Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2000
 КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В БЕЛОРУССИИ

КОЛЛЕГИ

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В БЕЛОРУССИИ

Уже традиционной стала учебная практика в Москве студентов факультета подготовки кадров по специальности «Психология» Витебского областного института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников образования. Студенты посетили 10 ноября Консорциум «Социальное здоровье России». Пока они знакомились с центром, мне удалось побеседовать с исполняющей обязанности декана факультета, доцентом кафедры управления и технологий образования Анной Сергеевной МЕТЕЛИЦЕЙ. Мы говорили с ней о подготовке и работе школьных психологов в Белоруссии.

В Белоруссии, как и в России, нет единой схемы в развитии психологической службы. В каждой области она формируется по-своему.
Система психологической службы в Белоруссии находится в стадии формирования. Только два года назад было принято постановление о введении должности психолога во всех образовательных учреждениях.
В Витебской же области психологи есть в каждой городской школе. В сельских районах психолог работает в 6–7 школах из 10, поскольку по нормам на 500 учеников полагается один психолог.
Город Витебск занимает одну из лидирующих позиций в психологии образования благодаря энтузиазму конкретных людей. В результате Витебская область имеет около 600 психологов в дошкольных учреждениях, школах и ПТУ, в то время как по всей Белоруссии на сентябрь этого года их было всего 1700.
Моя собеседница сказала, что белорусские специалисты склоняются к германской модели, где социальный педагог является одновременно и психологом.
Психологические центры в Белоруссии появились совсем недавно, поэтому, когда витебские студенты приезжают на практику в Россию, они подробно знакомятся с деятельностью центров.
В республике не хватает психологов. Один из первых факультетов подготовки кадров по специальности «Психология» открылся в Витебском институте повышения квалификации. Это произошло в 1992 году. Там была введена очно-заочная форма обучения. Из-за нехватки кадров многим учителям и даже завучам пришлось выполнять функцию психолога в школе.
Для того чтобы поддержать на факультете высокий уровень преподавания, сюда приглашаются лучшие специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Донецка, Винницы, Смоленска, Бреста. Около пятидесяти ученых из разных стран СНГ занимались подготовкой дипломников первого выпуска.
А.С. Метелица:
«На нашем факультете реально интегрируются три психологические школы: российская, белорусская и украинская, поэтому наши выпускники высоко котируются в республике. В свое время ко мне было немало претензий: почему на факультете преподают так много приезжих психологов, почему мало используются психологи белорусской школы и т.д. Но сейчас наш факультет стал престижным, эти вопросы отпали сами собой. У нас ажиотаж при поступлении: 4—5 человек на место. Хотя рядом находится педагогический университет, где готовят такие же кадры. Но наши студенты ездят на практику в Москву и Санкт-Петербург, а в педуниверситете она проходит на месте. Мы многое даем, но и получаем отдачу».
В Белоруссии существует своя оригинальная система отбора и подготовки будущих школьных психологов. В Витебске, например, есть областная перспективная программа, в соответствии с которой будущие слушатели факультета проходят серьезные испытания. Учителя, желающие получить профессию психолога и поступить на факультет, проходят трехмесячную адаптацию и стажировку у лучших психологов города. Эти три месяца становятся для абитуриентов своеобразным испытательным сроком. После этого будущие студенты проходят четырехнедельное обучение на факультете, сдают задания и зачеты. Но на этом проверка не заканчивается. Еще год перед поступлением они работают в школе. И те, кто оправдал надежды педколлектива, поступают на факультет.
Основная цель практики витебских психологов — разработка диагностических программ с учетом тех проблем, которые имеются в каждом звене школы. Потом, на их основании, составляются рекомендации для всего педколлектива.
Сейчас на практику в Москву приехали 13 человек, другие студенты поехали в Санкт-Петербург. Второй этап практики будет в январе, тогда уже эта группа поедет в Санкт-Петербург и Минск, где посетит лучшие школы.
А.С. Метелица:
«Мы приезжаем в Москву, и нас берут на практику в лучшие центры. Главное, у нас все альтруисты и нас окружают альтруисты. Для нас эти стажировки проходят бесплатно, и когда к нам, в свою очередь, приезжают на практику, то мы безвозмездно отдаем свои знания другим. Очень приятно, что нас поддержало Министерство образования Российской Федерации».
Факультет организует для своих студентов и индивидуальную практику по профилю курсовых работ. В частности, витебчан принимает факультет менеджмента Санкт-Петербургского университета. Практикуются витебские психологи и в Минске: в системе МВД, поликлиниках, реабилитационных центрах.
К сожалению, витебские студенты все расходы, связанные с поездкой на практику, оплачивают сами.
А.С. Метелица:
«Вообще я очень горжусь, что психология у нас находится на хороших нравственных основах. Не ошибусь, если скажу, что эмпатия свойственна всем нашим витебским психологам».
Кстати, все тринадцать витебских студентов любят и постоянно читают нашу газету.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Факультет подготовки кадров
по специальности «Психология»
Витебского областного института повышения квалификации
и переподготовки руководящих
работников образования
Тел.: (0212) 24-02-09

Спонсор публикации статьи: интернет проект Black Napalm Assault Squad расскажет Вам о навыках выживания и безопасности, новинках из мира профессионального снаряжения и амуниции. Большое количество постоянно пополняемых статей расскажут о том как действовать в условиях плохой видимости, о модульных аксессуарах, средствах бронезащиты, MOLLE-совместимом разгрузочном снаряжении и многом другом. Посетить ресурс Вы сможете по адресу http://bnas.ru