Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2000

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ОРИГАМИ УЧИТЕЛЬСКИХ ИМПРОВИЗАЦИЙ

Учительница химии проводила контрольную. По ее задумке, контрольная должна была закончиться рецензированием самими подростками работ соучеников.
Подошло время сдачи написанного. И тут как обычно: одни ученики никак не могут расстаться с листочком, хотя все задания на нем уже выполнены; другие кричат, что они еще не успели; третьи, сдав листок, постоянно подбегают к учительскому столу и, порывшись в общей стопке в поисках своей работы, впопыхах начинают вносить в контрольную бесконечные исправления.
Тут-то учительница и поймала себя на привычном желании прикрикнуть на копуш, цыкнуть на нытиков и пресечь беготню по классу. А поймав, тут же сымпровизировала — взяла чистый лист и стала по элементам показывать классу, как перед сдачей сложить контрольную работу таким образом, чтобы получился... бумажный пароходик! Сдавать контрольную, оказывается, нужно только пароходиками!
Такой странный поворот урока всех необычайно заинтересовал...
Складывание заняло всего-то несколько лишних минуток (буквально одну-полторы), но зато и копуши добровольно подтянулись, и беготня добровольно пресеклась. Появился общий деловой ритм, благодаря которому последующее рецензирование прошло собранно и увлеченно.
И как же бережно разворачивали ученики чужие пароходики для проверки контрольной! Как сочувственно вчитывались после этого в каракули своих сверстников! С каким интересом дожидались своей собственной работы, развернутой и проверенной кем-то из одноклассников!
Так телесная двигательная активность помогла всему классу не только дружно и слаженно переключить внимание, но и окунуться в атмосферу по-дружески таинственного единения.
Подобные импровизации у учителей могут возникать достаточно часто. Стоит им только споткнуться. Или «поймать себя» на каком-то привычном желании.
Наблюдение как бы со стороны за тем, как я делаю, помогает понять, что же именно я сейчас делаю. И тогда учитель может решить, стоит ли это дело продолжать и быть в нем настойчивым.
Благодаря своевременному распознаванию способов и целей своего поведения, педагог может стать более взыскательным в выборе возможных не только средств, но и целей своего поведения в любой сложившейся ситуации.
Подобная взыскательность помогает учителю осознавать возможную необходимость глобальной, но неторопливой корректировки некоторых профессиональных намерений, целей, стремлений. И ответственно начинать ее, что открывает ему путь к совершенствованию педагогического мастерства. И тогда он не только развивает свои представления о профессиональных целях, но и свои представления о поведенческих способах эти цели осуществлять. А это ведет к возникновению у школьной доски новых, неординарных сочетаний профессионального целеполагания с технологией профессионального осуществления.

Вячеслав БУКАТОВ,
кандидат педагогических наук

Публикация статьи произведена при поддержке сайта, посвященного неврозам. На сайте приведена информация о видах и симптомах неврозов, причинах и традиционных способах лечения. Приводится личный опыт самостоятельного лечения невроза с помощью психотехники, суть которой изложена в книге, доступной для скачивания с сайта.