Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2010


Вместе с учителем

Как успешно сдать ЕГЭ

Технология психологического сопровождения старшеклассников

Важнейшими задачами, стоящими перед одиннадцатиклассниками, являются самоопределение, принятие решения, от которого зависит будущее, соотнесение жизненных целей, планов и желаний со своими особенностями, раскрытие в себе качеств, позволяющих получить максимально хороший результат на экзаменах с целью последующего профессионального обучения.

Их жизнь насыщена стрессами и психологическими перегрузками. Наиболее эмоционально учащиеся реагируют в школе на ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов. В этом ряду следует особенно выделить государственную аттестацию, когда от полученного результата зависит поступление в профессиональное учебное заведение, овладение избранной профессией.

С 2001 года в России проводился эксперимент по введению Единого государственного экзамена. В МОУ “Кормиловский лицей”, как и на территории всей Омской области, ЕГЭ введен с 2004 года, вместе с созданием системы профильного обучения. Лицей является образовательным учреждением повышенного типа, наши выпускники нацелены на продолжение образования в высших и средних специальных учебных заведениях, стремятся сдать ЕГЭ с высокими результатами. Вследствие этого у обучающихся отмечается высокая тревожность, волнение перед экзаменами и во время ЕГЭ, неуверенность в результате своей деятельности.

Мы считаем, что необходимость и важность психологической подготовки старшеклассников к ЕГЭ обусловлена рядом причин:

— наличие ряда особенностей самого ЕГЭ, требующих от выпускника, кроме предметных знаний, еще и личностной, психологической готовности к его выполнению;

— необходимость сохранения здоровья выпускников, как физического, так и психологического;

— нереалистичность установок, необъективность представлений о ЕГЭ у старшеклассников, педагогов и родителей.

Представляемая нами технология психологического сопровождения учащихся рассчитана на одновременную работу со старшеклассниками из одного классного коллектива.

Системообразующим ориентиром в процессе данной работы является понятие психологической готовности выпускника, которую следует понимать как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик, поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ, что, в свою очередь, является интегральным результатом работы школы [14].

М.Ю. Чибисова выделяет структурные компоненты готовности выпускника к сдаче ЕГЭ: познавательный, личностный и процессуальный. Познавательный компонент включает в себя не только знания, но в большей степени сформированность учебной деятельности, навыков самоорганизации. Личностный компонент характеризуется наличием у выпускника личностно-смысловой позиции, позволяющей осознанно выстроить стратегию деятельности на экзамене. Процессуальный компонент включает в себя знакомство с процедурой проведения ЕГЭ, навыки работы с тестами, владение способами снижения тревоги, управления своим эмоциональным состоянием (саморегуляция, релаксация).

Мы рассматриваем личностную готовность к ЕГЭ в свете построения выпускниками целостного смысла жизни, самоопределения, считаем ее итогом профильного обучения старшеклассников, основываясь на мнении многих исследователей (Л.И.Божович, И.С.Кона, Д.И.Фельдштейна, Д.Б.Эльконина, Э.Эриксона, И.В.Дубровиной и др.), которые сходятся во мнении относительно задач развития в ранней юности.

Одной из приоритетных задач в юношеском возрасте можно считать профессиональное самоопределение, самостоятельное и свободное определение жизненных целей и выбор будущей профессии, которое, по сути, есть часть личностного самоопределения.

П.Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность.

Мы согласны с мнением Н.С. Пряжникова о том, что сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности, а также — в нахождении смысла в самом процессе самоопределения.

Определение предметов для профильного изучения и сдачи в форме ЕГЭ является, по сути, этапом на пути решения задачи профессионального самоопределения, причем в плане реального выбора.

В то же время подготовка к экзаменам и их сдача вызывают у выпускников сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживанием за результаты, напрямую влияющие на возможность реализации дальнейших жизненных планов. Это выражается в чувстве повышенной тревожности; неустойчивой самооценке; утрате способности видеть положительные результаты своего труда, ресурсы организма, личностные достоинства; в отрицательной установке по отношению к результатам экзамена.

Эффективным средством в ситуации стресса, по мнению Г. Селье, является использование способов саморегуляции и мобилизации ресурсов организма.

В этой связи, на наш взгляд, необходимым становится использование психологического тренинга, который является многофункциональным методом преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека (Н.Ю. Хрящева, С.И. Макшанова).

К. Рудестам считает тренинговую форму “ядром обучающего опыта, а в некоторых случаях — единственным успешным методом обучения и изменения человека” [12].

Опираясь на вышеупомянутые теории, мы сконструировали собственную систему работы со старшеклассниками в период подготовки к единым государственным экзаменам.

Цель нашей технологии: создание условий для овладения обучающимися методами и приемами психологической подготовки к ЕГЭ.

Задачи:

— знакомство выпускников с процессуальными особенностями ЕГЭ, возможными способами подготовки к нему;

— выработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и сдаче ЕГЭ;

— повышение учебной мотивации старшеклассников;

— повышение уверенности обучающихся в себе, развитие у них адекватной самооценки, позитивного мышления;

— обучение старшеклассников приемам самоанализа и мобилизации собственных когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене;

— знакомство обучающихся со способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, с методами саморегуляции.

Работа с учащимися начинается в 10-м классе. Необходимость двухгодичной подготовки к ЕГЭ продиктована рядом факторов:

— в 10-м классе школьники не так загружены предметной подготовкой к ЕГЭ, как в одиннадцатом, и у них есть время для занятий с психологом;

— длительная, сочетающая в себе различные формы и методы подготовка к ЕГЭ дает возможность более осознанно, рефлексивно отнестись к приобретенным в ее ходе знаниям, умениям, техникам, позволяет оказать более существенное влияние на такие устойчивые характеристики личности, как мотивация, самооценка, тревожность;

— есть возможность неоднократного использования полученного опыта на практике (пробные ЕГЭ);

— результаты промежуточной диагностики позволяют корректировать способы деятельности, изменять структурные элементы программы.

Работа с учащимися 10-го класса

1-й этап — диагностический (сентябрь): сбор данных о запросах различных категорий участников образовательного процесса по данной проблеме и проведение диагностических исследований с выпускниками (см. приложение 1).

2-й этап — аналитический (октябрь): обработка и анализ полученных данных, выделение основных групп трудностей у выпускников и учет запросов других участников образовательного процесса с целью адресности психологической подготовки — выделение и классификация обучающихся групп риска, составление программы дальнейших действий.

3-й этап — реализация программы (ноябрь— февраль). Она предполагает инвариантную часть, рассчитанную на всех обучающихся (8 часов, 4 занятия по 2 часа или 8 занятий по 1 часу, в ноябре—декабре), и вариативную часть, которая реализуется в групповой форме (2–4 часа на каждую группу, в январе—феврале). На занятия обучающиеся приглашаются психологом по результатам проведенной диагностики и приходят по желанию.

В инвариантную часть программы включены занятия на ознакомление с процедурой ЕГЭ, со стратегиями поведения на экзамене и на выработку индивидуальной стратегии, стиля деятельности на основе учета индивидуальных особенностей. На занятиях происходит также знакомство с методами саморегуляции, способами эффективной деятельности. Итогом работы является составление учащимися памяток “Как я готовлюсь к ЕГЭ”, “Мои индивидуальные особенности”, “Мой стиль учебной деятельности”. Важно впоследствии познакомить с содержанием этих памяток педагогов-предметников для выработки единой стратегии.

Содержание вариативной части состоит из общего и индивидуальных модулей и зависит от того, какие “группы риска” среди обучающихся были выявлены. У нас в лицее это: перфекционисты (“отличники”); тревожные, неуверенные дети; дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации; астеничные; гипертимные. Общим для всех является модуль по снижению тревоги в стрессовой ситуации. Индивидуальные модули проводятся психологом отдельно для групп риска (в нашем случае это малые группы по 3–7 человек) с целью поиска сильных сторон учащихся группы, использования внутренних ресурсов для выработки индивидуальной стратегии деятельности на этапе подготовки и на самом экзамене. На данном этапе происходит уточнение созданных ранее памяток.

4-й этап — пробная реализация полученных знаний и стратегий деятельности (март—май). Это происходит на контрольных работах в формате ЕГЭ (пробных ЕГЭ), на предметных олимпиадах, элективных курсах, при работе в научном обществе учащихся. Главное на этом этапе — попробовать индивидуальные стратегии деятельности на практике, применить памятки, накопить материал для последующей рефлексии.

5-й этап — рефлексивный (июнь), включает в себя объективную диагностику и рефлексию итогов работы за год в форме погружения (“Что усвоили? Что получается применять? Что забыли? В чем обнаружились трудности? Над чем стоит работать в одиннадцатом классе?”). На этом этапе подводятся итоги использования приобретенных знаний и опыта в контрольных работах в формате ЕГЭ, олимпиадах, НОУ, интеллектуальных играх, пробных ЕГЭ. Важно уточнить памятки с учетом итогов рефлексии.

Работа с учащимися 11-го класса

6-й этап — диагностико-аналитический (сентябрь—октябрь) — проведение промежуточной диагностики, обработка и анализ данных.

7-й этап — актуализация полученных знаний и целеполагание (ноябрь). На данном этапе проводится совместное проектирование деятельности в одиннадцатом классе. Используется метод проектов “Как я буду готовиться к ЕГЭ в одиннадцатом классе”, где учащиеся выделяют отдельными этапами самостоятельную работу по предметной и психологической подготовке к ЕГЭ, возможное участие в ней психолога, учителей, классного руководителя, родителей.

8-й этап — тренинг с погружением (январь, зимние каникулы). Первый уровень (для всех): обсуждение итогов реализации программы в течение полугодия, успехов и неудач, путей выхода из них. Второй уровень (работа в группах по направлениям): актуализация знаний по релаксации, NLP, обсуждение возможностей их использования в период экзамена, выработка позитивного настроя на экзамены, адекватной самооценки.

9-й этап — “мгновенная помощь” (непосредственно перед экзаменом и во время него). Возвращение в ресурсное состояние с помощью психолога и самостоятельно. Использование памяток “Как мне действовать на экзамене?”.

10-й этап — итоговый аналитический (после сдачи ЕГЭ). По окончании экзаменов выпускники заполняют опросник “Итоги ЕГЭ”. Психолог проводит анализ результатов сданных экзаменов.

Реализация технологии предполагает возможность обучающимися на любом из ее этапов получить консультацию психолога.

Методы и результаты исследования

1. Методику диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

2. Методику диагностики уровня школьной тревожности Филипса.

3. Диагностику самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).

4. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова).

5. Тест на самооценку Дембо—Рубинштейн.

6. Опросник “Итоги ЕГЭ”, разработанный нами (см. приложение 2).

Эффективность данной технологии подтверждается при помощи сравнительного анализа результатов диагностики учащихся в 10-м классе (сентябрь, январь, июнь) и в 11-м классе (сентябрь, январь, май); результатов пробных экзаменов и ЕГЭ; самооценивания учащихся при помощи опросника “Итоги ЕГЭ”.

Лонгитюдное исследование выявило, что ситуативная тревожность обучающихся повышается с приближением ЕГЭ. Мы сравнили показатели роста ситуативной тревожности у одиннадцатиклассников экспериментальных групп с показателями выпускников 2006 и 2007 годов. Рост тревожности у сегодняшних выпускников существенно ниже: повышенная тревожность отмечалась у 21% обучающихся (у предыдущих выпускников — 32,4%), высокая тревожность — соответственно у 16,5% и у 21,2% обучающихся.

Неудачи на ЕГЭ могут быть вызваны различными причинами, в том числе и психологической неготовностью к экзамену. При помощи опросника “Итоги ЕГЭ” были выявлены учащиеся, испытывавшие подобные затруднения. Как видно из диаграммы, в 2008/2009 учебном году у выпускников лицея такого рода трудности исчезли (см. рис. 1).

Рис. 1. Сравнительные результаты неудачного выполнения ЕГЭ выпускниками МОУ “Кормиловский лицей” (в % от количества сданных ЕГЭ)

Считая ЕГЭ итогом профильного обучения в старшем звене и подразумевая, что кроме предметной готовности у обучающихся сформирована психологическая готовность к сдаче ЕГЭ, логично считать, что баллы, полученные на экзамене, могут совпадать с итоговой отметкой по данному предмету или быть выше ее. Из диаграммы следует, что процент учащихся, подтверждающих свои знания по предмету на ЕГЭ, увеличивается (см. рис. 2).

Рис. 2. Сравнительные результаты годовых отметок по предметам и результатов ЕГЭ учащихся МОУ “Кормиловский лицей” (в % от общего количества сданных ЕГЭ)

Условия реализации технологии: знание психологом особенностей ЕГЭ, процедуры его проведения, владение методами рефлексивной самоорганизации и обучения.

Перспективы развития данной технологии мы видим в адаптации ее для учащихся 8–9-х классов при подготовке и сдаче ими ЕМЭ, так как в основе данного экзамена лежат те же тестовые технологии, но подростковый возраст, на который приходится подготовка к экзаменам, имеет ряд особенностей, которые следует учесть. Если в дальнейшем будут введены итоговые экзамены при переходе из начальной в среднюю школу, то данную технологию можно взять за основу психологической подготовки к ним с условием адаптации ее содержания и форм реализации к возрастным особенностям младших школьников.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2008.

2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. — М., 2002.

3. Грецов А.Г. Выбираем профессию. — СПб.: Питер, 2009.

4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Речь, 2007.

5. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Академия, 2001.

6. Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника. — М.: Глобус, 2006.

7. Практическая психодиагностика / Под ред. Райгородского Д.Я. — Самара: Бахрам-М, 2000.

8. Программно-методические материалы для организации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога / Под ред. Барановой В.Н. — Омск: ГОУ ДПО “ИРООО”, 2006.

9. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. — М.: Вако, 2005.

10. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1993.

11. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие.Тренинг готовности к экзаменам. — М.: Вако, 2005.

12. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.

13. Фопель К. На пороге взрослой жизни. — М.: Генезис, 2008.

14. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. — М.: Генезис, 2009.


Приложение 1

Тематический план программы занятий с учащимися 10-го класса

Наименование разделов и тем Кол-во часов Форма проведения
  Инвариантная часть 8  
  Вводное занятие: “Будем готовиться вместе” 1 занятие комбинированного типа
I Развитие самосознания, мотивации на успешную сдачу ЕГЭ 3  
1 Вселенная моего Я 1 тренинг
2 Как добиться успеха в жизни 1 занятие комбинированного типа
3 Как успешно сдать ЕГЭ 1 деловая игра
II Овладение приемами саморегуляции 2  
1 Способы регуляции организма и саморегуляции 1 занятие комбинированного типа
2 Методы и приемы ослабления стресса 1 занятие комбинированного типа
III Изучение способов эффективной деятельности, научной и рациональной организации труда 2  
1 Приемы рационального запоминания; мнемотехника 1 занятие комбинированного типа
2 Приемы скорочтения, работы с текстом, организации внимания 1 занятие комбинированного типа
IV Вариативная часть “Техники снижения тревожности в стрессовой ситуации” 6  
1 Способы регуляции организма 2 тренинг
2 Способы саморегуляции 2 тренинг
3 Техники NLP 2 тренинг
V Вариативная часть занятий в группе перфекционистов и отличников 3  
1 Мои личностные и учебные особенности 1 диагностическая
групповая консультация
2 Учет и развитие личностных и учебных особенностей 1 занятие комбинированного типа
3 Стратегии подготовки и сдачи ЕГЭ 1 тренинг
  Итого 17  

Приложение 2

Опросник “Итоги ЕГЭ”

Инструкция

Выберите из предложенных вариантов тот ответ, который наиболее точно соответствует вашему мнению.

1. Охарактеризуйте ваше состояние на пробном ЕГЭ:

1) я совершенно не волновался;

2) я волновался, но вспомнил и применил техники борьбы с волнением, поэтому смог справиться с собой;

3) я сильно переживал по поводу того, что не справлюсь с заданиями, и это помешало мне хорошо выполнить ЕГЭ.

2. Определите, каким образом вы действовали на пробном экзамене:

1) с самого начала действовал в соответствии со стратегией, выработанной в процессе подготовки к нему;

2) сначала я забыл о том, как необходимо действовать, и выполнял задания хаотично, но потом вспомнил об этом и перестроил свою работу;

3) действовал по ситуации, не придерживаясь определенной стратегии деятельности.

3. Предположите, насколько успешно вы выполнили экзаменационные задания:

1) выполнил ЕГЭ успешнее, чем планировал, легко справился с заданиями, рассчитываю на более высокую сумму баллов, чем предполагал ранее;

2) думаю, что выполнил те задания, которые были мне по силам, получу сумму баллов, на которую рассчитывал;

3) задания оказались сложнее, чем ожидал, сумма баллов будет ниже, чем планировал заранее.

4. Всё ли вы знали о процедуре ЕГЭ:

1) знал всё, во время экзамена не возникло непредвиденных ситуаций;

2) мне нужно ближе познакомиться с процедурой ЕГЭ;

3) некоторые моменты экзамена были неожиданны, не знакомы.

5. Ваши выводы после пробного экзамена:

1) ЕГЭ показал, что я хорошо подготовлен и по предмету, и психологически, отчетливо понимаю, что и как нужно делать во время экзамена;

2) мне не хватило предметных знаний, необходимо заниматься дополнительно, чтобы ликвидировать пробелы по отдельным темам;

3) у меня возникли проблемы психологического характера, я нуждаюсь в психологической подготовке к ЕГЭ.

Оценка результатов исследования

Оценка результатов производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о готовности к ЕГЭ.

Каждый ответ под номером 1 оценивается в 1 балл, номер 2 — в 2 балла, номер 3 — в 3 балла.

Суммарная оценка: 5–7 баллов — высокий уровень психологической готовности к экзаменам; 8–12 баллов — средний уровень готовности, требуется уточнить некоторые моменты подготовки; 13–15 баллов — низкий уровень готовности, необходима систематическая подготовка к ЕГЭ.

Алла КОСТЫЛЕВА,
педагог-психолог,
МОУ “Кормиловский лицей”,
р.п. Кормиловка, Омская область