Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2009


Гильдия

 

В борьбе со стереотипами

Помните, в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» рассказывается о странной эпидемии забывчивости, охватившей деревню Макондо? Жители стали подписывать окружающие предметы и что с ними нужно делать: «Это корова, ее нужно доить». Иногда предлагаемые уроки толерантности напоминают описанную в романе Маркеса ситуацию. Нам приходилось сталкиваться с такими случаями, когда школьникам объясняли: «Это таджики — их нужно любить»; «Это инвалиды, они такие же, как мы…»; «Негры — такие же люди, как мы с тобой. Только черные. А мы белые, и мы должны уважать людей с любым цветом кожи».

Коллеги! Мы живем не в деревне Макондо! Вы всё знаете. Ваш педагогический багаж полон знаний, приемов, игр по развитию толерантности. В российской православной и социальной образовательной системе есть аналогичные, а может быть, даже более емкие и точные понятия, чем термин «толерантность». Это совокупность понятий, явлений, которые были общественной нормой в православной России и советском государстве: дружба, интернационализм, патриотизм, коллективизм, взаимопонимание, взаимовыручка. Все ваши наработки по развитию названных качеств, а также эмпатии, тренинги по управлению эмоциональным состоянием — это основа для практических уроков толерантности.

Прежде чем предложить практический материал для уроков толерантности, хочется предостеречь от возможных ошибок и опасностей, которые допускают некоторые усердные педагоги и психологи.

Статья опубликована при поддержке медицинской онлайн-программы "Киберис". Гомеопатическая программа, поиск лекарств, ведение медицинской документации и онлайн регистратура, интеллектуальная система подбора моно- и комплексных препаратов, хранение данных о пациентах в системе, ввод жалоб в режиме реального времени, а также многие другие возможности сайта. Подробную информацию Вы сможете найти на сайте, который расположен по адресу: kiberis.ru.

1. Уроки и семинары могут стать слепым заимствованием американского и европейского опыта. Причем иногда не очень удачного, когда дети знают, что надо уважать человека, не похожего на тебя, но не уважают. Педагоги копируют западные дидактические образцы, стесняясь употреблять исконно русские понятия «милосердие», «дружба», «взаимовыручка», которые и являются деятельностным выражением толерантности.

2. Толерантность рассматривается и преподносится детям не как уважение, а как терпимость и снисходительность. Мол, давайте уж потерпим их, раз они здесь живут. А если кто терпеть не может — угодит из-за них за решетку по статье…

3. Толерантность понимается как уважение к любым проявленим инакости, в том числе и к нравственным извращениям. В этом случае размываются основы нравственности и дети теряют нравственные ориентиры.

4. В погоне за уважением к чужой культуре, религии, истории выхолащиваются собственная культура и история, национальные корни.

5. Погоня за обеспечением толерантности в школе может стать почвой для развития лицемерия, когда учащиеся, имея сформированные убеждения о человеке с другим цветом кожи, вероисповеданием, национальностью, ограниченными возможностями, учатся не высказывать своих убеждений, продолжая испытывать неприязнь, брезгливость или другие негативные чувства, от которых сложно избавиться после классного часа.

6. Формирует у «иного» (бедного, инвалида, иноверца, чернокожего, из многодетной семьи, с родителями в местах заключения и пр.) негативные черты характера потребителя, жертвы.

7. Мероприятия по воспитанию толерантности могут ущемлять права ребенка. Педагоги в воспитательных целях выпячивают и заостряют внимание на вещах, о которых ученик не хотел бы говорить, возможно, хотел бы забыть, потому что его естественное желание — быть частью общего, быть таким же, как и другие, а ему указывают на его «инакость» и требуют видеть эти отличия и уважать, оказывать помощь. Мне как психологу пришлось работать с ребенком, который хотел покончить жизнь самоубийством, после того как учитель обратилась к классу с просьбой не обижать, не задевать, а помочь нуждающемуся однокласснику вещами и тетрадками.

8. Мероприятия по воспитанию толерантности идут вразрез с семейными ценностями, стереотипами, сложившимися в общественном сознании. В школе ребенок слышит, что все люди равны в своих правах, а дома получает физическое наказание за то, что играл с больным СПИДом или привел в дом одноклассника цыгана. Какой урок лучше усвоится? К сожалению, стереотипы сильны в сознании людей, изменить их школьному учителю вряд ли под силу. Поэтому, планируя уроки и мероприятия по воспитанию толерантного мышления, мы не должны быть оторваны от реальной действительности.

Ирина ДЕВИНА,
психолог,
Москва