Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2009


Разное

 

Акцентуации характера в рисунках старшеклассников

Циклотимический

Во многих российских школах ведется преподавание психологии как учебного предмета. Наша школа — не исключение. На протяжении уже пятнадцати лет уроки психологии входят в школьный компонент учебного плана и занимают достойное место наряду с другими учебными дисциплинами.

Застревающий

Нередко изучение определенных тем по психологии подталкивает детей к поиску дополнительной информации, проведению целенаправленных наблюдений и экспериментов, организации исследовательской деятельности. Так, изучение особенностей акцентуаций характера человека привело к созданию целого набора рисунков-портретов акцентуированных типов.

Идея нарисовать людей с различными акцентуациями характера принадлежит двум ученицам 10-го класса — Наташе Мальцевой и Юле Рогачевой (которые ныне уже являются студентками). По признанию самих девочек, на эту мысль их натолкнули рисунки датского карикатуриста Х.Бидструпа, умело подмечавшего поведенческие особенности разных людей.

Юные художницы попытались отобразить характерологические особенности десяти типов акцентуаций характера, входящих в классификацию Г.Шмишека: демонстративного, застревающего, педантичного, гипертимического, возбудимого, дистимического, тревожного, экзальтированного, эмотивного, циклотимического. Определенное единство художественного стиля авторам помог придать учитель рисования нашей школы Ф.А.Поянский.

Тревожный
Экзальтированный

Считаю, что старшеклассницам удалось заострить определенные индивидуальные свойства, присущие людям с разными акцентуациями характера. Опыт практического использования этих рисунков на уроках психологии подтверждает это: школьники с легкостью узнают в рисунках представителей той или иной акцентуации.

Ольга ЛАШИНА,
учитель психологии,
педагог-психолог МОУ «Общеобразовательная
Киземская средняя школа»,
п. Кизема, Архангельская область