Е
два ли найдется психолог или педагог, которому незнакомо имя Павла Борисовича Ганнушкина (1875—1933). Однако часто это знакомство достаточно поверхностно. Предлагаемая книга призвана восполнить пробел. До выхода настоящего издания доступ к произведениям П.Б. Ганнушкина был затруднен: самая известная работа «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика» последний раз переиздавалась в 1964 году и, естественно, стала библиографической редкостью, отрывки из работ Ганнушкина публиковались лишь в «Хрестоматиях по общей психологии» (Изд-во МГУ, 1981—1984 гг.)Было бы слишком смело рекомендовать эту книгу в качестве настольной для школьных психологов. Однако ознакомиться с ней полезно по двум причинам. Во-первых, затрагиваемые автором вопросы границ психического здоровья сегодня волнуют всех, кто имеет дело с детьми (по приводимым в печати данным, число психически больных детей, к сожалению, постоянно растет). Во-вторых, чтение работ П.Б. Ганнушкина способствует формированию профессиональной культуры.
П.Б. Ганнушкин, говоря о границах между душевным здоровьем и болезнью, вводит понятие малая психиатрия. По мнению автора, малая психиатрия требует гораздо большего опыта, навыков и знания, чем большая психиатрия, которая имеет дело с душевнобольными в узком смысле слова.
Ганнушкин психопатическими называет личности, «с юности, с момента сформирования представляющие ряд особенностей, которые отличают их от так называемых нормальных людей и мешают им безболезненно для себя и для других приспособляться к окружающей среде». Патологические свойства представляют собой постоянные, врожденные качества личности. В книге приводятся основные клинические признаки психопатий.
Отправной точкой в системе Ганнушкина является динамический подход к психопатии, согласно которому последняя изучается с точки зрения динамики возраста и социальных условий. Такой подход представляется важным для практических психологов. Ганнушкин проводит мысль, что жизненная сила психопатий зависит от социальной среды в широком смысле слова: правильно организованная социальная среда заглушает выявление и рост психопатий. В то же время всякое неблагополучие, в том числе и экономическое, отрицательно сказывается на психическом здоровье.
Важными в теоретическом и практическом отношении являются рассуждения автора об особенностях подросткового возраста, в котором чаще всего проявляются первые вспышки психопатий. В этих случаях самое главное — правильное воспитание. Условия жизни, общие социальные установки, правильно организованный труд — главные факторы, влияющие на течение психопатии. Ганнушкин описывает такую интересную закономерность: отнесение человека к категории больных психопатией приводит к ограничению его трудовой деятельности, а это, в свою очередь, резко отрицательно сказывается на развитии личности.
В книге Ганнушкин подчеркивает наличие тесных отношений между психиатрией и психологией: по его мнению, лучшие трактаты о психике принадлежат психиатрам. Вопросы психологии человеческой души получают правильное освещение только при участии психопатолога.
Хочется высказать одно замечание: отсутствие в книге справочного аппарата затрудняет ее чтение.
Марина СТЕПАНОВА
Первая часть — «вводная» — в основном посвящена поиску ответа на вопрос, почему использование методических рекомендаций, чужого педагогического опыта (нередко отличного, прекрасного и т. п.) редко приносит удовлетворение учителям и радость ученикам. Читатели подводятся к такой мысли: нужно больше доверять своему опыту, верить в себя, бережно сохранять свои «родные», пусть даже самые маленькие, педагогические находки и открытия.
В конце первой части подчеркивается своеобразие предлагаемых в этой книге методических материалов, включающих в себя игровые задания-упражнения. Это — не приемы, не методика, это — «дрова, которые только сгорая дают (могут дать) живительное тепло сонным, замученным ученикам». Учитель, ориентируясь на живые интересы учеников, нарабатывает личные премудрости разжигания игрового костра-интереса. Таким образом вырабатывается собственный бесценный педагогический опыт, возникает индивидуальный стиль работы.
Здесь же учитель немного приближается к постижению сути социо-игрового стиля. Оно начинается с незамысловатого совета: на уроках желательно обеспечить ученикам ощущение полноты проживаемой жизни. Начинать нужно с простого: под любыми мыслимыми и немыслимыми предлогами давать ученикам на уроке двигаться.
Во второй части — «мемуарно-теоретической» — продолжаются разъяснения, как теоретические, так и на конкретных примерах, по поводу этого загадочного стиля. Его истоки авторы видят в народной педагогике. Интересно, что этот стиль может пронизывать жизнь самых маленьких детишек, тех, что посещают детский сад. В то же время он не будет лишним на любых уроках в средней школе с детьми разных возрастов. Собственно говоря, и родителям при общении со своими чадами в кругу семьи он тоже не помешает.
Третья часть — «деловая» — наиболее значительна по объему, она имеет название «Малый сборник игровых заданий-упражнений». Здесь приводятся различные игры с подробным их описанием и советами по проведению.
Игры разбиты на пять групп. Авторы сразу подчеркивают, что это деление — условное. Каждая игра может применяться в самых разных ситуациях с разными целями.
В группу рабочего настроя отнесены игровые задания, пробуждающие интерес детей друг к другу, обеспечивающие общую мобилизацию внимания и тела.
Разминки-разрядки доступны для всех, они пробуждают азарт, создают хорошее настроение, дают возможность отдохнуть, расслабиться, в них много юмора.
В группу социо-игрового приобщения к делу собраны игры-задания, каждое из которых может быть нагружено материалом, обычно понимаемым как чисто учебный. Если дети учатся что-то запоминать, что-то делать, то в ходе выполнения этих заданий они все это постигают с особым успехом.
Упражнения на творческое самоутверждение имеют свою специфику: здесь учитывается художественно-исполнительский результат.
Вольные упражнения включают в себя задания, выполнение которых требует простора и свободы перемещения.
Хочется пожелать педагогам и психологам успехов при овладении социо-игровым стилем не только в работе, но и в жизни.
Ирина АРТЮХОВА
п
опсовая серия «Сам себе психолог», приторно завлекательное название, на обложке скромненько так написано «сплав мощнейших современных психотехнологий»... Какое может быть у здравомыслящего человека (у меня то бишь) отношение к такой книге? Ясное дело — очередная туфта: начитался Вася Кастанеды и Лазарева, сходил на НЛПистский семинар, сваял из кусочков собственную теорию и учит теперь жизни лохов на семинарах в Крыму и Подмосковье. А еще вот книжечку решил начирикать, чтобы неохваченных привлечь.Открываю. Ну, конечно. Вот семинары (может, там в Крыму медом намазано или карма какая-нибудь особенная?), вот Кастанеда, вот авторская теория — система под названием «Симорон». Излагается она с места в карьер — прямо с первых абзацев, но как-то неубедительно, с натяжками, скрытыми допущениями, например, о наличии у Природы интенции.
Как вдруг...
Слушайте, какая классная метафора! (Не портите себе впечатление, читайте сразу с 21-й страницы.) Вообще, авторы в области метафор и образных примеров чувствуют себя гораздо увереннее, чем в области теорий и объяснений. По всей книжке разбросаны журавли в сапогах, красящие забор из пылесоса, ежики с разноцветными зефиринами на иголках и прочие плоды игривого воображения.
Ну так вот, о метафоре. Представьте себе планетарий. Есть большой шар с дырочками, внутри него мощный источник света, который проецирует на потолок изображения этих самых дырочек. Симоронисты уподобляют человека этому шару, а источник света внутри — это некое жизненное начало, тот самый Симорон, вводимый, как аксиомы в геометрии, без доказательств. Метафора все-таки, имеют право.
Вывод? Все видимое мною вокруг есть лишь моя собственная проекция. А значит, я сам могу справиться со всеми проблемами.
Спокойно, спокойно, спорить бессмысленно, напоминаю: это постулат, а его не доказывают. Можно принять, как Эвклид пятую аксиому, — получится Симорон. Можно не принимать, как Лобачевский, — получится что-нибудь другое, например, всем управляют Березовский или знаки Зодиака.
В Симороне метафора планетария — фундамент, на котором держится все здание взглядов и техник, описанное в книге. Нельзя сказать, что архитекторам одинаково хорошо удались все его элементы, более того, некоторые флигели остались во мраке (а то, кто на семинары будет ходить?), но, честное слово, — занятно. И что приятно, с улыбкой. Где они ее только нашли? И Бэндлер с Гриндером, и Дон Хуан, и корректоры кармы кажутся на их фоне хмурыми небритыми физруками.
В общем, весело применяйте симоронские техники, и вам повезет (см. название). Разрешаются даже небольшие отклонения от указанных схем — большая редкость для подобных вероучений, обычно тяготеющих к сектантской жесткости предписаний.
Правда, когда дело дошло до заряженной воды и шаманских танцев с мантрами, моя поджавшая было хвост подозрительность вновь с интересом подняла голову. Но не знаю как воду, а меня юмором к этому времени уже зарядили. Симорон с ней, с водой, лишь бы помогало.
Подведем итог. На технологию это, конечно, не тянет, и нечего было покупаться на рекламу на обложке. Но какая-то живая искорка внутри есть. Симорон, наверное.
Съездить, что ли, в Крым? Нет, страшно, вдруг и вправду сработает, а я все-таки почти материалист...
Марк САРТАН
Особое внимание в книге уделено психологической защите детей. При этом авторы несколько идеализируют, по-моему, ситуацию, считая «что воспитание — это помощь ребенку в реализации его потенциальных возможностей, в противовес манипулированию, основанному на отсутствии веры в рост возможностей ребенка и на убеждении, что с ним будет все в порядке только в том случае, если взрослый вложит в него то, что ему, взрослому, кажется желательным, и подавит то, что ему представляется нецелесообразным».
Эта цитата не только раскрывает установки авторов, но и демонстрирует некоторую неточность аннотации, где указано, что книга написана просто. Лично мне так не показалось.
Впрочем, разбираться в построениях авторов книги доставило мне огромное удовольствие.
Первая глава книги посвящена обсуждению вопроса о предмете защиты. Действительно, очень важно понимать, «что мы защищаем». В этой главе представлена система норм, идеалов и ценностей человека, особенности становления этой системы. Согласно авторам, в процессе взросления и социализации личность изменяет свои ценности. Изменяется представление о себе и своем месте в мире — «модель мира».
В этой логике вопрос о психологических защитах рассматривается через призму совместимости нового жизненного опыта личности с уже существующим и устоявшимся. Здесь особо хочется поблагодарить авторов за то, что они дают подробный обзор разных форм преодоления и регулирования защиты.
Во второй главе описаны различные механизмы защиты — отрицание, вытеснение и др., а также предрассудки и социальные барьеры в контексте психологической защиты. Представленный здесь материал поможет психологу разобраться в ее типологии и понять сущность различных вариантов личностной защиты.
Правда, при чтении этой главы нужно понимать, что понятия идентификация, отчуждение, сновидение и катарсис могут рассматриваться не только как элементы системы защитных механизмов.
Третья глава посвящена способам коррекции защиты и преодолению осознанных стереотипов. Здесь рассмотрены различные стратегии работы психики с травмирующей информацией: от хобби как отвлекающей активности до умения отложить достижение какого-либо результата.
Глава, посвященная психологической защите у детей, показала мне интереснейшую логику размышлений по поводу психологической помощи детям. Этот материал имеет не только научное значение. Сведения об особенностях психологической защиты у ребенка, о причинах его внутренней напряженности, о методах выявления его осознанных и подсознательных защитных стратегий могут стать хорошим подспорьем в практической деятельности психолога в школе.
Содержание последних двух глав этой книги, думаю, также заинтересует многих. Ведь они называются «Взламывание защиты личности в секте» и «Национальное общение и психологическая защита».
Иван ГАВРИЛОВ