Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2010


Книжный шкаф

Трудности обучения в начальной школе

Причины, диагностика, комплексная помощь

М.М. Безруких
М.: Эксмо, 2009

Вопросам психологической готовности ребенка к школьному обучению и адаптации первоклассника к новым условиям жизни посвящено большое число пособий и публикаций в периодических изданиях, предназначенных как для учителей, так и для родителей. Однако интерес к работам по данной тематике не ослабевает, что в немалой степени объясняется ее сложностью и актуальностью. Школьные психологи тоже наверняка назовут проблему адаптации к школе одной из самых трудных и важных. Закрадывается подозрение, что, едва перешагнув порог школы, ребенок обречен на проблемы и все обучение в начальной школе есть процесс их более или менее успешного преодоления.

Книга М.М. Безруких — широко известного у нас специалиста в области психофизиологии и психопедагогики трудностей обучения — представляет собой солидное издание, которое сразу настраивает именно на такое видение проблемы, что отнюдь не способствуют обретению оптимистического взгляда на школьные трудности, а наоборот, погружает в грустные размышления о тяготах психологической работы в школе. Однако более пристальное знакомство с данным изданием помогает изменить свое отношение к отдельно взятой проблеме адаптации первоклассника к школьному обучению, а заодно — и к работе психолога в целом.

Многие издания по данной проблеме отличаются стремлением их авторов разработать единый, пригодный для всех случаев подход к младшим школьникам, испытывающим трудности адаптации. Действительно, можно выделить общие закономерности перехода ребенка из дошкольного в школьное детство, но при этом не следует забывать, что одна и та же проблема может вызываться разными причинами и наоборот: последствия сходных на первый взгляд нарушений развития могут быть разными. Книга Безруких отличается от других изданий по проблеме готовности к школе тем, что в ней выделяются причины испытываемых детьми школьных трудностей, а это, в свою очередь, обусловливает различные направления работы с первоклассниками. В частности, специальные главы посвящены медлительным, гиперактивным и леворуким детям. Вне сомнения, психологам и педагогам необходимо познакомиться с книгой целиком, но при работе с конкретным ребенком целесообразно обратиться к тем разделам, которые касаются особенностей поведения отдельной категории детей.

При этом обращает на себя внимание установка автора на активное включение и школы, и родителей в решение возникающих проблем. Здесь нет готовых советов и рекомендаций, определения точной последовательности и содержания занятий, направленных на коррекцию возникших трудностей. Это не означает, что автор оставляет учителя (психолога, родителя) один на один с его проблемами. Вооружение читателя некоторыми принципиальными сведениями создает условия для разработки конкретных мероприятий, учитывающих индивидуальные особенности ребенка, с одной стороны, и особенности школьной программы — с другой.

Марина СТЕПАНОВА