Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2000


ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ

МОТИВАЦИЯ И ПРОФАНАЦИЯ

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Школьный психолог»!
Большое вам спасибо за вашу огромную работу.
Я работаю психологом в средней школе второй год после окончания педагогического института. Моя коллега еще учится в том же институте заочно на четвертом курсе и работает психологом четвертый год. Из-за маленького стажа работы у нас возникают вопросы, которые остальным психологам на городском методическом объединении кажутся несерьезными. Поэтому, пожалуйста, ответьте нам по возможности лично или не указывайте в газете ни фамилию, ни город.
В начале учебного года в нашу школу пришло распоряжение из гороно о формировании классов и выборе основной технологии обучения на основе уровня мотивации. Изучение уровня мотивации рекомендуется проводить ежегодно. В связи с этим распоряжением у меня возникло несколько вопросов.
1. Какой вид мотивации необходимо диагностировать?
2. В какой параллели целесообразнее проводить диагностику?
3. Не принесет ли вреда детям ежегодное переформирование классов?
4. Как на основе полученных результатов выбрать адекватную технологию обучения? В нашей школе применяют системы Занкова, Эльконина—Давыдова (не в каждой параллели), Рахимова, традиционное обучение, коррекционные классы в начальной школе.

Уважаемые коллеги!
Ваше письмо меня поразило. Дело в том, что вопросы, которые вы задаете и которые представляются несерьезными вашим маститым коллегам, мне кажутся невероятно трудными. А сам подход — весьма и весьма спорным.
С этого я и начну. Лично мне (возможно, что я безнадежно отстала) причинно-следственная связь между мотивацией и технологией обучения представляется такой: правильно подобранная технология обучения, без сомнения, способствует высокой учебной мотивации, но никак не наоборот. По мотивации можно судить о том, подходит ли ребенку развивающее обучение по Эльконину—Давыдову или по Занкову. Но как по первоначальному уровню мотивационного развития подбирать основную образовательную программу? Загадка.
Конечно, я могу высказать некоторые субъективные предположения, основанные на личных наблюдениях (естественно, ограниченных), но за ними нет никаких серьезных исследований. И насколько мне известно, таковых вообще нет. И не будет, потому что это изначально порочная постановка проблемы. Мотивация не должна рассматриваться как первичный фактор. Учебная мотивация — это педагогическая проблема в том смысле, что ее должен формировать педагог: через выбранную технологию обучения, через личный контакт с ребенком, через работу с семьей, через привлечение психологических средств воздействия.
Что же касается формирования классов на основе изучения мотивации, то это немного другой вопрос. Конечно, значительно проще учить детей, изначально мотивированных на учебу и познание. И в этом смысле предлагаемый способ деления мало чем отличается от собственно педагогического деления по принципу начального уровня обученности. Разве что выглядит он более современно, психологично. Но это квазипсихологический подход. ПРОФАНАЦИЯ. Потому что высокая учебная мотивация не обязательно сочетается с готовностью прилагать усилия для учения, а также с реальными учебными возможностями. Соответственно, в классе, где собраны «особо мотивированные», будут учиться дети с очень разным волевым и познавательным потенциалом. Хорошо им будет вместе? Наверное, да, но лишь до тех пор, пока не упадет мотивация у тех, кто «не потянет» общий темп и уровень учебного материала.
А уж что будет твориться в тех классах, в которых соберут «немотивированных»! Вот уж где окажется пестрая компания! В одну общую кучу смешаются дети с различными парциальными когнитивными нарушениями, «хронически неуспешные» по социально-психологическим причинам, высоко тревожные, невротизированные дети, педагогически запущенный «контингент». Учить их вместе, я думаю, будет легко и приятно.
Уважаемые коллеги! Кажется, я нарушила жанр статьи: вместо ответа на вопросы получилась критика. Мне очень неприятно говорить об этом, но предложенный вам для работы подход крайне непродуман. Жаль, что вы настаиваете на анонимности. Как бы хотелось получить ответ от ваших коллег, которым в этом подходе «все понятно».
А теперь постараюсь ответить на ваши вопросы о мотивации и ее видах. Об этом наша газета уже писала, отвечая на похожий вопрос (см. «Школьный психолог», № 45, 1999 г.). Вот краткое резюме.
Наибольшей успешности можно ожидать от ребенка в том случае, если учеба является для него деятельностью, то есть побуждается учебным мотивом. Это означает, что для ребенка важен сам процесс получения знаний и их использования. В начальной школе учебный мотив может принимать форму познавательного мотива, в среднем звене — понимания смысла учения для себя, в старшем звене — осознания места учебы в более широкой системе жизненных мотивов и целей. В целом, успешным может быть и ребенок, ведущей деятельностью которого является не учеба, но хорошие учебные результаты как-то связаны с этой деятельностью. Скажем, ребенок учится в специализированной спортивной школе, в которой престижно не только добиваться рекордов, но и получать хорошие оценки.
Мотив — это психологическая сторона деятельности, то, что ее побуждает и направляет. Поэтому изучать мотивацию нужно через деятельность: целенаправленно наблюдать ребенка в процессе учебы и анализировать результаты.
Формировать учебную мотивацию — дело неблагодарное. Формировать нужно учебную деятельность, все ее этапы и компоненты. Всего, естественно, в одной статье не скажешь. Читайте об этом в книгах Т.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова и др.
Вы спрашиваете также, в каких учебных параллелях целесообразно изучать мотивацию. Это нужно делать на каждом качественно новом этапе обучения: при поступлении в школу, в конце обучения в начальной школе, в начале и конце среднего звена, в старшей школе. И помнить, что мотивация должна качественно меняться в соответствии с возрастными задачами и возможностями.
Кстати, у детей, обучающихся по разным образовательным технологиям, мотивация, лежащая в основе их учебы, действительно в целом различна. Традиционная образовательная система в меньшей степени формирует учебную деятельность, а следовательно, и учебную мотивацию. Система Эльконина—Давыдова больше ориентирована на формирование такого компонента учебной деятельности, как целеполагание, а система Занкова — на формирование всех ее основных компонентов.
На мой взгляд, пятиклассники, обучавшиеся в начальной школе по последней из названных систем, легче входят в новую систему требований, сохраняют интерес к учебе в большей степени, чем их «традиционные» сверстники.
На два последних вопроса могу ответить только очень коротко. Естественно, детям повредит ежегодное переформирование классов. И их мотивации это тоже очень повредит. И вообще это странно: в целях повышения мотивации подвергать детей регулярной психотравмирующей процедуре! На основе данных о мотивации нельзя выбирать образовательную технологию, но можно оценивать эффективность ее применения для данного конкретного ребенка или класса.
Ваши недоумения и вопросы, уважаемые коллеги, вполне оправданны и, как представляется, связаны не с вашей неопытностью, а с серьезным отношением к своей профессиональной деятельности. Удачи!

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

Спонсор публикации статьи: сайт лекарственных препаратов Центра Традиционной Китайской медицины «Багуа» - предлагает лекарственные китайские препараты, завоевавшие большую популярность во всем мире. На сайте Вы найдете подробное описание китайских лекарств и трав. Все товары сертифицированы, что является гарантией натуральности препаратов и защитой от подделок.