НАШИ ДЕТИБЛИЗНЕЦЫ В ШКОЛЕВо все времена рождение близнецов было необычным явлением, вызывавшим удивление и любопытство. Во многих культурах тема близнецов отразилась в мифологии (достаточно хотя бы вспомнить основателей Рима — Ромула и Рема). В настоящее время в среднем на каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. В разных этнических группах существуют довольно широкие (пока не объясненные) различия частоты многоплодных родов. Как известно, приблизительно одну треть всех близнецов составляют монозиготные и две трети — дизиготные пары. Жизнь близнецов необычна тем, что два ребенка находятся на одной стадии физического и психического развития, они постоянно общаются друг с другом, имеют схожий жизненный опыт. Такая пара — это, прежде всего, уникальная социальная ситуация. Французский исследователь Р. Заззо был первым психологом, который глубоко исследовал «близнецовую ситуацию». Он рассматривал ее как фактор умственного и личностного развития близнецов. ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫДети-близнецы в дошкольном возрасте часто отстают в речевом развитии от своих «обычных» сверстников. Это может привести в дальнейшем к их отставанию в общем интеллектуальном развитии. Родители слишком рано начинают считать маленьких близнецов полноценными партнерами по общению и часто предоставляют их самим себе. Но чему могут научить друг друга два полуторагодовалых ребенка? Ведь через общение со взрослым малыш познает окружающий мир во всем его многообразии. Общаясь друг с другом, близнецы вырабатывают понятный только им двоим язык, в котором преобладают жесты, мимика и другие невербальные средства общения. Нередко их не понимают даже родители. Чем больше близнецы общаются таким образом, тем сильнее они привязываются друг к другу и как бы отгораживаются от других. Позже, в подростковом возрасте, именно протест против такой излишней идентичности может привести к возникновению конфликтных отношений между близнецами. Задержка в речевом развитии может сочетаться с социальной незрелостью, затрудненным общением со сверстниками и воспитателями, а в школе — и с учителями. К тому же у близнецов бывают проблемы в личностном развитии. Им очень трудно отделить себя от своего соблизнеца. Это приводит к тому, что один из них рассматривает другого как часть себя. Некоторые черты личности, развитые у одного, не развиваются в достаточной мере у другого. При этом близнецы не ощущают своих недостатков. Подчеркивая сходство таких пар, окружающие тем самым формируют у них еще большую психологическую идентичность. Близнецы с трудом привыкают к изменению обстановки, к коллективу. Они довольствуются общением с братом (или сестрой) и не стремятся к сближению с другими детьми, а иногда — активно противятся контакту. ВМЕСТЕ ИЛИ РАЗДЕЛЬНО?Все эти проблемы так или иначе
проявляются, когда близнецы приходят в школу. По
нашим сведениям, в школах Северного
административного округа г. Москвы обучаются
более 400 детей-близнецов. Обучение в одном классе нежелательно,
если внутри пары складывается ярко выраженная
конкуренция или один из близнецов является явно
доминирующим; если близнецы не склонны к общению
с окружающими. Тем не менее при очень близкой
«симбиотической» связи в паре или при заметном
отставании в развитии разделение детей станет
для них стрессовым фактором. Это может негативно
отразиться на их эмоциональном состоянии и на
школьной успеваемости. Близнецов постоянно сравнивают друг с
другом учителя, родственники, дети. Монозиготные
близнецы, несмотря на одинаковый набор генов, все
же отличаются друг от друга по многим параметрам.
Поэтому нереально ожидать от них одинакового
поведения во всех случаях жизни. Но подобные
ожидания со стороны окружающих мешают
личностному развитию. КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА В АВСТРАЛИИК сожалению, в нашей стране не
существует практики психологического
сопровождения развития и обучения близнецов. Во
многих странах есть специальные центры и службы,
которые помогают таким семьям (в Италии, США,
Австралии, Германии и др.).
В заключение следует сказать, что многие близнецы ни в дошкольном, ни в школьном возрасте не испытывают трудностей. Нужно с уважением и вниманием относиться к индивидуальности каждого ребенка и к уникальным взаимоотношениям внутри пары. Наталья РОСЛАВИЦКАЯ, Спонсор публикации статьи: группа компаний «Домостроитель» - предлагает Вам купить коммерческую недвижимость, позволяющую обеспечить максимальную доходность на долгосрочной основе. Компания «Домостроитель» завоевала доверие потребителей и партнеров, высоким качеством предоставляемых работ и услуг, осуществляя строжайший контроль всех этапов своей работы. |