Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2000

РЕПОРТАЖ

МИФЫ ПРОТИВ РЕАЛЬНОСТИ:
НИЧЬЯ В НАШУ ПОЛЬЗУ

23—24 ноября в Москве прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика и психология на рубеже эпох: мифы и реальность»

Это была одна из самых веселых конференций, на которых мне удалось побывать. До этого я не присутствовала ни на одной научной конференции, где бы на пленарном заседании так много шутили, смеялись, рассказывали анекдоты, «подкалывали» друг друга.

Ведущий пленарного заседания Д.С. Шилов
полемизировал с участниками

На открытии выступил начальник Управления специального образования Минобразования РФ, кандидат исторических наук Д.С. Шилов. Говоря о важности подобной конференции, он отметил, что ее проблематика дает возможность «приподняться до осмысления того, что сделано» и «разбудить мозг для новых подходов и инноваций». Одним из перспективных проектов должна стать Национальная доктрина образования РФ, определяющая государственную политику в этой области.
Ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, доктор педагогических наук, профессор Э.М. Никитин отметил, что «усиление психолого-педагогической поддержки образовательной деятельности должно в будущем не только обеспечить его высокий содержательный уровень, но и послужить базой для осмысления тех изменений, которые должны в нем произойти».
Полемический заряд всему пленарному заседанию придало выступление заведующего кафедрой Башкирского госпединститута, доктора педагогических наук, профессора В.Л. Бенина. Его утверждение о том, что «рассуждать о мифологии в области педагогической психологии не опасней, чем продвигаться по минному полю», вполне оправдало себя. Владислав Львович рискнул обозначить самые яркие и стойкие мифы современной педагогики. Среди них он выделил гуманитаризацию образования, которая, по мнению оратора, сводится, как правило, к количественному увеличению курсов по этике и философии. Это может привести к опасному вытеснению профессиональных предметов подобными «второстепенными» дисциплинами. Досталось и подготовке специалистов в так называемых педуниверситетах, где, как отметил В.Л. Бенин, готовят не широких (как положено уважающему себя университету), а узких специалистов-предметников. Для того чтобы вуз мог называться университетом, ему необходимо коренным образом пересмотреть содержание образования. Еще одним мифом Владислав Львович считает фундаментализацию образования, которая сводится к введению разнообразных, часто ненужных и мелких, спецкурсов и факультативов.
Директор Центра образования № 109 г. Москвы, заслуженный учитель школы РФ, доктор педагогических наук Е.А. Ямбург, в отличие от В.Л. Бенина, основную проблему образования видит не в переизбытке, а в нехватке гуманитарных знаний. Следствием этого является нарушение системы жизненных ценностей, в частности — отсутствие этических ценностей. Увеличение числа гуманитарных дисциплин — необходимый процесс, без которого невозможно создание открытого общества. Этот процесс Евгений Александрович сравнивает с выходом на волю из клетки. Вариативная система образования позволяет желающим глубоко изучать и технические предметы. Ненависть и агрессия, которых так много сейчас в нашем обществе, по мнению выступающего, — не что иное, как результат общего недоразвития культуры.
Желая образно выразить свои мысли, Ямбург процитировал четверостишие таинственного поэта, скрывающегося под псевдонимом Ремонт Приборов:

На исходе века
Взял и опроверг
Злого человека
Добрый человек.
Из гранатомета
Шлеп его, козла.
Стало быть, добро-то
Посильнее зла...

Выступление Е.А. Ямбурга блистало глубиной содержания и остроумием

Вывод Ямбурга — педагогика ХХI века требует мобилизации всех культурных ресурсов, где определяющей «должна быть не логика, а диалогика». Евгений Александрович с сожалением говорил о кризисе в педагогике, который во многом обусловлен некорректно проводимыми реформами. «На голодный желудок трудно переваривать и Фрейда, и Фромма, и Бердяева», — заметил он. Разруху заслуженный учитель (вслед за известным писателем) видит прежде всего «не в стране, а в голове». Для ликвидации разрухи должно быть сформировано синтезирующее и целостное мировоззрение, которое невозможно без мифологии. С высокой трибуны Е.А. Ямбург заявил, что должен быть восстановлен в правах мифопоэтический способ познания, поскольку «любой нации нужны осветляющие душу предания». Но при этом он предостерег собравшихся от другой крайности — чрезмерной мифологизации сознания, так как наряду со «светлыми» мифами существуют и «злобные» (в том числе и политические). Сегодня мы нередко наблюдаем их столкновение. Миф — стойкое образование. Его нельзя разрушить. Единственный способ противостояния «злобному» мифу — миф «добродетельный».
Выступающий отнес к мифам многие сегодняшние «истины». В частности, широко распространенные утверждения о том, что «мы сейчас живем в самое трудное время» и «у нас нет цели». А цель-то как раз у нас есть! Нашему обществу предстоит сложное и долгое лечение — лечение ментальности. Это комплексная проблема, для ее решения необходимы совместные усилия разных наук: психологии, педагогики, социологии и др.
Заведующая лабораторией Психологического института РАО, директор ПМС-центра Северного округа г. Москвы, доктор психологии, профессор Л.М. Митина в своем выступлении остановилась на проблемах современного образования и путях их решения. «Система образования не должна выполнять социальный заказ, она должна опережать другие сферы деятельности и производства. Только тогда она станет фактором развития», — считает Лариса Максимовна. Внедрение в образование развивающих технологий позволит обществу выйти из кризиса. А этот процесс в свою очередь требует принципиально нового отношения к подготовке педагогов. Нужно изменить их психологические установки через развитие эмоциональной, мотивационной, поведенческой и личностной сферы.
Завершающим аккордом в первой части пленарного заседания стало выступление члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора В.А. Иванникова. Вячеслав Андреевич остроумно разоблачал современные мифы, связанные с психологией. А она, как и педагогика, находится сейчас в глубоком кризисе.
После перерыва выступления участников были разными по жанру, но более конкретными: «Психопрофилактика в системе работы практического психолога образования» (В.Э. Пахальян), «О некоторых фундаментальных понятиях в современной психологии и педагогике» (М.М. Семаго), «Проблема терминологического диссонанса в сфере образования» (Н.В. Морозова), «Проблема публикации диагностических методик в средствах массовой информации» (М.Н. Сартан), «Новый подход к содержанию работы по социально-психологической адаптации к школе: умения, достойные человека» (С.В. Кривцова).
Во второй половине дня участников конференции осталось крайне мало. Можно только сожалеть, что такая яркая конференция собрала столь незначительное количество психологов и педагогов.

Пленарное заседание первого дня задало тон всей конференции.
Неудивительно, что на «круглом столе» царила непринужденная атмосфера

 

Но, согласно постулатам психологии, любое отрицательное явление имеет множество положительного. Это как раз и подтвердилось на проходившем на следующий день «круглом столе» «Педагогика и психология: общее, частное, различное», где каждый мог подробно высказаться по наболевшим вопросам. Его ведущая Наталья Васильевна Морозова (начальник отдела практической психологии и охраны здоровья Минобразования РФ, кандидат психологических наук) вынесла на обсуждение следующие проблемы: «Изменения содержания образования: пути решения и реализация» и «Школа и здоровье». Присутствующие решали — мифы это или реальность? Многочисленные замечания и предложения участников «круглого стола» Наталья Васильевна обещала вынести на заседание коллегии Министерства образования РФ.
Несмотря на серьезность заявленной темы, два дня конференции прошли «на едином дыхании», не в последнюю очередь благодаря чувству юмора участников. Может быть, на рубеже эпох мы наконец-то устали быть слишком серьезными?

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Минобразование РФ
Тел.: (095) 923-18-19
РАПКиПРО
Тел.: (095) 452-49-00
Башкирский государственный пединститут
Тел.: (3472) 22-90-34

Публикация статьи произведена при поддержке блога практического психолога, тренера, коуча Ларисы Котенко. Если Вам необходима консультация психолога по какому-либо вопросу, психологическая помощь в сложной ситуации, психотерапия, в том числе семейная и групповая, коучинг – вы можете записаться на прием к психологу как очно в Санкт-Петербурге, так и через Скайп. На сайте так же можно прочитать, когда и зачем стоит обращаться к психологу, как происходит работа с психологом и другую полезную информацию.