ЛИРИКА
ЖИЗНЬ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧУДАКА
(Отрывок из повести)
Владимир ЖЕЛЕЗНИКОВ
Скандал получился неожиданный и
грандиозный. Меня вдруг решили с треском снять с
должности вожатого.
Как-то после уроков прибежала взволнованная
старшая вожатая Нина и сказала, чтобы я больше не
смел ходить к первоклашкам. Она отошла к
учительскому столу и крикнула мне оттуда:
— Ты слышал, я тебе это категорически запрещаю!
— А мы сегодня идем в цирк, — сказал я.
— Никаких цирков! — сказала Нина и погрозила мне
пальцем.
— Недолго ты царствовал, — сказал Сашка.
И действительно, недолго.
Все, конечно, заахали и заохали и стали ко мне
приставать с расспросами, но, честное слово, я сам
не знал ничего. Тогда они привязались к Нине, и
она ответила, что сейчас они узнают и закачаются,
такой я тип.
Нина рассказала про все мои дела, перечисляя их
долго, подробно и противно. И добавила, что я
влияю дурно на детей, сею между ними вражду и
смуту.
Это потому, что я сказал одной девочке, что
нехорошо ябедничать, а она спросила меня, что это
такое, а я ей объяснил, и теперь ее все дразнят
ябедой.
Тут я не выдержал, прервал плавную речь Нины и
крикнул:
— Зато она больше не ябедничает! Успех достигнут!
Но она не обратила на мои слова никакого внимания
и заявила, что совет дружины отстранил меня от
должности вожатого...
В этот момент открылась классная дверь, и в
проеме появилась секретарь директора, сама
Розалия Семеновна, которую вся школа зовет
«Чайная Роза», хотя, конечно, никто из наших ребят
никогда не удостаивался ее взгляда. Ну, когда она
появилась в дверях, Нина сразу забыла, что еще там
решил про меня совет дружины, и уставилась на
Чайную Розу.
— Кто здесь Збандуто? — Она даже не переврала мою
фамилию.
— Я.
— К директору, — сказала Чайная Роза. — И вы,
Нина, тоже.
Она не ушла, а продолжала стоять в дверях, пока я
собирался. Никто мне ничего не сказал вслед и
никто не острил, потому что все поняли: дела мои
плохи.
На всякий случай я захватил с собой тетрадь с
фотографиями — как ни плохи дела, а терять
самообладание нельзя — и прошмыгнул мимо Чайной
Розы летучей мышью: ни одна складка на ее платье
не дрогнула.
Нина прошла к директору, а я остался ждать в
секретарской, вместе с Чайной Розой.
Странно, но у меня в жизни почему-то все
получается наоборот. Когда я хотел уйти от
первоклашек, когда они мне были безразличны, меня
не отпускали, но как только мы по-настоящему
подружились, — на тебе!
А дело было ерундовое.
Генка подсунул Гоге живую ящерицу. Гога
перекинул ее Наташке, а Наташка подбросила в
парту Стрельцовой. Та сунула руку в парту,
натолкнулась на ящерицу и как завопит: «Спасите,
спасите! У меня в парте мышь! Она меня укусила!»
Ну, учительница влезла в парту, достала ящерицу и
отнесла в ботанический кабинет.
И ничего страшного не произошло бы, если бы не я!
Когда Наташка рассказала мне об этом случае, я
возмутился и заявил, что мне надоела их трусость,
что пора это преодолеть. А то одни боятся собак,
другие — ящериц, третьи ни у кого ничего не могут
спросить. Это не ребята, а какое-то сборище
трусов! И я решил их перевоспитать. Пригласил к
себе, когда мамы не было дома, и устроил
тренировку по закаливанию нервной системы.
Они сидели в одной комнате, а в другой был погашен
свет. Там было темным-темно. Я сказал, что буду
магом, волшебником и великим врачевателем,
который их спасет навсегда от трусости и
дрожания.
Я ушел в темную комнату и стал их по очереди
вызывать.
Каждый из них должен был войти в темную комнату и
пробыть там несколько минут, а я в это время
издавал ужасные стоны и вопли...
Значит, я так кричал, а сам подходил к жертве и
прикладывал ей к руке или к лицу какой-нибудь
предмет: ложку или щетку.
Это называется «психотерапия». Между прочим,
вполне научный метод. Если жертва выдерживала
все испытания, то я радостно объявлял, что она
теперь никогда и ничего не будет бояться: ни
собак, ни кошек, ни ящериц, ни темных улиц, и так
далее, и так далее.
В общем, все шло хорошо, и вдруг Зина Стрельцова,
войдя в темную комнату, не выдержала и завопила.
Она пустилась наутек, грохнулась и разбила себе
колено.
Ну, я, конечно, зажег свет, и мы стали дружно ее
успокаивать и доуспокаивались до того, что она
согласилась повторить опыт, точнее, не
согласилась, а сама попросила и выдержала его
достойно.
Но потом Зина пришла домой и рассказала все
матери. А та еле дождалась утра, прилетела к
нашему директору и стала кричать, что она
забирает своего ребенка из класса, где появился
какой-то ненормальный вожатый, который хочет из
детей сделать инвалидов.
Ну, директор не заступился за меня, потому что мы
с ним не были знакомы. А жаль, я бы ему объяснил, в
чем дело. А он просто пригласил Нину, и
Стрельцова-старшая при ней повторила всю историю
и добавила некстати еще две другие.
Эти истории случились в самом начале, когда я был
еще неопытным вожатым и часто терял над собой
контроль, увлекаясь чем-нибудь.
Я тогда ходил по домам первоклассников, чтобы
поближе познакомиться с их жизнью. Мне нравилось
так ходить: везде мне были рады, угощали обедами,
советовали, как лучше воспитывать детей,
рассказывали про свою жизнь. И вот как-то я пришел
к Толе. Он был один дома и угостил меня чаем.
Мы пили чай из красивых золотых чашек, только
Толя пил из маленькой чашки, а я из большой.
Ну, я и разбил свою чашку — зацепил как-то
неловко и уронил на пол. Я не придал этому
большого значения — кто из нас не бил чашек! — и
не понял, почему Толя так испугался. Я решил, что
он просто пугливый. А на самом деле все оказалось
не так просто.
Толя из большого уважения ко мне угощал меня чаем
из папиных коллекционных чашек. А я-то ничего не
знал и, когда уходил, осколки эти унес. Хотел
выбросить, только на одном осколке был нарисован
красивый замок, так что я все осколки выбросил, а
замок оставил.
А Толя дома чашки так переставил, чтобы не видно
было исчезновения одной из них. Но Толин папа
все-таки заметил, схватил Толю и с криком: «Что ты
наделал, негодник!» — стал его так трясти, что
Толина мама испугалась, что он оттрясет у Толи
голову, и вырвала сына из рук мужа. Тогда Толин
папа упал на диван и перестал со всеми
разговаривать, потом вскочил, схватил Толю и
приволок ко мне.
Он совершенно обезумел и хотел узнать, куда я
выбросил осколки его любимой чашки.
Я сначала не мог понять, как это из-за чашки так
можно страдать.
«Я вам куплю сто таких чашек», — сказал я ему.
И что же вы думаете? После моих слов он сразу
успокоился. Посмотрел на меня унылым взглядом,
покачал растрепанной головой и произнес с
жалостью:
«Невежда, глупец! Не обижайся на меня, я не хочу
тебя оскорбить, я просто говорю тебе, кто ты есть
на самом деле. Ты купишь сто таких чашек?! А знаешь
ли ты, несчастный, что их всего было сделано в
восемнадцатом веке пять штук. Пять штук! Одна
хранится в музее в Ленинграде, вторая — у
двоюродной праправнучки самого Ломоносова, —
голос его звучал трагически тихо, — третья
вывезена за границу беглым лакеем князя Юсупова
и продана там банкиру Ротшильду, четвертая
пропала без вести, а пятая была у меня. И об этом
знает весь мир!»
Совершенно потрясенный, я достал осколок чашки с
изображением дворца и протянул ему. Он взял,
поблагодарил меня — какой благородный человек!
— и ушел.
Эта история очень взбудоражила
Стрельцову-мамашу, потому что она вообще
относилась ко мне подозрительно, с тех пор как я
посетил их дом...
В этот момент мои славные воспоминания были
прерваны неожиданным событием: дверь в
канцелярию открылась, и на пороге появилась
целая стая моих первоклашек.
Не успел я выставить их обратно, как Наташка,
минуя меня, вырвалась вперед. Я схватил ее за
шиворот, но она торопливо, задыхаясь, успела
прохрипеть:
— Здравствуйте, Чайная Роза!
От такого неожиданного обращения я выпустил
Наташку. Она, конечно, это наивное дитя двадцать
первого века, не догадывалась, что Чайная Роза не
имя, а прозвище.
— Сейчас же уходите! — прошипел я, не разжимая
губ и наступая на детей.
— В чем дело? — строго спросила Чайная Роза. —
Что случилось?
— Нам нужно к товарищу директору, — сказала
Наташка и шагнула через порог.
Все остальные тоже решительно шагнули за ней,
молча, тихо, подталкивая друг друга.
Вы бы видели их лица! Это были настоящие герои,
отчаянные люди с горящими глазами. Им ничего не
было страшно, они не испугались даже Чайной Розы,
хотя перед нею трепетала вся школа. Они спокойно
выдержали ее взгляд. Нет, не зря я занимался с
ними психотерапией.
И что же вы думаете? Эта строгая-престрогая
Чайная Роза провела их к директору.
Она оставила открытой дверь, и я на всю жизнь
запомнил начало этого великого, неповторимого
разговора.
— Ну, в чем дело? — услышал я скрипучий мужской
голос.
Это был, конечно, директор, это был его голос,
который любого храбреца в одну секунду превращал
в кроткую овечку. Ну, конечно, и среди детей сразу
произошла заминка, и я уже испугался, что их
сейчас выставят обратно, но тут раздался громкий,
заливисто-звонкий голос Наташки:
— Мы пришли из-за Бори Збандуто. Он наш вожатый.
Мы пришли его защищать.
Правда, она молодец? Я еще никогда не встречал
такой отчаянной девчонки.
— Это он вас прислал? — просил директор.
«Он» — это, значит, я.
— Нет, — ответила Наташка.
— А ты не врешь?
Вот этого ему не надо было говорить, это он сказал
зря. Плохо он разбирался в своих учениках:
Наташку назвать вруньей!
— Я никогда не вру, — сказала Наташка.
Наступила длинная пауза, во время которой
директор долго кашлял.
...Как только первоклашки вышли от директора, тут
же позвали меня. Мы встретились с ними в дверях.
Они прошли мимо серьезные, сосредоточенные, и
каждый из них
дотронулся до моей руки. В общем, они знали толк в
человеческой поддержке и подзарядили меня
теплотой своих рук.
Я же говорю, что они необыкновенные дети, из
двадцать первого века. В них есть какая-то новая
сила.
В кабинете директора, кроме Нины, сидела моя мама!
Вот до чего дошло. Но им теперь уже было не
свалить меня.
Я остановился у двери и посмотрел на директора.
Он был похож на моржа. У него большая круглая
лысая голова и седые усы.
— Ну-ка, подойди, подойди, — проскрипел он.
Я сделал несколько шагов вперед.
— Еще поближе. Я хочу понять, что ты за птица.
Он долго рассматривал меня, как какой-нибудь
врач, изучающий больного. Даже взял за плечо и
крепко его сдавил.
— А что это у тебя в руке? — спросил он и, не
дожидаясь ответа, взял у меня тетрадь с
фотографиями моих первоклашек и стал ее
перелистывать.
Видимо, она ему понравилась, потому что он
поджимал губы, чтобы незаметно было, что он
смеется. Затем вернул мне тетрадь и сказал:
— Ладно, пусть остается, раз они пришли за ним
сами.