Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2010


Книжный шкаф

Психолого-педагогическая диагностика

Под ред. И.Ю. Левченко
и С.Д. Забрамной
М.: Издательский центр
“Академия”, 2008

Перед нами образец классического учебного пособия со всеми характерными для него особенностями, такими как обращение к проверенным и научно обоснованным фактам, четкость формулировок, включение в изложение материала контрольных заданий и списка рекомендуемой литературы. Однако, как показывает практика, круг читателей учебника далеко не всегда ограничен студентами и преподавателями вузов. Проблема диагностики психического развития носит выраженный практический характер, поэтому пособие можно рекомендовать в качестве справочного уже работающим в системе дошкольного и школьного образования психологам, а также педагогам, интересующимся вопросами психологической диагностики и коррекции.

Обращает на себя внимание тщательно продуманная последовательность и внутренняя логика преподнесения соответствующих сведений, что в значительной степени облегчает представление издания.

Первые две главы носят теоретический характер: вопросы истории психодиагностики и ее научных оснований, по всей видимости, рассчитаны на тех, кто только знакомится с принципиальными положениями этой области психолого-педагогического знания. Правда, не исключено, что эти сведения окажутся полезными и для практиков, намеренных обобщить и систематизировать свои знания.

Несомненный интерес для занятых в образовании психологов имеет третья глава, где речь идет о комплексной диагностике психического развития детей с нарушениями развития; при этом специальное внимание уделено психологическому изучению ребенка. Напомним, что все используемые методики в равной степени пригодны при обследовании как нормально развивающегося, так и ребенка с отклонениями в развитии. К сожалению, не каждый психолог может похвастаться возможностью получить всестороннее представление о ребенке, но в данном случае принципиально важно осознать недостаточность результатов одного лишь психологического обследования для формулирования окончательных выводов и тем более для составления практических рекомендаций.

Далее авторы рассказывают о том, как осуществлять психолого-педагогическую диагностику детей разного возраста, а также тех, кто имеет различные нарушения (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложные). Наконец, специальное внимание уделено в книге работе ПМПК и консилиумов, консультированию и психологическому изучению семей, воспитывающих больного ребенка.

Таким образом, в книге приводится полная картина диагностики психического развития ребенка. Главной особенностью данного издания выступает обобщенный и системный характер изложения. Это представляет практическую значимость для начинающих психологов, испытывающих широкий спектр трудностей: от организации психологической работы в целом до подбора конкретных методик. В этом смысле данное пособие действительно является учебным и выполняет обучающую функцию, но только уже для дипломированных психологов.

Михаил ЖДАНОВ