Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2010


Гильдия

Психология юмора — тоже наука

Величайшие разочарования
и великие опасения — вот почва
для лучших шуток.
К. Воннегут

Более полувека назад вышла в свет книга “Физики шутят”, в которой по материалам зарубежных изданий были собраны остроты физиков разных стран мира. Составители уверяли читателя, что книга эта научная, в силу того что ее авторами являются серьезные ученые, но читать ее могут не только ученые, а все, кто любит шутку. Спустя некоторое время появились книги “Физики продолжают шутить” и “Физики все еще шутят”. В последнюю вошли уже и шутки отечественных ученых.

Фото с сайта
www.odessa.ucoz.ru

Психологам эта идея понравилась, и не так давно А.В. Юревич написал книгу “Психологи тоже шутят”, в которой с присущей автору иронией говорится о реалиях современной психологической науки и практики. Известный российский ученый поднимает очень серьезные темы, но не совсем в серьезной форме, что по достоинству оценили серьезные и не очень психологи.

По аналогии с “физической” книгой “психологическую” тоже можно назвать научной, правда, с некоторой оговоркой — она рассчитана на тех, кто не только любит и понимает шутку, но при этом и относит себя к категории профессиональных психологов. Однако описанные автором черты научной психологии, по всей видимости, не являются специфически “психологическими” и свойственны любой области современной российской науки.

При этом, если верить К. Воннегуту, поводом для шуток могут быть и вполне серьезные вещи.

О юморе без юмора

Нынешняя психология сильно отличается от той, которая была сто и более лет назад. Раньше психологи искали ответы на вопросы о природе психического и его отношениях с внешним миром, о законах мышления и особенностях протекания волевых процессов, о возможных методах их исследования. Сегодня эти и многие другие вопросы по-прежнему стоят на повестке дня, но, кроме того, психология вплотную подошла к необходимости включения в решение совсем других проблем, на первый взгляд непсихологических. При более внимательном рассмотрении оказывается, что они носят прикладной для нашей науки характер.

Это проблемы, с которыми мы сталкиваемся в своей повседневной жизни: влияние рекламы и СМИ, выбор профессии, создание семьи, неурядицы на работе и дома, проблемы со здоровьем и т.п. Ответственность за их решение сегодня в значительной степени возлагается на плечи психолога. К числу именно таких проблем или, точнее говоря, задач относится и стоящая перед каждым из нас задача произвести благоприятное впечатление на окружающих — работодателя, близких и не очень людей.

Не секрет, что одной из составляющих успеха — весьма существенной, хотя и не решающей — является наличие у собеседника чувства юмора.

Кроме того, умение посмеяться над собой, над своими проблемами, промахами и ошибками оказывается полезным и самому человеку. Не случайно Маслоу рассматривал чувство юмора в качестве одного из обязательных признаков самоактуализирующейся личности, наряду с такими капитальной важности особенностями, как личностная автономия и способность к творчеству.

Следует честно признать, что с чувством юмора в психологии все обстоит не так уж хорошо: психологи могут подсказать, как поладить с партнером по бизнесу или подготовить ребенка к школе, знают, как “перестать беспокоиться и начать жить”, но вот как обрести чувство юмора, увы, им до сих пор неизвестно. Среди психологов встречается немало тех, кому удалось-таки научиться общаться друг с другом и весьма профессионально решать иные психологические задачи, нередко вызывающие у далеких от психологии людей большие трудности, но наличием чувства юмора они похвастаться не могут.

Причина этого кроется, прежде всего, в сложности и расплывчатости самого явления, которое мы называем “чувством юмора”, и, как следствие, — в неумении воспитать его в себе и окружающих.

Под скальпелем науки

О чувстве юмора в психологии известно совсем немного, а то, что известно, пока никак не способствует его обретению.

Далеко не каждый психологический словарь — а в последнее время их число измеряется уже не одним десятком — может похвастаться статьей, посвященной юмору или чувству юмора. Наиболее расхожее определение чувства юмора как способности человека понимать и производить юмор, строго говоря, и определением назвать нельзя.

Поскольку комическое рождается из контраста, легко стать смешным, если ты слывешь человеком серьезным.

(Андре Моруа. Из книги “Искусство беседы”)

“Чувство юмора” — это рациональное или иррациональное явление? И чего в нем больше — чувства или мысли? Оно в чем-то сродни понятиям “чувство меры” и “чувство взрослости”, которые также и не чувства, и не чисто интеллектуальные образования. Можно еще припомнить и шестое чувство, про которое известный поэт сказал:

Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.

(Н. Гумилев)

А может ли под скальпелем науки родиться орган для иного чувства — чувства юмора?

Найти специальные работы, посвященные психологии юмора, труда не составляет по той простой причине, что их до обидного мало. О Фрейде и его книге “Остроумие и его отношение к бессознательному” сказано много, но это не мешает ей оставаться уникальной в своем роде. Правда, в данном случае необходимо разобраться в терминологии. Юмор и остроумие не одно и то же, хотя иногда эта его книга переводится как “Юмор и его отношение…”. Другая работа Фрейда с лаконичным названием “Юмор” не получила широкого распространения. Не так давно увидела свет переводная книга Р. Мартина “Психология юмора”.

Не будет лишним обратиться к книге Л.С. Выготского “Психология искусства”. Если рассматривать юмор и шутки как разновидность художественного творчества, то известный тезис Выготского об искусстве как общественной технике чувств поможет кое в чем разобраться, а точнее говоря — предположить, какова возможная причине отсутствия так необходимого в повседневной жизни чувства.

В свое время большой популярностью пользовались книги нашего соотечественника А.Н. Лука по вопросам связи творчества и остроумия, но назвать их психологическими можно с большой натяжкой, лишь принимая во внимание выбранный автором предмет исследования. Правда, приводимые исследователем факты не теряют от этого своей привлекательности, а его мнение о юморе как особом (творческом по своей природе) способе отношения к окружающему миру до сих пор не доказано, но и не опровергнуто.

Чувство есть, а знаний нет

Как и всякое сложное явление, чувство юмора окутано противоречиями, и внимание к ним — один из источников не только их разрешения, но и формирования научного отношения к трудно объяснимому пока феномену.

Противоречие первое. Что такое чувство юмора — психологам не совсем понятно или даже совсем непонятно, но в то же время не только для них, но и для всех остальных очевидно, когда его нет. Данное противоречие проявляется в отсутствии научно-психологического определения (и объяснения) чувства юмора.

Эта ситуация для науки не является новой. Достаточно вспомнить, какие трудности испытывают ученые, пытаясь дать определение здоровью. Они не нашли ничего лучшего, чем сказать, что здоровье есть отсутствие болезней. Сказанное верно и по отношению к здоровью психологическому, атрибутом которого выступает чувство юмора, что позволяет характеризовать человека, обладающего чувством юмора, как психологически здорового.

Противоречие второе. Пока одни психологи заняты поиском определения понятия “чувство юмора”, другие уже создали методики для его выявления. Широко известный тест юмористических фраз А.Г. Шмелева и В.С. Болдыревой предназначен для исследования мотивационной сферы человека и рассматривается как проективная методика. С помощью этого теста выявляются фрустрированные потребности человека, что свидетельствует: чувство юмора все-таки личностное образование.

Другим не менее известным тестом, позволяющим по характеру эмоционального реагирования в тех или иных ситуациях обнаружить структуру отношений личности, является юмористический тест личности Р. Кэттела и Л. Луборского.

В 1940-е годы Г. Айзенк провел исследование оценки вербальных шуток и юмористических рисунков, по результатам которого выделил существование некого общего фактора, интерпретируемого им как “чувство юмора”. Этот фактор отражал в процентном отношении, на какое количество шуток от их общего числа испытуемый реагирует положительно. Кроме того, Айзенк выделил и частные факторы чувства юмора, такие как предпочтение шуток с сексуальным содержанием, сложность шуток, иначе говоря, их утонченность и выраженная интеллектуальность, и др. Эти данные свидетельствуют о связи чувства юмора с мыслительными особенностями человека.

И эта ситуация для науки тоже не нова. Историк психологии Э. Боринг определил интеллект как то, что измеряется с помощью тестов интеллекта. Вряд ли можно обвинить автора в ошибочности данного утверждения, вот только что оно дает для науки и практики?

Противоречие третье, вытекающее из первых двух. Научно достоверных данных о влиянии чувства юмора на характер протекания психических процессов практически нет, в то время как рекомендаций о его пользе предостаточно. Врачи твердят, что юмор способствует излечению всех болезней (если другие средства не помогают, то приходится обратиться к тому, которое еще никому не принесло вреда). Дети, как известно, больше любят учителей, способных с юмором говорить о серьезных проблемах — будь то какие-либо научные законы или результаты контрольной работы.

Не надо быть профессиональным психологом, чтобы заметить, что значительно приятнее общаться с человеком веселым и остроумным, чем с мрачным, не понимающим шутливого к нему обращения и уж тем более не способным на собственные остроумные замечания.

Все эти рекомендации опираются на интуицию и опыт, хотя некоторые факты уже могут считаться достоверными. В частности, зарубежные коллеги показали, что проявление чувства юмора зависит от культурного уровня человека и его принадлежности к этнокультурной группе, а также от возраста. А вот фактор пола в данном случае значения не имеет.

Как обрести то, не знаю что

Можно не иметь научного и даже ненаучного представления о том, что такое чувство юмора, но желание обладать им от этого не ослабевает.

Следуя получившей широкое распространение психологической стратегии обучения (вернуть супруга, стать счастливым, выиграть миллион, улучшить память), начать следует с ознакомления со всеми вышеперечисленными книгами, а ценящим и любящим юмор вообще и психологический в частности — с книги Юревича. Правда, следует быть готовым к тому, что чувство юмора от этого может и не появиться (судя по числу выигравших миллион, чтение подобных изданий лишь замедляет достижение заветной цели), но зато в значительной степени возрастут познания в области научной психологии, что никогда не бывает лишним.

Статья подготовлена при поддержке компании «БМК». Если Вы решили приобрести качественную и надежную мебель в Краснодаре, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «БМК». На сайте, расположенном по адресу www.Planetadsp.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать мебель по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Planetadsp.Ru.

В остроумии, как и в игре, надо уметь вовремя остановиться.

(Андре Моруа. Из книги “Искусство беседы”)

По прочтении станет ясно, что автор оказался прав и психологи действительно умеют шутить. Кроме того, читатели поверят, что юмористический подход полезен не только самим психологам, оказавшимся в состоянии пошутить над собой, но и психологической науке, потому как не исключено, что юмористической психологии удастся совершить открытия, которые недоступны серьезной науке.

З. Фрейд приводит слова Гёте, сказанные про Лихтенберга: “Там, где у него шутка, может скрываться проблема. Но ведь благодаря шутке иногда решается проблема”.

Марина СТЕПАНОВА