Понедельник

Психология — это серьезно!

Конкурс творческих работ «Советы на каждый день»

В школе заранее повесили объявление о конкурсе, раздали его классным руководителям, и в день начала «Недели счастья» все работы школьников 3–9-х классов были вывешены в холле.

Объявление

Уважаемые школьники 3–9-х классов!
В нашей школе в сентябре будет проходить конкурс творческих работ
«Советы на каждый день»

Тематика творческих работ

1) «Как не попасть в неприятную ситуацию?» Работы на эту тему отражают понимание обучающимися правил безопасного поведения в социуме (в ситуациях навязывания им нежелательного поведения другими людьми).

2) «В гармонии с собой и другими». Работы на эту тему посвящаются проблеме конструктивного взаимодействия с другими людьми (как стать интересным собеседником, как найти настоящего друга, как правильно разрешать конфликты со взрослыми и сверстниками; как отстаивать свое мнение и т.д.).

3) «Сам себе голова». В этих работах затрагиваются вопросы сохранения и укрепления психологического здоровья, воспитания у себя конструктивного отношения к трудным жизненным ситуациям, стрессоустойчивости, твердой и позитивной жизненной позиции (почему лучше быть одному, чем дружить с кем попало; как сделать свою жизнь насыщенной, полезной и интересной; о самосовершенствовании и самовоспитании, о пользе стресса, о достижении поставленных целей, чему может научить неудача и т.д.).

4) «Учусь учиться». В работах этой тематики рассматриваются вопросы развития у себя познавательных процессов, умения учиться (как развить память, внимание, мышление, как быстро и прочно запомнить текст, как организовать процесс приготовления домашнего задания, как приготовиться к контрольной, словарной работе, экзамену и т.д.).

Работы, занявшие в школе призовые места, направляются на участие в районном конкурсе.

Работы приносите в кабинет психолога. Все будут вывешены в холле в рамках «Недели психологии». Победители будут награждены грамотами, а на уровне района — дипломами и призами.

Работы принимаются в форме:

— плакатов,

— буклетов,

— листовок.

Приветствуется изучение литературных источников, опрос педагогов, родителей, психологов, священнослужителей и др.

Творческие работы могут быть выполнены как индивидуально, так и группой обучающихся.

К работе должен быть прикреплен титульный лист с указанием:

— фамилии, полных имени и отчества автора работы или членов авторской группы;

— школы, класса;

— фамилии, полного имени и отчества, должности педагога — руководителя;

— выбранной тематики и темы работы.

Следопыт–2009. Психологическая акция

Одна из любимейших детьми психологических акций, используемая и как самостоятельное действо, и как этап психологической игры или КТД. Непосредственными исполнителями являются дети (в возрасте начиная от старшего дошкольного), а список участников может варьироваться и расширяться до бесконечности. Используя «Следопыта» как самостоятельную акцию в рамках проходившей в школе Недели психологии, мы вовлекли в игру все классы с первого по одиннадцатый, работавших в тот день учителей, администрацию, обслуживающий персонал и охрану. Вполне могли бы вовлечь и родителей, но поосторожничали.

Для проведения «Следопыта» достаточно одного взрослого человека, требования к помещению отсутствуют, из материалов, которые необходимо заготовить заранее, — бланк с вопросами на каждую группу детей и ручки для записи ответов. Время, необходимое для игры, полностью в ведении организаторов и зависит от объема и степени сложности предъявленного детям задания. Есть опыт проведения «Следопыта» и за 15 минут, и в течение четырех часов.

Игра позволяет решать самые различные задачи, вот некоторые из них:

обучение детей навыкам коллективной самоорганизации;

развитие коммуникативных умений;

сплочение детского или общешкольного коллектива;

поднятие общего эмоционального тонуса;

психологическая поддержка отдельных членов детского или взрослого коллектива;

развитие представлений об окружающем мире и т.д.

Сценарий крайне прост: участники получают бланк со списком вопросов, ведущий оговаривает время, предоставленное на выполнение задания, определяет условия, например:

классный руководитель не помогает (или, наоборот, помогает);

ответы должны быть точными, а не приблизительными;

каждый справляется самостоятельно (или, наоборот, работает в группе, или способ организации работы вообще не оговаривается);

во время уроков выполнять задание категорически запрещено — нарушители выбывают из игры.

Самой творческой частью игры для организаторов является составление задания, самой мучительной — предварительное его выполнение, что совершенно необходимо для того, чтобы в момент оценки правильности ответов быть компетентными.

Например, при проверке ответов на вопросы: «Сколько рыбок живет в школьных аквариумах?» и «Сколько деревьев растет на пришкольном участке?» мы не встретили даже двух одинаковых цифр. Каждый класс имел свое представление о численности рыбок и деревьев и о том, какую именно растительность следует считать деревом, а какую — кустарником.

Условно вопросы можно подразделить на несколько типов:

требующие больших временных и энергетических затрат для получения правильного ответа (как, например, те, о которых шла речь в предыдущем абзаце);

направленные на знакомство с организацией работы и особенностями школы;

выявляющие интересы и особенности взрослого и детского школьного коллектива.

Игра вызывает необычайный энтузиазм у детей, получивших возможность для удовлетворения собственной любознательности. Даже самые флегматичные быстро втягиваются в атмосферу всеобщего поиска ответов на вопросы. Взрослому коллективу удивительно и приятно такое неожиданное внимание к их личностям, особенно, конечно, нравится это людям, обслуживающим школу, не имеющим таких тесных контактов с ребятами, как учителя.

По окончании отпущенного на выполнение задания времени бланки с ответами обрабатываются ведущими, подсчитываются баллы и объявляются победители.

Вопросы

1. Назовите любимые цветы Елены Викторовны.

2. О чем мечтает учитель музыки?

3. Любимое блюдо Людмилы Васильевны?

4. Наша школа — самая…

5. Сколько окон в коридоре на 1-м этаже начальной школы?

6. Сколько парт в 3-м «А»?

7. Сколько классов в начальной школе?

8. Сколько цветов в кабинете у завуча по воспитательной работе?

9. Сколько шкафов в 1-м «А»?

10. Сколько стульев во 2-м «А»?

11. В каком классе больше всего учеников?

12. Кого больше всего в 7-м «Б» — мальчиков или девочек?

13. Любимый день недели Елены Витальевны?

14. Когда день рождения у Татьяны Александровны?

15. Любимое время года учителя истории?

16. Любимый фильм завуча по научно-методической работе?

17. Когда закончил школу Василий Васильевич?

18. Какие домашние животные есть у Романа Александровича?

Классный час «Зачем нужна психология?»

Цель: мотивирование подростков на получение помощи у психолога.

Ведущий спрашивает, известно ли детям слово «психология» и, получив утвердительный ответ, предлагает подумать над тем, зачем ее нужно изучать. Как правило, ребята говорят о том, что психология нужна, чтобы быть спокойными, успешными, уметь общаться. Ведущий подводит их к выводу, что знание психологии необходимо человеку, чтобы быть счастливым.

Далее подросткам предлагается в течение 3 минут придумать как можно больше вариантов окончаний предложения «Счастье —это...». Затем участники читают свои варианты, доказывают необходимость для счастливой жизни выбранных ими параметров (хорошая работа, дружная семья, быть отличником и т.п.). Ведущий подводит детей к выводу, что счастье каждый понимает по-своему, но есть и общие моменты в понимании счастья: получение радости оттого, что ты живешь на земле; твоя необходимость, полезность окружающим; хорошее здоровье.

Ведущий рассказывает подросткам о том, что нередко к психологу обращаются родители учеников, просят о помощи. Вот случай, рассказанный студенткой старшего курса, проходившей практику в школе.

По словам родителей, их дочь стала прогуливать школу, у нее понизилась успеваемость, она стала какой-то агрессивной: неадекватно реагирует на любые замечания, по любому поводу вступает в споры, выказывает неуважение к матери и отцу; приходя домой, закрывается в своей комнате. Если же кто-нибудь из родителей зайдет к ней, она как будто ждет не дождется, когда они уйдут. Мать стала замечать, что от дочери пахнет сигаретным дымом.

После разговора с родителями была проведена беседа с девочкой, назовем ее Машей..

Психолог. Привет, меня зовут Саша, я...

Маша. Я знаю, вы — психолог.

Пс. Нет, я только учусь.

М. Все равно это круто, посмотрел на человека, и всё о нем знаешь.

Пс. Ну это не совсем так, точнее, совсем не так.

М. Да? А мне казалось, что психолог всё про всех знает.

Пс. Ну, это только в сказках.

М. А чем же занимаются психологи?

Пс. Психологи обычно приходят домой к девочкам Машам и спрашивают, чем они занимаются в свободное от школы время.

М. Прикалываетесь, что ли? (Улыбается.)

Пс. Еще нет. А вообще, Маш, давай на «ты», без всяких этих церемоний, напрягает все это как-то.

М. Согласна, давайте... то есть давай.

Пс.У тебя хорошие отношения с родителями?

М. Нормальные...

Пс. Тебя все устраивает?

М.

Пс. Скоро Новый год, ты где будешь его встречать?

М. Дома, с родителями.

Пс. И тебе не будет скучно?

М. Будет, но меня все равно никуда не отпустят

Пс. Почему?

М. Не знаю. Наверно, не доверяют, что ли. Они меня вообще никуда не пускают.

Пс. А ты им давала повод, раз они тебе не доверяют?

М. Да нет, это они так, для профилактики. Один раз я оставалась на ночь у школьной подруги, так с утра дома целый скандал был.

Пс. Подруга-то с усами?

М. В каком смысле?... А-а! (Смеется.) Да нет, без усов, ее Оля зовут.

Пс. И тебе хотелось бы встретить Новый год вместе с ней?

М. Конечно, и потрепаться есть о чем, и вообще веселее. Родители говорят, что я могу ее к нам пригласить, но это значит, все будет под контролем, слова лишнего не скажешь, а то и еще круче: «Девочки, уже очень поздно — пора спать». Мои-то сами рано откидываются.

Пс. Даже в Новый год?

М. А им без разницы.

Пс. И ты пробовала отстаивать свое желание встретить Новый год у подруги?

М. Бесполезно, им что в голову втемяшется... (Машет рукой.)

Пс. А других разногласий с родителями не возникает, кроме того что тебя никуда не пускают?

М. Да они все время по мелочам цепляются

Пс. Ну например?

М. Например, чтобы я убиралась в своей комнате. Я всю квартиру могу убрать, а в своей комнате не убираюсь: нравится мне так, когда в комнате беспорядок. В конце концов, какая им разница? Я же здесь живу. Потом телевизор долго не смотри, ложись спать, учи уроки и все такое. Я даже погулять не могу пойти: родители считают, что бесцельное хождение по улицам — не самое достойное занятие для девушки!

Пс. А ты что?

М. А я назло им буду и телик смотреть, и уроки не учить, и из дома уже не один раз уходила.

Пс. Ну, и что, становится легче?

М. Да нет. Ну если только совсем капельку, а потом даже стыдно бывает. Хотя в тот момент главное — сделать по-своему. У меня успеваемость в школе понизилась, потому что я назло не хочу учиться, знаю, что надо, а не буду. Я иной раз такая на них злая, что даже самой тошно, иногда даже побаиваюсь, до чего злая. Вот поехала в лагерь со школой (туда меня пустили, там я как бы «под присмотром». Но навестить приехали, знаешь, так стыдно было! Это еще фигня. А когда я приехала, в комнате — полный порядок (тетя Света приезжала — по этому поводу генеральная уборка), но и это еще так себе, куда ни шло. Нокаут я получила, увидев, что и мой стол эта уборка стороной не обошла. А там, ну знаешь, и дневник, и записки разные, чего только нет... Вот как будто ко мне внутрь кто-то залез и «прибрался»… Ладно, не хочу я больше о них говорить.

Пс. Давай не будем. Ты мне расскажи, тебе в школу нравится ходить?

М. Да, я там отдыхаю. Там друзья, правда, преподы иногда достают, но это не так страшно.

Пс. У тебя много друзей?

М. Нет, со мной в основном одни идиоты учатся, я с ними не общаюсь. Да, мало стоящих ребят, в основном идиоты.

Пс. Как интересно. А учеба тебе как?

М. Местами бывает весело, но в основном такую муру объясняют, ничего не понятно.

Пс. А что ты делаешь после занятий?

М. Стараюсь как можно дольше остаться в школе, с кем-нибудь пообщаться, а потом иду домой. (Морщится.)

Пс. И много тех, кто в школе остается после занятий?

М. Не очень, но вполне хватает.

Пс. Тоже не хотят идти домой?

М. Ага. У нас еще преподаватели есть очень даже ничего, с ними тоже можно и за жизнь поболтать, и просто поприкалываться.

Пс. Ну а, возвращаясь к моему первому вопросу, чем ты занимаешься вне школы, дома, кроме того что смотришь телевизор?

М. Ничем, воюю с родителями. (Сентиментально улыбается.)

Пс. А цель какая?

М. Ну как какая?.. Свобода!

Пс. Плата за свободу — это нервы?

М. А что делать....

Далее подросткам предлагается обсудить, насколько типична данная ситуация, потом привести свои примеры. Делается вывод о том, что в подростковом возрасте нередко возникает непонимание между ребенком и взрослым, которое может привести к острым конфликтам. Обращение к психологии, к изучению самого себя поможет и подростку, и его семье.

Игра «Страна Психология»

Цель: формирование представления о науке «психология».

Задачи: информировать подростков об основных явлениях, изучаемых психологией, с использованием целостного метафорического образа; способствовать сплочению коллектива, умению слышать друг друга; развивать творческое мышление.

ХОД ИГРЫ

1. Приветствие

Все сидят в кругу.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Страна Психология». Это страна волшебная, поэтому как она будет выглядеть в конце нашего занятия, зависит от вас. Мы с вами будем вместе «строить» эту страну. Но сначала я хотела бы узнать, что вы знаете о науке «психология»? Что она изучает?

Мозговой штурм, ведущий записывает на доске, подводит итоги.

2. Теоретическая часть

Психология — наука, изучающая человека, а именно:

• познавательные процессы: ощущения, внимание, память, воображение, мышление, речь, то есть с помощью чего человек познает мир;

• личность человека: потребности (жить, быть защищенным, любить и быть любимым, в уважении, в красоте, в творчестве), волю, эмоции (радость, грусть, страх, удивление, гнев), характер и способности (музыкальные, математические, литературные, художественные, спортивные);

• общение человека.

Это основные явления, которые изучает психология.

3. Основная часть

Ведущий. Вы получили листочки с названиями животных, у вас есть листочки с одинаковыми названиями — найдите свою пару (дети ищут, садятся вместе). У нас образовалось 12 групп. Напоминаю, наше общее задание — «построить» (придумать) страну Психологию (вывешивает ватман с названием страны). Вы уже догадались, что каждая группа получит свое задание, но в итоге у нас получится страна.

В стране будет размещаться три реки, шесть городов, горы, постройки, зоопарк.

Ведущий зачитывает и раздает задание каждой группе.

Карточки с заданиями

1) Общение — это обмен информацией между людьми, их взаимодействие, связь.

Задание. Изобразить на карте страны Психологии реки или озера Дружба, Любовь, Доброта так, чтобы все остальные города, горы, постройки поместились на карте (подписать названия рек).

2) Человек получает информацию из окружающего мира при помощи органов чувств. Ощущения, которые он воспринимает этими органами чувств, называются обонятельными (нос), осязательными (кожа), вкусовыми (рот), слуховыми (уши), зрительными (глаза).

Задание. Придумать и нарисовать символ города Ощущения на листе. Подумать, какие люди там живут, что делают, чем занимаются?

3) Познавая окружающий мир, человек выбирает то, что ему наиболее интересно. Процесс, который помогает человеку выбирать информацию, называется вниманием.

Задание. Придумать и нарисовать символ города Внимание на листе. Подумать, какие люди там живут, что делают, чем занимаются?

4) Познавая окружающий мир и выбирая то, что ему наиболее интересно, человек запоминает это. Процесс, который помогает человеку запоминать, сохранять и закреплять информацию, называется памятью.

Задание. Придумать и нарисовать символ города Память на листе. Подумать, какие люди там живут, что делают, чем занимаются?

5) Воображение помогает человеку фантазировать, придумывать что-то новое, представлять то, чего не существует, мечтать.

Задание. Придумать и нарисовать символ города Воображение на листе. Подумать, какие люди там живут, что делают, чем занимаются?

6) Когда человек получает информацию об окружающем мире, он запоминает ее и изменяет, то есть думает о ней по-своему. Этот процесс изменения информации называется мышлением.

Задание: Придумать и нарисовать символ города Мышление на листе. Подумать, какие люди там живут, что делают, чем занимаются?

7) Речь — средство общения. При помощи речи мы обмениваемся информацией, передаем опыт.

Задание. Придумать и нарисовать символ города Речь на листе. Подумать, какие люди там живут, что делают, чем занимаются?

8) У любого человека есть желания: жить, быть защищенным, любить и быть любимым, чтобы его уважали, заниматься творчеством.

Задание. Используя цветную бумагу, изобразить эти потребности в виде облаков разных форм, подписать облака.

9) Чтобы добиться желаемого, человеку необходима сила воли — настойчивость в преодолении преград на пути к тому, чего он хочет.

Задание. Придумать и нарисовать гору под названием Воля.

10) Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга.

Задание. Изобразить цветы — Радость, Гнев, Грусть, Страх, Удивление, подписать название цветов.

11) У каждого человека есть набор качеств (как он общается, как относится к учебе, к работе, к себе), который его отличает от других людей. Этот набор качеств называется характером. Характер человека проявляется в поведении.

Задание. Изобразить на листе зоопарк с названием «Характеры», в котором будут обитать самые разные животные. Представить, что каждое животное отражает какой-нибудь характер человека. Обитатели зоопарка: лиса, заяц, черепаха, ёж, волк, кот, собака, кенгуру, лошадь, зебра, слон, лев.

12) Способности — это высокий уровень развития знаний, умений и навыков человека. Человек, обладающий способностями, делает что-то быстрее или лучше других.

Задание. Придумать изображение построек (театр, спортивный зал, институт) для способностей: Музыкальные, Математические, Художественные, Спортивные, Литературные.

Ребята по группам выполняют задания, ведущий поясняет, если что-то непонятно. Защита своих работ — создание страны Психологии.

Ведущий. Итак, сейчас мы с вами будем создавать страну Психологию. Вы будете по очереди выходить к карте страны и прикреплять свои работы, объясняя, что у вас получилось. То, что связывает людей между собой, — это общение. И мы уже видим на карте реки и озера Дружбу, Любовь и Доброту.

В нашей стране есть шесть городов: Внимание, Ощущения, Память, Мышление, Воображение, Речь.

У людей, живущих в стране Психологии, есть желания (потребности) — облака: жить, быть защищенным, любить и быть любимым, чтобы его уважали, жить в красоте, заниматься творчеством. Стремиться к этим желаниям людям помогает сила воли — гора Воля.

Никому из нас не чужды эмоции, которые помогают нам общаться, — это прекрасные цветы Радость, Гнев, Удивление, Страх и Грусть.

Люди, населяющие страну Психологию, обладают разнообразными характерами. Чтобы отразить это разнообразие в нашей стране, есть зоопарк, который называется «Характеры».

А если у людей есть множество желаний, они используют свою силу воли и развивают свои способности, они творят. Наши постройки показывают, чего можно добиться в жизни.

4. Подведение итогов

Ведущий. Наконец-то наша страна Психология построена. Она наполнена жизнью, творчеством, любовью и дружбой. А не кажется ли вам, что наш мир чем-то напоминает эту страну? (Ответы детей.)

Эта страна — душа каждого из вас, где есть место и познавательным процессам, и эмоциям, и способностям. Надо только пофантазировать, и вы увидите, какая жизнь кипит у вас в душе и в душах ваших близких и друзей. Вы молодцы! Это ваш мир. Вы его сами для себя создали. Удачи вам, здоровья, доброты!

TopList