Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2009


Игротека

«Я — мама»

Большая психологическая игра

Цели и задачи: актуализация роли матери, осознание неэффективных моделей взаимодействия с ребенком, определение этапов повышения материнской эффективности.

Необходимые материалы

1. Плакаты, на которых изображены позитивные детско-родительские отношения (семейные фотографии, коллажи из журнальных фото, рисунки детей «Моя счастливая семья», «Рисунок мамы»).

2. Доска, мел (флип-чарт с бумагой и маркерами, ватман, размещенный на стене, и маркер).

3. Листы бумаги формата А4, изобразительные арт-материалы, журналы для вырезания, клей, ножницы.

4. Заготовки для масок (сделанные из листов А4).

5. Магнитофон, песня про маму (любая), мелодии средневековых дворцовых танцев.

6. Мультимедиапроектор, мультимедийный ролик, посвященный материнству (например, «Имя моего ангела»).

Место проведения: класс, в котором можно сдвинуть парты, либо кабинет для тренингов.

Участники: мамы из кризисных семей (18–20 человек).

Оформление игрового пространства

Помещение, где будет проходить игра, условно делится на две части. В одной части стулья стоят по кругу. В другой — несколько столов, вокруг которых расставлены стулья для работы с арт-материалами. На стенах — детские рисунки, семейные фотографии, коллажи на тему «Моя счастливая семья» (эту работу можно заранее провести с детьми из этих семей). На столах набор материалов для арт-терапии, листы ватмана, заготовки для масок.

Время игры: 2 часа 30 минут.

Содержание игры

Участницам предоставляется возможность погрузиться в ролевое пространство, актуализировать роль матери и в ней не только осознать неэффективные модели взаимодействия с ребенком, но и выработать шаги достижения родительской компетентности.

Введение в игровую ситуацию происходит через актуализацию образа матери. Просто ли быть мамой? Что теряет, а что приобретает женщина вместе с приходом материнства? Что определяет эффективное или неэффективное материнство? Какие шаги необходимо совершить на пути к эффективному родительству?

В процессе игры участницы смогут ответить на эти и другие вопросы.

ХОД ИГРЫ

Разминка «Мама — ребенок»

Звучит «Песня про маму». Ведущий приглашает участников в зону, где стулья стоят по кругу, они занимают места.

Ведущий. В жизни у женщины есть разные роли. Она — профессионал, подруга, студентка, гражданин страны, жена, покупатель…. Сегодня мы поговорим об одной из главных ролей женщины, о роли Матери.

Мама… Для каждого ребенка это самое главное слово. Мама — это жизнь, тепло, любовь, безопасность. Недаром для большинства людей это первое слово, которое они произносят. И неважно, сколько тебе лет, мама всегда примет, всегда поддержит, выслушает и пожалеет. Это тот берег, на котором для нас всегда зажжен маяк.

А как это — быть мамой?

Ведущий предлагает группе разделиться на две части. Одна часть участников получает роль мамы, другая — детей. По сигналу ведущего мамы проявляют позитивное внимание к детям: сначала глазами, потом мимикой и жестами, затем плечами и спинами. Через 3–5 минут участники меняются ролями и продолжают разминку.

Упражнение «Быть мамой сложно, быть мамой просто»

Ведущий. Мы вспомнили свои детские ощущения, связанные с любовью мамы. Постарались с позиции мам проявить как можно больше нежности и заботы по отношению к детям. Насколько сложно быть мамой? Ведь в первую очередь мы люди, и у нас бывают разные состояния, жизненные трудности, настроения, которые отражаются на наших с детьми отношениях.

Ведущий предлагает участницам по кругу продолжить сначала первую фразу, а потом вторую.

Упражнение «Потери—приобретения»

Ведущий. Быть мамой действительно просто и сложно одновременно. Просто, потому что материнская функция для нас естественна. Сложно, потому что на маму возлагается большая ответственность.

Когда каждая из нас стала мамой, наша жизнь изменилась. Давайте подумаем и поделимся друг с другом, какие новые обязанности появились у нас с рождением ребенка? От чего нам пришлось отказаться?

Ведущий маркером делит лист на флип-чарте (ватмане) на две части. В процессе обсуждения с мамами ведущий на одной части листа записывает их потери, затем на второй части листа — приобретения в связи с появлением в семье ребенка.

Варианты вопросов для обсуждения:

— От чего пришлось отказаться с появлением ребенка?

— Что нового появилось в вашей жизни с появлением ребенка?

— Чем компенсируются ваши потери?

— Что вам дает то новое, что привнес в вашу жизнь ребенок?

— Чего вам больше всего сейчас не хватает из того, что было до материнства?

— Каким образом это можно получить сегодня, когда у вас есть ребенок? Что для этого нужно сделать? И др.

Упражнение «Ролевая карта»

Ведущий. В современном мире маме приходится заниматься очень многими вещами. Мамы работают (многие даже на нескольких работах), решают практически все хозяйственно-бытовые вопросы и многое другое. Предлагаю сейчас немного подумать, вспомнить все, чем вы занимаетесь в жизни. Каждое занятие — это отдельная социальная роль. Нам предстоит составить карту своих ролей.

Мамам предлагается разделить карандашом лист А4 на две части. В одной записать ручкой в столбик все свои роли, начиная с роли матери, которые женщина реализует в жизни (например: мама, жена, подруга, дочь, санитарка, сестра, домработница и т.д.). Затем надо рассчитать, сколько каждая роль занимает в жизни места, если все роли в совокупности составляют 100% (например: мать — 50%, жена — 15%, подруга — 5%, дочь — 10% и др.). Во второй части листа необходимо нарисовать «Ролевую карту». В центре рисуется кружок, в который каждая мама вписывает имя своего ребенка (если детей больше, то и кружочков соответственно тоже больше, в каждом имя одного ребенка). Вокруг рисуются кружочки, соответствующие обозначенным в первой части ролям (название роли внутри кружочка). Их размер и расположение по отношению к детям будут зависеть от процента выраженности. Затем можно провести линии связи ваших детей с теми ролями, которые вы реализуете в своей жизни.

Обсуждение:

— Какие ваши роли связаны с ребенком? Почему?

— Как ваши роли влияют на ваших детей?

— Какое значение для ребенка имеют не связанные с ним роли?

— Процент какой роли вы хотели бы увеличить?

— А уменьшить?

— От каких ролей хотели бы избавиться совсем?

— Какую несвойственную вам роль вы хотели бы освоить?

— Что для этого вам необходимо сделать?

Упражнение «Маска эффективной матери»

Ведущий. Мы увидели многообразие социальных ролей, которые могут быть у современной женщины. Но насколько эффективна та или иная роль? В первую очередь нас сегодня интересует роль матери. Насколько эффективно мы взаимодействуем со своими детьми?

Каждая мама получает заготовку для маски. Используя предложенные арт-материалы необходимо нарисовать (составить в технике коллажа) маску эффективной мамы. Какая она? Следует отразить все аспекты.

Чтобы облегчить задание, можно сначала предложить мамам написать список ассоциаций.

Ведущий. Когда вы слышите словосочетание «эффективная мама», какие ассоциации у вас рождаются? Запишите их в столбик и затем постарайтесь отразить в маске.

Затем обсуждение:

— Что значит быть эффективной мамой?

— В каких ситуациях я – эффективная мама, а в каких нет?

— Чего мне не хватает, чтобы всегда быть эффективной мамой?

— Что или кто может мне помочь повысить свою родительскую эффективность?

— Что я буду делать, чтобы повысить свою эффективность?

Упражнение «Мои отличия как мамы такие… и я хочу пожелать соседке справа…»

Ведущий. Мы все разные. И как мамы мы тоже различаемся. В чем наши различия?

По кругу мамы называют свои отличия, а затем высказывают соседке справа рекомендации по взаимодействию с ребенком. Например: «Мое отличие в том, что я сама шью одежду для своих детей. Хочу пожелать соседке справа привлекать своих детей к домашним делам, делать их вместе и тогда потом не нужно будет заставлять».

Упражнение «Парад мам»

Ведущий. Здорово, что среди нас столько уникальных мам, у каждой свои достоинства и родительский опыт, которым можно поделиться. Каждая может сегодня гордо сказать: «Я — МАМА!» И я хочу пригласить вас на парад мам.

Звучит средневековая дворцовая музыка. Вся группа выстраивается в две колонны напротив друг друга. По очереди, то с одной, то с другой стороны одна мама отделяется от колонны и, проговаривая: «Я — МАМА» (и свое имя), проходит гордо между колоннами, занимая место в конце колонны. И так должны пройти все.

Ведущий. Подводя итоги, хочется предложить вашему вниманию небольшой фильм (мультимедийный ролик про материнство, например «Имя моего ангела»).

Если у вас нет подобных роликов и вы не знаете, как его можно сделать и где взять, завершите игру стихами. Например, строчками Петра Давыдова:

Среди привычного обмана,
Среди словесного тумана,
Я вдруг почувствовал, как много
Для человека значит мама.

Когда вперед иду упрямо,
Идти мне помогает мама.
Когда проваливаюсь в яму,
Протягивает руку мама.

Мне нужно много или мало,
Готова поделиться мама.
Живу я криво или прямо,
Меня все так же любит мама.

Когда тот день далекий длился,
Наверно, я не весь родился.
Наверно, часть меня в тебе...
А может часть тебя во мне?

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог отдела прикладной
педагогической психологии
Государственного учреждения образовния
«Академия последипломного образования»,
г. Минск
sakovich@academy.edu.by