Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2010


Книжный шкаф

Психология детей с задержкой
психического развития

Учебное пособие

Е.В. Соколова
М.: ТЦ Сфера, 2009

В психологической науке и практике накоплено немало сведений о детях с задержкой психического развития (ЗПР), однако количество посвященных им публикаций не уменьшается. Это не в последнюю очередь объясняется противоречием между тем, что число таких детей, к сожалению, неуклонно растет, и тем, что вопрос об оптимальных условиях их дошкольного и школьного обучения до сих пор остается открытым. Кроме того, сказывается недостаток опыта: систематическое обучение детей с ЗПР началось относительно недавно.

Как следует обучать детей с ЗПР в условиях их интеграции в массовую школу? Занятые в школе психологи наверняка припомнят случаи из практики, когда попытки педагогов помочь таким детям усвоить азы школьной программы так и остались неуспешными, а предпринятые психологами и учителями усилия по включению их в наполненную разнообразными событиями школьную жизнь напрасными. Эти факты заставляют задуматься не столько о возможностях детей с ЗПР, сколько о правильности психолого-педагогических действий. Автор книги обращает внимание на то, что обучение детей в коррекционно-развивающих классах — важное, но отнюдь не достаточное условие их успешной социализации. В этой связи в книге поднимается актуальная для современной школы проблема дифференциации и индивидуализации обучения детей, в том числе и имеющих задержку психического развития.

Отличительной особенностью данного издания выступает стремление автора не ограничиваться изложением лишь особенностей овладения детьми с ЗПР школьной грамотой, а представить проблему психического развития данной категории детей в целом. Начинает книгу раздел, в котором с опорой на классификацию вариантов нарушений развития (изложен в трудах В.В. Лебединского) задержка психического развития рассматривается как один из видов дизонтогенеза.

В силу того что задержка является следствием действия врeменных факторов — легкого органического поражения ЦНС, недостаточного ухода, соматических заболеваний, — она носит обратимый характер. Это положение является принципиальным при разработке коррекционных мероприятий. Далее автор подробно описывает особенности развития познавательной и личностной сфер детей с ЗПР. При этом специальное внимание уделено вопросам их готовности к обучению в школе и дальнейшему процессу адаптации к условиям школьной жизни, что особенно важно в силу того, что по мере взросления проблемы самоконтроля, овладения навыками конструктивного поведения не ослабевают.

Значительное место в книге уделено проблеме дифференциальной диагностики ЗПР.

Обучение детей с ЗПР требует от педагогов специальных знаний, однако автор совершенно справедливо указывает на необходимость участия в решении проблем своего ребенка родителей, позиция которых не должна быть ни чрезмерно требовательной, ни чрезмерно оберегающей.

В заключение следует сказать о том, что данное издание задумано автором как учебное, что не мешает рекомендовать его в качестве пособия для практикующих психологов.

Марина СТЕПАНОВА