РЕПОРТАЖ
МИФЫ ПРОТИВ РЕАЛЬНОСТИ:
НИЧЬЯ В НАШУ ПОЛЬЗУ
23—24 ноября в Москве прошла Всероссийская
научно-практическая конференция «Педагогика и
психология на рубеже эпох: мифы и реальность»
Это была одна из самых веселых
конференций, на которых мне удалось побывать. До
этого я не присутствовала ни на одной научной
конференции, где бы на пленарном заседании так
много шутили, смеялись, рассказывали анекдоты,
«подкалывали» друг друга.
Ведущий пленарного заседания Д.С. Шилов
полемизировал с участниками
На открытии выступил начальник
Управления специального образования
Минобразования РФ, кандидат исторических наук
Д.С. Шилов. Говоря о важности подобной
конференции, он отметил, что ее проблематика дает
возможность «приподняться до осмысления того,
что сделано» и «разбудить мозг для новых
подходов и инноваций». Одним из перспективных
проектов должна стать Национальная доктрина
образования РФ, определяющая государственную
политику в этой области.
Ректор Академии повышения квалификации и
переподготовки работников образования, доктор
педагогических наук, профессор Э.М. Никитин
отметил, что «усиление психолого-педагогической
поддержки образовательной деятельности должно в
будущем не только обеспечить его высокий
содержательный уровень, но и послужить базой для
осмысления тех изменений, которые должны в нем
произойти».
Полемический заряд всему пленарному заседанию
придало выступление заведующего кафедрой
Башкирского госпединститута, доктора
педагогических наук, профессора В.Л. Бенина.
Его утверждение о том, что «рассуждать о
мифологии в области педагогической психологии
не опасней, чем продвигаться по минному полю»,
вполне оправдало себя. Владислав Львович рискнул
обозначить самые яркие и стойкие мифы
современной педагогики. Среди них он выделил
гуманитаризацию образования, которая, по мнению
оратора, сводится, как правило, к количественному
увеличению курсов по этике и философии. Это может
привести к опасному вытеснению профессиональных
предметов подобными «второстепенными»
дисциплинами. Досталось и подготовке
специалистов в так называемых педуниверситетах,
где, как отметил В.Л. Бенин, готовят не широких
(как положено уважающему себя университету), а
узких специалистов-предметников. Для того чтобы
вуз мог называться университетом, ему необходимо
коренным образом пересмотреть содержание
образования. Еще одним мифом Владислав Львович
считает фундаментализацию образования, которая
сводится к введению разнообразных, часто
ненужных и мелких, спецкурсов и факультативов.
Директор Центра образования № 109 г. Москвы,
заслуженный учитель школы РФ, доктор
педагогических наук Е.А. Ямбург, в отличие от
В.Л. Бенина, основную проблему образования видит
не в переизбытке, а в нехватке гуманитарных
знаний. Следствием этого является нарушение
системы жизненных ценностей, в частности —
отсутствие этических ценностей. Увеличение
числа гуманитарных дисциплин — необходимый
процесс, без которого невозможно создание
открытого общества. Этот процесс Евгений
Александрович сравнивает с выходом на волю из
клетки. Вариативная система образования
позволяет желающим глубоко изучать и
технические предметы. Ненависть и агрессия,
которых так много сейчас в нашем обществе, по
мнению выступающего, — не что иное, как результат
общего недоразвития культуры.
Желая образно выразить свои мысли, Ямбург
процитировал четверостишие таинственного поэта,
скрывающегося под псевдонимом Ремонт Приборов:
На исходе века
Взял и опроверг
Злого человека
Добрый человек.
Из гранатомета
Шлеп его, козла.
Стало быть, добро-то
Посильнее зла...
Выступление Е.А. Ямбурга блистало
глубиной содержания и остроумием
Вывод Ямбурга — педагогика ХХI века
требует мобилизации всех культурных ресурсов,
где определяющей «должна быть не логика, а
диалогика». Евгений Александрович с сожалением
говорил о кризисе в педагогике, который во многом
обусловлен некорректно проводимыми реформами.
«На голодный желудок трудно переваривать и
Фрейда, и Фромма, и Бердяева», — заметил он.
Разруху заслуженный учитель (вслед за известным
писателем) видит прежде всего «не в стране, а в
голове». Для ликвидации разрухи должно быть
сформировано синтезирующее и целостное
мировоззрение, которое невозможно без мифологии.
С высокой трибуны Е.А. Ямбург заявил, что должен
быть восстановлен в правах мифопоэтический
способ познания, поскольку «любой нации нужны
осветляющие душу предания». Но при этом он
предостерег собравшихся от другой крайности —
чрезмерной мифологизации сознания, так как
наряду со «светлыми» мифами существуют и
«злобные» (в том числе и политические). Сегодня мы
нередко наблюдаем их столкновение. Миф — стойкое
образование. Его нельзя разрушить. Единственный
способ противостояния «злобному» мифу — миф
«добродетельный».
Выступающий отнес к мифам многие сегодняшние
«истины». В частности, широко распространенные
утверждения о том, что «мы сейчас живем в самое
трудное время» и «у нас нет цели». А цель-то как
раз у нас есть! Нашему обществу предстоит сложное
и долгое лечение — лечение ментальности. Это
комплексная проблема, для ее решения необходимы
совместные усилия разных наук: психологии,
педагогики, социологии и др.
Заведующая лабораторией Психологического
института РАО, директор ПМС-центра Северного
округа г. Москвы, доктор психологии, профессор
Л.М. Митина в своем выступлении остановилась
на проблемах современного образования и путях их
решения. «Система образования не должна
выполнять социальный заказ, она должна опережать
другие сферы деятельности и производства. Только
тогда она станет фактором развития», — считает
Лариса Максимовна. Внедрение в образование
развивающих технологий позволит обществу выйти
из кризиса. А этот процесс в свою очередь требует
принципиально нового отношения к подготовке
педагогов. Нужно изменить их психологические
установки через развитие эмоциональной,
мотивационной, поведенческой и личностной сферы.
Завершающим аккордом в первой части пленарного
заседания стало выступление
члена-корреспондента РАО, доктора
психологических наук, профессора
В.А. Иванникова. Вячеслав Андреевич остроумно
разоблачал современные мифы, связанные с
психологией. А она, как и педагогика, находится
сейчас в глубоком кризисе.
После перерыва выступления участников были
разными по жанру, но более конкретными:
«Психопрофилактика в системе работы
практического психолога образования»
(В.Э. Пахальян), «О некоторых фундаментальных
понятиях в современной психологии и педагогике»
(М.М. Семаго), «Проблема терминологического
диссонанса в сфере образования» (Н.В. Морозова),
«Проблема публикации диагностических методик в
средствах массовой информации» (М.Н. Сартан),
«Новый подход к содержанию работы по
социально-психологической адаптации к школе:
умения, достойные человека» (С.В. Кривцова).
Во второй половине дня участников конференции
осталось крайне мало. Можно только сожалеть, что
такая яркая конференция собрала столь
незначительное количество психологов и
педагогов.
Пленарное заседание первого дня задало
тон всей конференции.
Неудивительно, что на «круглом столе» царила
непринужденная атмосфера
Но, согласно постулатам психологии,
любое отрицательное явление имеет множество
положительного. Это как раз и подтвердилось на
проходившем на следующий день «круглом столе»
«Педагогика и психология: общее, частное,
различное», где каждый мог подробно высказаться
по наболевшим вопросам. Его ведущая Наталья
Васильевна Морозова (начальник отдела
практической психологии и охраны здоровья
Минобразования РФ, кандидат психологических
наук) вынесла на обсуждение следующие проблемы:
«Изменения содержания образования: пути решения
и реализация» и «Школа и здоровье».
Присутствующие решали — мифы это или реальность?
Многочисленные замечания и предложения
участников «круглого стола» Наталья Васильевна
обещала вынести на заседание коллегии
Министерства образования РФ.
Несмотря на серьезность заявленной темы, два дня
конференции прошли «на едином дыхании», не в
последнюю очередь благодаря чувству юмора
участников. Может быть, на рубеже эпох мы
наконец-то устали быть слишком серьезными?
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Минобразование РФ
Тел.: (095) 923-18-19
РАПКиПРО
Тел.: (095) 452-49-00
Башкирский государственный пединститут
Тел.: (3472) 22-90-34
Публикация статьи произведена при поддержке блога практического психолога, тренера, коуча Ларисы Котенко. Если Вам необходима консультация психолога по какому-либо вопросу, психологическая помощь в сложной ситуации, психотерапия, в том числе семейная и групповая, коучинг – вы можете записаться на прием к психологу как очно в Санкт-Петербурге, так и через Скайп. На сайте так же можно прочитать, когда и зачем стоит обращаться к психологу, как происходит работа с психологом и другую полезную информацию.