Вторник
День самопознания
Классный час «Я и мое имя»
Цели: способствовать формированию
позитивного образа «Я»; развивать навыки
общения; активизировать процесс самопознания.
Задачи: формировать позитивное
самовосприятие; способствовать принятию
собственного имени; развивать коммуникативные
навыки; содействовать творческому самовыражению
при помощи рисования; обучать элементам
релаксации и визуализации; формировать
элементарные представления об образе «Я»,
провести экспресс-диагностику содержания образа
«Я», формировать адекватную самооценку;
содействовать сплочению группы.
Ведущий. Здравствуйте,
ребята! Меня зовут Светлана Александровна. Я
работаю психологом. Сегодня я проведу урок
психологии, на котором вы, как и на любом уроке,
узнаете что-то новое, и это будет новое знание о
себе, о нас с вами.
Кто я? Этот вопрос задавали себе люди во все
времена. А зачем человеку надо это знать? От того,
каким человек себя представляет, зависит, как он
будет себя вести, чем заниматься и вообще — какой
жизненный путь выберет.
Итак. Кто я? Какой возникает самый первый,
естественный и простой ответ? (Я — человек.)
А что есть у каждого человека, без чего ему не
прожить? (Без имени.) Я очень хочу
познакомиться с вами.
Упражнение «Знакомство»
Ученик ловит мяч, смотрит в глаза ведущему и
называет свое имя. Ведущий отвечает: «Очень
приятно».
Ведущий. А теперь несколько
секунд подумайте о себе, задайте себе вопрос «Кто
я?», вспомните все самое важное, самое хорошее и
сохраните в душе, это нам пригодится.
(Дети выполняют задание.)
Вернемся к нашим именам. Имя дается человеку
другими людьми и в такой момент жизни, когда
посоветоваться с ним самим никак невозможно. И
все люди по-разному относятся к своему имени:
кому-то оно нравится, а кому-то нет. Мне интересно
ваше отношение. Сейчас мы покажем его на пальцах.
Мы закроем глаза, я хлопну в ладоши, и пять
пальцев покажет тот, кто в восторге от своего
имени, четыре — кому оно нравится, три —
относится спокойно, два — не очень нравится, один
— совсем не нравится. Приготовились, закрыли
глаза... (Ведущий хлопает в ладоши.) Открываем
глаза, посмотрим, что получилось. (Без
комментариев.) А как вы думаете, важно, чтобы
свое имя нравилось? А почему? Я тоже думаю, что
важно.
Как мир меняется, и как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь!
Эти слова Николая Заболоцкого подчеркивают
постоянство нашего имени, ведь оно дается
человеку, как правило, один раз и на всю жизнь. И
хорошее отношение к имени служит первой
ступенькой на пути принятия человком самого
себя. Давайте же поможем кому-нибудь из вас
полюбить свое имя.
Упражнение «Имя»
Вызывается кто-то один по желанию.
Ведущий. Мы называем все
возможные варианты этого имени. А ты
(обращается к ребенку по имени), просто сиди,
слушай и выбирай, что тебе нравится...
Имя — это не просто набор звуков, оно имеет
свое значение. (Говорим о значении этого имени,
ссылка на книгу Б. Хигира). А ведь это имя носило
и носит много прекрасных людей. (Называем
знаменитых тезок.) Вот в какой приятной
компании ты находишься.
А еще, ребята, поговорите дома с родителями о
том, в честь кого вас назвали, кто выбрал для вас
имя, какие были варианты: то есть узнайте историю
вашего имени. Вспомните, как называют вас в вашей
семье, ведь «у любимого дитятки двести имен».
Итак (обращается к ребенку по имени), ты
выбрал вариант имени, который тебе нравится? Если
нет, выбери какое-нибудь другое имя. Пускай
сегодня ты будешь...
Упражнение «Представь себе»
Ведущий. А сейчас каждый
представит себе свое имя. Сядьте поудобнее (ноги
стоят на полу, руки свободно лежат на коленях), сделайте
несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабьте
ноги, руки, плечи, шею, мышцы лица, закройте
глаза....
Представьте свое имя. Может быть, вы увидите
его написанным или нарисованным. Какое оно?
Большое или маленькое? Какого оно цвета? Оно
светлое или темное, яркое или нежное? Может, вы
видите какие-то образы. Каково ваше имя на ощупь,
мягкое или твердое, теплое или холодное. Может, вы
услышите звук вашего имени. А может, почувствуете
вкус и запах... Побудьте немного со своим именем. А
теперь возвращаемся назад... Откройте глаза,
вздохните, потянитесь, сядьте прямо.
Упражнение «Нарисуй имя»
Ведущий. Давайте нарисуем свое
имя. Возьмите бумагу, мелки или фломастеры и
изобразите то, что увидели. Если не удалось что-то
представить, то просто начинайте рисовать,
посмотрим, что получится. Рисуйте так, как вы
можете. Сейчас нам важно, чтобы каждый выразил на
бумаге то, что он хочет. Работаем 5 минут, пока
звучит музыка. За минуту до окончания я
предупрежу вас. Начинаем... Когда будете готовы,
повесьте сами свой рисунок на доску, куда вам
хочется.
(Далее проводится обсуждение рисунков.)
Посмотрите, какой у нас получился сад имен.
Наши имена — как цветы, нет некрасивых цветов: и
пышная роза, и гордый гладиолус, и скромная
незабудка — все прекрасны по-своему. Так же и
наши имена, и мы сами. Каждый человек неповторим и
уникален. Это означает, что не было и нет на земле
точно такого же человека, как ты (обращается к
ребенку по имени), ты (обращается к другому
ребенку по имени). А все вместе мы составляем
чудесный сад. Посмотрите внимательно на свои
рисунки: некоторые из них чем-то похожи. Скажите,
пожалуйста, а какие имена могли бы расти на одной
клумбе? По какому признаку? (По цвету, форме,
настроению...) Присмотритесь к этим людям в
жизни. Может быть, и они сами чем-то похожи друг на
друга?
Упражнение «Паутинка»
Ведущий. Мы живем среди людей.
Мнение другого человека добавляет что-то в нашу
копилочку знаний о себе. Иногда наше
представление о себе совпадает с мнением
окружающих, иногда нет, и это нормально.
Следующее упражнение поможет нам взглянуть на
себя глазами другого. Но сегодня я попрошу вас
быть тактичными и говорить о своих товарищах
только хорошее.
Выходите, пожалуйста, и становитесь в круг. Я
бросаю клубок, смотрю на человека, обращаюсь к
нему по имени и говорю о том, что мне нравится в
его характере, поведении, внешности. Затем клубок
бросает тот, кто его получил, и т.д.
(Дети выполняют задание.)
Посмотрите на эти нити, которые только что
нас связали. Обычно мы их не видим, но они
существуют. Пусть и в жизни нас всегда связывают
нити теплых, добрых слов и чувств. А теперь
распутаем паутинку, вспомним, что говорили нам
другие дети.
Понятие об образе «Я»
Ведущий. Давайте теперь
вернемся к вопросу, который я задала в начале
урока: «Кто я?» Наши представления о себе
составляют образ «Я» (показывает плакат).
Что входит в это понятие? Все то, о чем мы
сегодня с вами говорили: это и имя, и внешность, и
черты характера, и интересы (рисует схему). Кроме
того, в школе каждый из вас — ученик, дома — сын,
дочь... Кто-нибудь хочет рассказать о себе?
(Слушаем одно-два самоописания.)
Спасибо, ребята. Посмотрите еще раз на нашу
схему, на что она похожа? (На солнышко.) Я желаю,
чтобы у каждого из вас образ «Я» был таким же
светлым и теплым, как солнышко. Конечно, и на
солнце есть пятна, но это не мешает ему согревать
и освещать все вокруг. Посмотрите, несколько
лучиков я оставила, этот рисунок не закончен.
Почему?
Упражнение «Накопительные аплодисменты»
Ведущий. Ребята, спасибо вам за
работу, мне было с вами очень интересно. Я хочу,
чтобы мы поблагодарили друг друга при помощи
упражнения «Накопительные аплодисменты». Я
подхожу к тебе (обращается к ребенку по имени) и
дарю аплодисменты. Это для тебя. К кому пойдем
дальше, выбирай. Так по очереди подходим ко всем
участникам. А в самом конце мы благодарим всех
участников за то, что они были с нами! Все вместе
хлопаем в ладоши.
Прощание
Ведущий. Все протягиваем в
центр круга правые ладошки, кладем их друг на
друга, затем так же соединяем левые ладошки.
Немного помолчим, а теперь говорим хором: «До
свидания»! Всего хорошего, желаю вам успехов!
Арт-терапевтическая методика «Карта
эмоций»
Автор: Юлия Владиславовна Петровичева,
аспирантка кафедры педагогики и психологии
младшего школьника УГПУ им. И.Н. Ульянова.
Цель: выявить семантическое богатство при
описании эмоциональных состояний, значимость их
для индивида, соотношение эмоций разного знака;
актуализировать свое эмоциональное состояние в
данный момент.
Материалы: листы белой бумаги формата А1, А3,
А4; всевозможные изобразительные материалы;
фломастеры; цветные карандаши; пастельные мелки;
цветные мелки; краски акварельные и/или гуашь.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
1. Настрой
Каждому участнику предлагается занять удобное
для себя место в пространстве кабинета и
составить «словарик» эмоций и чувств.
Ведущий. Попробуйте описать все
разнообразие эмоциональных проявлений, которые
может испытывать человек. Вспомните различные
ситуации, в которых оказывались вы или близкие и
знакомые вам люди. Что вы чувствовали при этом?
Припомните эмоции и чувства, испытываемые вами
по отношению к различным людям. Необходимо
записывать все слова, характеризующие
эмоциональное состояние человека, в том числе
слова-синонимы, поскольку они могут обозначать
различные оттенки эмоциональных проявлений. Не
следует избегать условно отрицательных эмоций.
Когда «словарик» будет составлен, участникам
предлагается следующая инструкция: выделить
(подчеркнуть, обвести и пр.) эмоцию,
характеризующую ваше состояние в данный момент,
и изобразить ее с помощью линий, абстрактных форм
и цвета на листе бумаги любого формата.
Отсутствие конкретных изображений дает
возможность нивелировать когнитивный паттерн и,
напротив, побуждает человека мыслить
нестандартно, обеспечивает свободу творческого
самовыражения, дает возможность создать
индивидуальный символ, имеющий значение для
собственного самопознания.
Далее можно предложить участникам определить
(для детей — угадать), какие эмоции нарисовал
каждый из них. Это упражнение способствует
развитию умения понимать другого человека на
символическом уровне.
2. Индивидуальная работа
Участники комфортно размещаются в
пространстве кабинета. Выбирают необходимые им
инструменты и материалы. Широкий выбор
всевозможных изобразительных средств и бумаги
различных форматов способствует проявлению
большей свободы эмоционального и творческого
самовыражения.
Ведущий. Мы отправляемся в
путешествие по волшебной стране нашего
внутреннего мира, стране эмоций. Эмоциональный
мир каждого из нас чрезвычайно разнообразен,
многогранен, его проявления носят личностный
характер, а потому индивидуальны для каждого.
Задания
• Попробуйте с помощью любых изобразительных
средств создать карту своей страны. Обозначьте
сначала ее границы.
• Нарисуйте ландшафт, наполняя его различными
эмоциями и чувствами.
• Чтобы вы могли пользоваться этой картой и
вернуться к ней через какое-то время, необходимо
составить таблицу условных знаков. Ими могут
быть цвета и/или особые символы, обозначающие ту
или иную эмоцию.
• Представьте себя в роли путешественника.
Проложите маршрут своего путешествия.
Обозначьте точки входа и выхода в страну.
• Составьте рассказ о вашей стране, опишите ее
особенности, дайте название. Жанр описания
можете выбрать по собственному усмотрению. Это
могут быть рассказ, сказка или презентация.
Подумайте, кто может попасть в эту страну и что
для этого нужно, какие места вы советовали бы
посетить, а куда бы не пустили. Как можно выйти из
страны и нужно ли что-то для этого?
3. Этап вербализации
Участники по желанию показывают свои рисунки,
рассказывают об изображенных на них картах и
читают истории.
Вербализация ставит человека в активную
позицию, способствуя тем самым более глубокому
осознанию собственных переживаний, их
взаимосвязи между собой.
4. Коллективная работа
На данном этапе участники создают общую карту
группы.
Задания
• Изобразите на общем листе бумаги ваше
эмоциональное состояние в данный момент.
• Зарисуйте свободное пространство листа так,
чтобы получилась карта внутреннего мира группы.
Договоритесь о содержании и способах
изображения.
• Покажите маршрут или маршруты путешествия по
этой стране.
• Придумайте историю этого государства,
опишите его, дайте название.
5. Заключительный этап.
Рефлексивный анализ
Присутствующие обмениваются чувствами и
ассоциациями, которые возникли в процессе
создания общей карты. Делятся впечатлениями,
полученными в ходе всего занятия. Обсуждают
особенности индивидуальной и совместной работы.
Отмечают, в каком случае они чувствовали себя
более комфортно. Для этого можно попросить
участников сопоставить эмоции, изображенные ими
на этапе настроя, с теми, которые были нарисованы
на карте группы. Кроме того, это позволяет
проследить динамику эмоционального состояния
человека в ходе занятия.
Комментарии
Данную методику можно использовать на любом
этапе арт-терапевтического процесса.
Техника имеет большой диагностический
потенциал. Информативными показателями
выступают размер, расположение и цветовая
насыщенность символов. Они свидетельствуют о
силе и глубине эмоций, о значимости их в жизни
человека. Так, центральное положение может
указывать на преобладающее в жизни или
доминирующее в данный момент эмоциональное
состояние, возможно вызванное сложившейся
ситуацией, а также на чувства, в которых автор
работы испытывает потребность.
Следует обратить внимание на общее число
образов, соотношение эмоций разного знака, а
также на тщательность их прорисовки и количество
затраченного времени. Несмотря на
индивидуальность создаваемых символов, можно
отметить некоторые возрастные особенности их
использования. Так, например, в рисунках лиц
юношеского возраста часто можно встретить
изображение лишь одного чувства — любви, которое
занимает все пространство листа.
Безусловно,
важно обратить внимание на линию маршрута:
направление (слева направо — устремленность в
будущее, справа налево — в прошлое), невключение
некоторых объектов в маршрут, что может говорить
о стремлении к избеганию этих эмоций, либо к их
сознательному контролю, а также о характере
продвижения маршрута (непосредственно через
объект или рядом с ним — показатели глубины
переживания эмоций, формы эмоционального
реагирования).
Иногда человек не может ни избежать
неприятного чувства, ни пережить его. На карте
это обычно отображается неоднократным
возвращением линии маршрута к этому чувству.
Частота обращений к одному и тому же объекту
может быть вызвана и позитивными эмоциями. В
таком случае человек стремится заново пережить
это эмоциональное состояние. Начало пути обычно
означает самопрезентацию личности, то есть то,
каким человек старается выглядеть в социуме. О
степени открытости автора говорит свободный
вход и выход из страны, их множественность или
отсутствие «глухой» границы (когда она
«стирается» в процессе рисования частично или
полностью). В случае изображения нескольких
маршрутов необходимо уточнить, по какому автор
прошел бы сам, а какие предлагает «гостям». При
несовпадении психологу следует в корректной
форме выяснить его причины.
Встречаются случаи, когда вместо карты эмоций
получается изображение какой-либо ситуации,
проблемы, наиболее значимой для человека в
данный момент. Возможно, таким образом он
пытается найти выход из сложившейся ситуации,
«увидеть» проблему, систематизировать свои
мысли и найти решение.
Особенностью данной техники является и то, что
ее терапевтическое воздействие не
ограничивается рамками одного занятия.
Неоднократное обращение к карте эмоций на
протяжении всего арт-терапевтического цикла
позволяет отслеживать динамику эмоциональных
проявлений ребенка, фиксировать произошедшие
изменения, находить новые пути самореализации.
При этом не обязательно проводить отдельное
занятие, можно лишь вносить изменения в уже
созданную карту (прокладывать другой маршрут,
добавлять различные средства преодоления
препятствий, изменять размер, цветовую гамму
символов или сами символы, вносить новые эмоции и
чувства).
Если на определенном этапе у ребенка возникает
желание полностью перерисовать карту,
необходимо предоставить ему такую возможность.
Иногда это не приносит ожидаемого результата, то
есть новая карта почти полностью повторяет
прежнюю.
Вероятно, человек стремится изменить свое
миропонимание, взгляды, жизненную позицию,
сложившуюся ситуацию и/или ее восприятие, но не
может найти путей (способов) достижения цели.
Таким образом, художественная продукция
подводит автора к осознанию потенциальной
проблемы, с которой необходимо работать в
дальнейшем.
На этапе коллективной работы происходит
обмен эмоциональным и творческим опытом, что
позволяет расширить границы межличностного
взаимодействия, установить новые контакты.
Создание обстановки доверия, эмпатии, принятия
способствует самоутверждению, снятию внутренних
барьеров. Бережное отношение к творчеству друг
друга в процессе совместных действий приводит к
сближению участников группы и созданию
положительного эмоционального фона.
В контексте диагностики психологу следует
обратить внимание на следующие графические
показатели: размер, цветовую гамму и выбор
участником места для изображения своего
эмоционального состояния (в центре —
претензии на лидерство; с краю — отверженность;
отдельно от всех — уход от общения,
взаимодействия, возможно, стремление к
одиночеству). Во время совместных действий (при
создании общей карты) важно проследить динамику
взаимоотношений в группе, характер
взаимодействия, способы коммуникации между
участниками арт-терапевтического процесса. |