Пятница

День общения

Занятие «Деревья-характеры из волшебного леса»

Автор: Игорь Викторович Вачков, доктор психологических наук.

I ЭТАП

Участники сидят в кругу.

Ведущий. Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем не обязательно. Я только прошу вас представлять всё, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку...

Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. приложение). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и — раз уж в волшебный лес попасть нельзя! — самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней. Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг.

Время на рисование — не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:

Изображение вашего Дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом, скажем — в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корнями вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите... Придумайте имя этому существу или этим существам.

Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершить рисование.

II ЭТАП

Ведущий. Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку.

Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники (те, кто захочет) комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения — во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.

III ЭТАП

Дальнейшая работа будет связана как раз с этими существами. Ее можно организовать по-разному, в зависимости от количества участников группы. В небольшой по объему группе участникам предлагается сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. Сам процесс сочинения также может быть построен разными способами: можно придумать сюжет, опираясь на особенности возникших героев, а можно начать сочинять сказку по кругу, поочередно вводя персонажей. Если группа достаточно многочисленна (более восьми человек), то имеет смысл разбить ее на подгруппы по четыре-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но и инсценировать ее. Время на работу — не менее 30 минут.

IV ЭТАП

После того как участники расскажут сочиненную сказку или представят свои мини-спектакли, организуется обсуждение. Во всех случаях стоит обсудить следующие вопросы:

• Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа?

• Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?

• В чем состояли их роль и значение в этих сказках?

• Как вы можете охарактеризовать эти существа?

• Какими качествами они обладают?

• Трудно ли вам было объединить своих существ в едином сюжете?

• Как вы справились с этими трудностями?

• Какие чувства испытываете сейчас?

Возможна и иная организация обсуждения, которая приемлема именно на сказкотерапевтическом тренинге. Обсуждение строится по следующей схеме анализа сказки (эта схема должна быть уже известна участникам группы):

1. Основная тема (темы).

2. Главный герой (его личностные качества и основные мотивы).

3. Отношения между главным героем и другими персонажами.

4. События сказки.

5. Трудности, которые приходится преодолевать главному герою.

6. Средства преодоления трудностей.

7. Имеющиеся ресурсы.

8. Недостающие ресурсы.

9. Актуализированные в сказке чувства.

10. Образы и символы сказки.

И в том и в другом случае ведущему следует помнить о наличии проекций в образах сказочных персонажей, которые практически всегда дают о себе знать.


Приложение

СКАЗКА О ДЕРЕВЬЯХ-ХАРАКТЕРАХ

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них — множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля — такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь — от корней до кроны — покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле.

Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?

Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви — ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.

У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...

Занятие «Психологические особенности
публичного выступления»

Автор: Эльвира Раисовна Киреева.

Цель: Познакомить учащихся с компонентами и различными стратегиями публичного выступления, развить навыки публичного выступления.

Задачи: развивать позитивное самовосприятие; формировать коммуникативные навыки; развивать у учащихся навыки самоанализа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово психолога

Психолог. Большинство из вас, возможно, в будущем станут студентами, а значит, вам просто необходимо владеть навыками публичного выступления. На этом уроке вы узнаете, как строить свое выступление так, чтобы оно было наиболее выигрышным.

Работа по теме

1. Неречевые компоненты публичного выступления

Психологическое воздействие на публику начинается до речи, с момента появления выступающего перед аудиторией. Первое впечатление от оратора в значительной степени определяет, как его будут слушать. Большое значение имеют оформление внешности и манера «предъявлять себя», вести себя перед слушателями. Здесь есть несколько правил:

• В одежде не должно быть ничего кричащего.

• Вы должны производить впечатление уверенного человека.

• Лучшей позой является та, при которой вес тела равномерно распределен на всю ступню и оно слегка наклонено вперед. Сутулая осанка, склоненная набок или поникшая голова — все это признаки слабости. Подгибающиеся колени, суетливость, дрожащие руки, бросаемые украдкой взгляды, нервозность — признаки, вызывающие недоверие. Слишком прямая стойка, плечи назад, грудь вперед, живот втянут — признаки надменности.

• Естественный, спонтанный жест, действующий заодно со словом, удваивает силу речи. Однако часто начинающему оратору приходится уделять основное внимание не тому, чтобы правильно использовать жесты, а тому, чтобы избавиться от автоматических привычных движений, которые он помимо воли повторяет во время выступления. Это может быть: переступание с ноги на ногу, покачивание взад и вперед, почесывание, бесконечное снимание и надевание очков, поднимание и опускание плеч, откидывание челки со лба и пр. Эти частые однообразные движения скоро обращают на себя внимание слушателей и начинают раздражать их или смешить. Отслеживание своих неосознаваемых движений и преодоление их требует систематической и целенаправленной работы над собой.

• Необходимо добиться хорошего контроля над выражением своего лица. В мимике тоже встречаются привычные бессознательные движения, которые могут отрицательно повлиять на процесс взаимодействия выступающего со слушателями. Это, например, выпячивание или закусывание губы, закатывание глаз, выдвижение нижней челюсти и пр. Если бессмысленные движения рук лишь отвлекают внимание слушателей, вызывая раздражение и
смех, то непроизвольные мимические движения могут испортить эффект даже от хорошего выступления. Именно поэтому им должно уделяться особенно пристальное внимание.

• Существенной составляющей налаживания межличностного взаимодействия между выступающим и слушателями является прямой контакт глаз. Выступающему не следует фиксировать взгляд на какой-то одной точке. Начинающему докладчику следует помнить, что существует общая тенденция смотреть на левую часть аудитории и в какой-то степени не обращать внимания на сидящих справа. Часто неопытные ораторы основное внимание уделяют слушателям, сидящим в центре. Лучше непрерывно скользить взглядом по аудитории слева направо и обратно, от первых рядов к последним.

 

Практическое закрепление материала

1. Учащиеся делятся на пары. В течение 5 минут им нужно сидеть и молча смотреть друг на друга. При этом необходимо фиксировать эмоции и невербальные проявления «собеседника». Результаты обсуждаются. Задаются вопросы типа:

— Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?

— Кто чувствовал себя раскованно, а кто, напротив, стеснялся?

— Какие проявления эмоций вы заметили на лице и во внешнем облике «собеседника»?

2. Учащимся предлагается без слов и звуков с помощью только жестов и мимики изобразить следующие предметы:

— мыльницу с мылом;

— холодильник;

— стиральную машину;

— микроволновую печь;

— стол;

— чайник;

— телевизор и др.

2. Начало выступления

Начало выступления — не только и не столько введение в тему, сколько средство установления контакта с аудиторией, завоевания внимания. Любое выступление начинается с приветствия и обращения. Необходимо использовать такое обращение, чтобы у слушателей не возникло впечатления отстраненности выступающего или его фамильярности.

Неконструктивные стратегии начала

а) Оправдывающаяся: «Надеюсь, это покажется вам интересным».

б) Извиняющаяся: «Уважаемые, я очень хорошо знаю, что вы все устали и хотите домой. Я вас надолго не задержу».

в) Расплывчатая, нечеткая: «Давайте рассмотрим сегодня этот вопрос, потому что такие проблемы надо решать».

Этих стратегий нужно избегать, преодолевая свою неуверенность. Начало должно быть уверенным.

3. Язык выступающего

Речь выступающего, конечно, является наиболее важной составляющей искусства публичного выступления. Здесь важны следующие моменты.

• Правильное произношение, хорошая дикция, хорошо поставленный голос.

• Умеренный темп (торопливость создает ощущение, что выступающий «отделывается», вялая речь вызывает безразличие к теме выступления).

• Словарный состав речи. Для того чтобы слушатели доверяли выступающему, его язык должен быть в известной мере близким к языку аудитории, в противном случае возникает отчужденность.

• Недопустимость cлов-«паразитов».

• Краткость и четкость речи. Цицерон утверждал, что величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Насколько известное высказывание Цезаря «Пришел, увидел, победил» лучше, чем «Сначала пришел, потом увидел и после побелил!».

• Использование прямых обращений (такой прием способствует активизации мышления слушателей).

Практическое закрепление материала

Учащимся раздаются темы выступления — рассуждения, которые они должны защитить. Время выступления ограничено. Оно не должно превышать двух минут.

Примерные темы

Что было бы, если бы...

— все люди перестали испытывать эмоции и чувства;

— люди на Земле стали ходить вверх головой;

— наконец появились роботы-уборщики;

— все животные могли говорить;

— исчезли все растения на планете и др.

4. Контроль эмоций

Очень важно научиться владеть своим эмоциональным состоянием в ситуациях публичной речи (ответ у доски, экзамен, выступление).

Для выступления особенно важно состояние уверенности, в некоторых случаях даже «побеждающее». Для того чтобы создать у себя такой настрой, вспомните как можно подробнее, со всеми переживаниями, ощущениями, деталями, случаи успехов, удач.

Не вспоминайте провалов, мысли о которых сами лезут в голову, вспоминайте именно успех. Вспомните ощущение уверенности в своих силах, свободы и раскованности (неважно, с чем оно было связано). Важно проникнуться чувством собственной удачливости. Не может быть, чтобы вам нечего было вспомнить.

Выберите для уверенности характерный жест. Не забудьте о «позе уверенности». Некоторым помогает прием записывания на магнитофонную пленку своего уверенного голоса, а затем в случае необходимости прокручивания ее — это помогает как бы «подстроиться» под эту запись.

Настроиться на нужное состояние можно и по контрасту. Например, в момент сильного волнения усилить все признаки неуверенности, шаржировать их, сделать гротескными. Сыграть на чувстве юмора и стремлении к противоречию. Представьте, что будет в случае неудачи: под вами провалится пол? Вас повесят? Ведь нет. Попробуйте себя рассмешить. Именно чувство юмора более всего способно превратить отрицательную энергию в положительную.

Перед особо важными, ответственными выступлениями можно воспользоваться приемом «мысленная тренировка» из арсенала спортсменов. Продумайте мысленно свой ответ, свое выступление во всех подробностях, представьте конкретно, как можно ярче всё, что будет происходить.

Не надо «бояться страха», он уйдет сам, когда придет время действовать и вы будете знать, что сможете это сделать хорошо.

Перед началом публичной речи выходите уверенно, спокойно. Не обращайте внимания на то, что у вас сильно бьется сердце и пересыхает в горле. Многие расценивают эти признаки как симптомы страха и думают, что из-за этого их ждет очередная неудача. На самом деле такая реакция означает лишь, что человек готов действовать, и она свойственна очень многим людям. Подобное состояние помогает мобилизовать все силы, энергию, выступить как можно лучше. Помните — это означает, что вы готовы действовать и достичь успеха!

Упражнение «Вверх по радуге»

Цель: снятие напряженности, усталости.

Звучит негромкая релаксационная музыка. Сидя на стульях, все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге, а на выдохе — съезжают с нее, как с горки. Повторить 3–4 раза.

Обсудить, что чувствовали, и объяснить участникам значение расслабления.

Итог урока

Психолог обсуждает с учащимися, что понравилось на занятии, а что нет, какие новые знания о себе получили, как полученные знания могут пригодиться в жизни.

Открытый социологический опрос «Наша школа»

В холле на листе ватмана написаны вопросы, и школьники могут свободно подойти и ответить на них, написав ответ самостоятельно. В конце дня психолог подсчитывает количество тех или иных ответов и оформляет результаты опроса в диаграмме.

Вопросы

1. В чем секреты хорошей учебы?

2. С каким растением, животным, едой, одеждой, предметом можно сравнить нашу школу?

3. В школе должно измениться …

ЛИТЕРАТУРА

Хухлаева О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков (пособие для школы) // Библиотека журнала «Директор школы», Выпуск № 5, 2003.

Белоусова Р.В., Пономаренко Л.П. Психология для старшеклассников. — М., 2002.

Губкина Т. По реке жизни // Школьный психолог. — 2004. — № 26.

Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг. — М., 2001.

Сонин В.А. Психологический практикум. — М., 2001.

TopList