О ТВОРЧЕСТВЕ

— Как воспитать в ребенке потребность в творчестве?

…В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которую вредно уничтожать в каком бы то ни было преподавании. Если ученик не выучится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет подражать, копировать.

(Л.Н. Толстой)

— Каким должно быть обучение, обеспечивающее творческое отношение к жизни?

«Школы должны облегчить свои программы», — слышится лозунг, слышится много лет. Но школа трудная всегда лучше легкой, если ее трудность плодотворно напрягает умственные силы. Тягостно в умственном отношении вовсе не то, что трудно, что вызывает долгое раздумывание, что сразу не дается.

…Если наша школа бросается «по трудности», то причина в том, что «трудность» ее есть трудность без заключенной в ней мысли, только внешним образом истомляющая; что ее бескультурная работа вовсе не будит способностей ученика себе навстречу, что ее «трудности» не изощряют остроту этих способностей, не возбуждают их.

(В. Розанов. Сумерки просвещения)

О МЕСТЕ КУЛЬТУРЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

— Каковы причины того, что современные подростки нередко не проявляют никакого интереса к литературе и искусству?

Среди нас уже ходят молодые люди, подчас наделенные способностями и каким-то невеселым умом, которые не хотят (или не могут?) руку протянуть, чтобы вступить в обладание наследием культуры; и это не назовешь ленью, это хуже. Старый как мир порок лени мог быть веселым, потому что не расстраивал фундаментальных жизненных функций личности. Тут не лень, тут разрушение воли к культуре и самой способности этой воли.

(С. Аверинцев)

— Одна из причин такого положения вещей видится в том, что подростки воспитываются родителями, которые сами не проявляют никакого интереса к культуре. Как таким родителям воспитывать детей?

Ответ звучит ужасно, но надо быть честными… Никак! Что бы такие люди ни предпринимали, у них ничего не выйдет, дети будут становиться все хуже и хуже, и единственное спасение — какие-то другие воспитатели. Воспитание детей — это укрепление духа духом, а иного воспитания просто нет, ни хорошего, ни плохого.

(С. Соловейчик. Педагогика для всех)

О ЛИЧНОСТИ

— Какими качествами должен обладать педагог?

Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью.

(К.Г. Юнг. О становлении личности)

— Что значит «воспитать личность»?

Воспитание должно готовить личность, внутренне независимую от чужих суждений и готовую к реальным ситуациям, когда все надо взять на себя и за все платить самому.

(С. Аверинцев)

— Какие существуют пути воспитания личности?

Три пути действовать на ребенка: разумное убеждение, нравственное влияние, эстетическая гармонизация. Наказаниями никакого ребенка не исправите; зло тем прикроется и только; вы прибавите ему новый порок — лицемерие.

Кому недоступно убеждение (дело труднейшее), на того можно подействовать нравственным влиянием; ребенок вам уступит, потому что этого желаете вы, по любви к вам; не добились вы любви от ребенка, старайтесь развить его эстетическою гармонизациею — музыкою, картинами, стихами.

Все это трудно, но единственный путь к спасению. Часто забывают в деле педагогики, что тут два деятеля: ученик и наставник; всегда обращают внимание лишь на ученика, предполагая, что наставник должен быть всегда совершенство, тогда как большею частью приходится учить учителя.

(Вл. Одоевский)

— Означает ли это, что от наказания следует отказаться вовсе?

…Моральная культура должна основываться на принципах, а не на дисциплине. Последнее предотвращает злоупотребления, первое — воспитывает образ мышления.

…Если хочешь заложить основы нравственного чувства, не следует наказывать. Нравственность есть нечто до такой степени святое и возвышенное, что ее нельзя унижать и ставить на одну ногу с дисциплиной.

…Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды. Когда он будет жить в свете, где он может делать добро, не получая награды, и зло, не получая наказания, то из него выйдет человек, который только и будет смотреть, как бы ему хорошенько устроиться в мире, и который будет хорошим или дурным смотря по тому, что он найдет для себя более выгодным.

(И. Кант. О педагогике)

— Что такое совесть?

Для того чтобы человек поступал по совести, он должен быть уверен, что им движет именно совесть, а не страх. Что он не ворует не потому, что боится воровать, а потому не ворует, что совестно… Принуждение совести — единственный вид принуждения, дающий человеку чувство свободы. Чем больше человек не свободен от совести, тем свободнее он.

…Человек велик тем, что на свете есть много такого, чего он не может. Педагогика испокон веку движется в сфере «хочу» и «надо», но первое, но главное слово человеческое — «не могу». Оно основание нравственности, оно основание совести, оно основание духа. Не могу!

Не могу продать, не могу оступиться, не могу небрежно работать, не могу оставить человека в беде, не могу не отдать долг, не могу украсть, не могу жить без любви, не могу не радоваться таланту, не могу не выполнить свой долг — не могу!

(С. Соловейчик. Педагогика для всех)

— Как можно охарактеризовать личность ребенка?

…Психологическая жизнь ребенка удивительная вещь, поражающая всякий раз, когда с нею сталкиваешься. Но самым интересным во всем этом, вероятно, является то, что для того, чтобы понять какой-то эпизод биографии ребенка, нужно развернуть весь свиток его жизни. Каждое действие ребенка способно отразить в целом как его жизненный путь, так и личность, и поэтому трудно понять его поведение без осмысления этой скрытой подоплеки прошедшей жизни. Это явление мы и называем единством личности.

(А. Адлер. Воспитание детей)

О ДЕТЯХ И ИХ РОДИТЕЛЯХ

— В чем состоит секрет воспитания?

Воспитание детей всецело зависит от отношения к ним взрослых, а не от отношения взрослых к проблемам воспитания.

(Г.К. Честертон)

— И какого отношения к себе ждут дети?

Есть как бы две жизни: одна — важная и почтенная, а другая — снисходительно нами допускаемая, менее ценная. Мы говорим: будущий человек, будущий работник, будущий гражданин. Что они еще только будут, что потом начнут по-настоящему, что всерьез это лишь в будущем. А пока милостиво позволяем им путаться под ногами, но удобнее нам без них.

Нет! Дети были, и дети будут. Дети не захватили нас врасплох и ненадолго. Дети — не мимоходом встреченный знакомый, которого можно наспех обойти, отделавшись улыбкой и поклоном.

(Я. Корчак. Право ребенка на уважение)

— Какой совет в этой связи можно дать родителям?

Любовь не может существовать как обязанность.

…Сущность половой любви — жажда ответного отклика. Родительской любви не свойственно искать взаимности.

…Все, что родители получают в ответ на их заботы и любовь, должно восприниматься ими с благодарностью — как сюрприз, как премия, как чистая неожиданность, как теплый летний день ранней весной, а не как закон, не как неотъемлемая часть природы вещей.

(Б. Рассел. О воспитании, особенно в раннем возрасте)

О ШКОЛЕ И ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

— Какова роль школы в становлении личности ребенка?

Школа не должна замыкаться в себе и считать себя завершающим этапом воспитания, а всегда должна иметь в виду, что индивид готовится для общества, а не для самой школы. Поэтому она не имеет права отвергать детей, которые отказались следовать идеалу образцового школьника.

(А. Адлер. Воспитание детей)

— В чем состоит роль учителя?

Я считаю, что образование — это управление процессом общественного самосознания и что регулирование активности каждого члена общества на базе этой социальной осознанности — единственно верный метод преобразования общества.

…Я считаю, что учитель вовлечен не только в процесс обучения личности, но и формирование пристойной общественной жизни.

(Дж. Дьюи. Мое педагогическое кредо)

— Могут ли педагог или школьный психолог изменить ситуацию, сложившуюся в образовании?

Учителя не отвечают за школьную систему, но уже хорошо то, что своим личным сочувствием и пониманием они при любой возможности смягчают суровость этой системы… Учитель может быть мягче с отдельным учеником, учитывая его семейные обстоятельства.

(А. Адлер. Воспитание детей)

— На что направлено школьное обучение?

Правильно обучать — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, извращений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки знания.

(Я.А. Коменский. Великая дидактика)

— Чем отличается одна школа от другой?

…Есть в школе что-то неопределенное, почти не подчиняющееся руководству учителя, что-то совершенно неизвестное в науке педагогике и вместе с тем составляющее сущность, успешность учения — дух школы. Этот дух подчинен известным законам и отрицательному влиянию учителя, то есть учитель должен избегать некоторых вещей, для того чтобы не уничтожить этот дух. Дух школы, например, находится всегда в обратном отношении к принуждению и порядку школы, в обратном отношении к вмешательству учителя в образ мышления учеников, в прямом отношении к числу учеников, в обратном отношении к продолжительности урока и т.п. Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся от одного ученика к другому, сообщающееся даже учителю, выражающееся, очевидно, в звуках голоса, в глазах, движениях, в напряженности соревнования, — что-то весьма осязательное, необходимое и драгоценнейшее и потому долженствующее быть целью всякого учителя.

(Л.Н. Толстой)

О НАШЕЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ

— Какой жизненной позиции следует отдать предпочтение: безропотному принятию того, что посылает нам судьба, или активному противостоянию неблагоприятным обстоятельствам ради достижения поставленных целей?

На самом деле имеет значение не то, что мы ждем от жизни, а то, что жизнь ожидает от нас. Нам нужно понять, что жизнь задает вопросы нам, ставит задачи — ежедневно и ежечасно. Наш ответ должен состоять не в разговорах и размышлениях, а в правильных поступках и правильном поведении. В конечном счете жить означает брать на себя ответственность за выбор правильного ответа на проблемы жизни и выполнять задачи, которые она постоянно дает каждому человеку.

(В. Франкл. Человек в поисках смысла)

— В жизни нам приходится сталкиваться с разными людьми, возможны конфликты. Можно ли их избежать?

Старайтесь не обращать внимания на тех, кто попытается сделать вашу жизнь несчастной. Таких будет много — как в официальной должности, так и самоназначенных. Терпите их, если вы не можете их избежать, но как только вы избавитесь от них, забудьте о них немедленно. Прежде всего старайтесь не рассказывать историй о несправедливом обращении, которое вы от них претерпели; избегайте этого, сколь бы сочувственной ни была ваша аудитория. Россказни такого рода продлевают существование ваших противников…

То, что делают ваши неприятели, приобретает свое значение или важность от того, как вы на это реагируете. Поэтому промчитесь сквозь или мимо них… Не задерживайтесь на них мысленно или вербально; не гордитесь тем, что вы простили их… первым делом забудьте… ибо перспектива быть забытым короче перспективы быть прощенным.

(И. Бродский. Речь на стадионе)

— Как следует относиться к советам окружающих нас людей?

Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на то, чтобы жить чьей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, которая заставляет жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое важное, имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом знают то, кем вы хотите стать на самом деле.

(Стив Джобс)

— Как соотносятся между собой следование зову сердца и разумное начало?

…Обыкновенно думают, что прогресс — в увеличении знаний, в усовершенствовании жизни, но это не так. Прогресс только в большем и большем усвоении ответов на основные вопросы жизни. …Прогресс не в увеличении истины, а в освобождении ее от покровов. Истина приобретается, как золото, не тем, что оно приращается, а тем, что отмывается от него все то, что не золото.

(Л.Н. Толстой)

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ И ПРАВЕ НА ОШИБКУ

— Стоит ли заниматься поиском ответа на вопрос о смысле жизни, или достаточно прислушаться к мнению великих мира сего?

Поиск смысла жизни — это основная мотивация человеческой жизни… Этот смысл уникален и специфичен, так как должен быть найден и осуществлен самим человеком, только тогда он может удовлетворить собственную волю (стремление) к смыслу.

…Разумеется, поиск человеком смысла может вызвать внутреннюю напряженность, а не внутреннее равновесие. Однако именно эта напряженность является незаменимой предпосылкой душевного здоровья.

…Я считаю опасным ложное понятие душевной гигиены, предполагающее, что человек в первую очередь нуждается в равновесии… Он нуждается не в снятии напряжения любой ценой, а в зове потенциального смысла.

…Провозглашая, что человек отвечает за потенциальный смысл своей жизни и его реализацию, я хочу подчеркнуть, что истинный смысл жизни надо найти во внешнем мире, а не внутри человека и его собственной души… Чем больше человек забывает себя — отдавая себя служению важному делу или любви к другому человеческому существу, — тем более он человечен и тем более он реализует себя. То, что называется самореализацией, не должно быть целью по той простой причине, что чем больше за ней гонишься, тем вернее ее можно упустить.

(В. Франкл. Человек в поисках смысла)

— А если так получилось, что не осталось ни важного дела, ни близких людей и жизнь не приносит ничего, кроме страданий?

Есть смысл и в той жизни, что почти полностью лишена возможности творчества и наслаждения и которая допускает только одну возможность поведения на высоком моральном уровне: она выражается в отношении человека к своему существованию, ограниченному внешними силами. Если в жизни вообще есть смысл, то должен быть смысл и в страдании.

…У человека есть свобода выбора… Человек может сохранить остатки духовной свободы и независимости мышления даже в условиях крайнего психического и физического напряжения.

…У человека можно отнять все, кроме одного — его последней свободы: выбрать свое отношение к любым данным обстоятельствам.

(В. Франкл. Человек в поисках смысла)

— Означает ли это, что человек должен сам осуществлять выбор?

Я убежден, что никто не может «спасти» своего ближнего, сделав за него выбор. Все, чем может помочь один человек другому, — это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без сантиментов и иллюзий существование альтернативы. Столкновение с реальностью может пробудить дремлющие в человеке силы и помочь ему выбрать жизнь в противоположность смерти. Если же человек не способен выбрать жизнь, то никто другой не способен вдохнуть жизнь в него.

(Э. Фромм. Бегство от свободы)

Трудные вопросы задавала
Марина СТЕПАНОВА