ЛИРИКА
1
Ганс и Пьер находятся в тюрьме. Пьер —
француз, небольшого роста, полный, с черными
волосами. Ганс — немец, высокий, худой и
светловолосый. У Пьера желтая кожа и черные усы. У
Ганса здоровый цвет кожи и светлые усы.
2
Гансу и Пьеру становится известно, что
недавно объявили амнистию. По условиям этой
амнистии Пьера выпустят немедленно. О немцах не
говорится ничего, и Ганс должен будет остаться в
тюрьме. Это печалит обоих узников. Они думают:
«Если бы Ганса освободили вместо Пьера...»
(Ганс опытный слесарь. Оказавшись на свободе, он
сможет вызволить из тюрьмы своего друга. Француз
— профессор астрофизики и не в состоянии помочь
никому, даже самому себе. Он бесполезный человек,
но приятный; немец считает его самым хорошим
человеческим существом, которое он когда-либо
встречал. Ганс принимает решение выйти из тюрьмы,
чтобы освободить друга.)
Есть один способ — обмануть стража. Если тот
поверит, что Ганс — это Пьер, тогда Ганса
выпустят. И он сможет вернуться к тюрьме и помочь
Пьеру бежать. Для этой цели они разработали план.
Вот слышатся шаги в коридоре. Это страж! Друзья
приступают к первой фазе плана, поменявшись
усами.
3
Страж входит в камеру и говорит:
— Ганс, шаг вперед.
Оба мужчины делают шаг.
Страж спрашивает:
— Кто Ганс?
Оба пленника отвечают:
— Я.
Страж разглядывает их. Он видит высокого худого
блондина с черными усами и здоровой кожей,
стоящего рядом с маленьким полным брюнетом со
светлыми усами и желтоватой кожей. Несколько
секунд он подозрительно изучает их, затем
признает в высоком немца, а другому, французу,
приказывает выйти.
Узники готовы к этому, они бегут за спину стража и
меняются волосами.
Страж осматривает их, невозмутимо улыбается и
достает классификационный лист. Он определяет,
что высокий черноволосый мужчина с черными усами
и здоровым цветом лица — немец.
Пленники шепотом совещаются и вновь забегают за
спину стража. Ганс пригибается, а Пьер становится
на цыпочки. Страж, который чрезвычайно туп,
медленно поворачивается к ним.
На этот раз задача сложнее. Он видит двух мужчин
одинакового роста. У толстяка светлые волосы,
светлые усы, желтоватая кожа. Другой черноволос,
худощав, с черными усами и здоровой кожей. У обоих
синие глаза — это совпадение. После некоторого
раздумья страж решает, что первый узник — со
светлыми волосами, светлыми усами, желтоватой
кожей, полный — француз.
Пленники в третий раз проскальзывают за его
спину и торопливо советуются.
(У стража водянка и очень плохое зрение. Его
реакции замедленны из-за скарлатины, которой он
переболел в детстве. Он с трудом поворачивается,
часто-часто моргая.)
Пленники вновь обмениваются усами. Один втирает
в кожу пыль, в то время как другой мажет лицо
сажей. Полный становится еще выше на цыпочки, а
худой еще больше пригибается.
Страж видит полного блондина выше среднего
роста, с черными усами и светлой кожей. Слева от
него стоит болезненный черноволосый тип ниже
среднего роста, со светлыми усами. Страж
тщательно изучает их, хмурится, поджимает губы,
достает и перечитывает инструкцию. Затем он
указывает на светлокожего человека выше
среднего роста с черными усами — француз.
Пленник уворачивается. Высокий туже затягивает
пояс вокруг талии, а низкорослый расстегивает
ремень и засовывает под одежду всякие тряпки. Они
снова меняются усами и волосами.
Страж сразу замечает, что фактор «полнота —
худощавость» уменьшился в значимости. Он решает
сравнить цветовые характеристики, но тут
обращает внимание, что у светловолосого черные
усы, а у черноволосого — светлые. Блондин чуть
ниже среднего роста, а кожу можно счесть желтой.
Справа от него стоит человек со светлыми усами
(немного покривившимися) и чистой кожей, брюнет;
он чуть выше среднего роста.
Инструкция бессильна. Тогда страж вытаскивает из
кармана старое издание «Процедуры установления
личности» и просматривает его в поисках
чего-нибудь подходящего. Наконец он находит
пресловутое предписание № 1266 от 1878 года:
«Узник-француз всегда стоит слева, немец —
справа».
— Ты, — говорит страж, указывая на узника слева.
— Пойдешь со мной, француз. А ты, колбасник,
останешься здесь, в камере.
4
Страж выводит пленника, оформляет
бумаги и выпускает его на свободу.
Ночью бежит оставшийся.
(Сбежать из тюрьмы очень просто. Страж потрясающе
глуп. И не только глуп — каждую ночь он
напивается до бесчувствия и кроме того принимает
пилюли от бессонницы. Ему категорически
противопоказана работа стража, но все легко
объяснимо — он сын знаменитого адвоката. В виде
одолжения власти предоставили это место его
физически неполноценному сыну. По той же причине
у стража нет напарника и нет начальства. Он
совершенно одинок, пьян, напичкан наркотиками, и
ничто на свете не может пробудить его. Это мое
последнее слово по данному вопросу.)
5
Два бывших узника сидят на скамейке в
двух милях от тюрьмы. Они выглядят так же, как мы
видели их в последний раз.
Один произносит:
— Я же говорил, что получится! Оказавшись на
свободе, ты...
— Конечно, получилось, — соглашается другой. —
Когда страж выбрал меня, я понял, что это к
лучшему, потому что ты и сам сможешь убежать.
— Минуточку, — перебивает первый. — Уж не хочешь
ли ты сказать, что, несмотря на наши старания,
страж выбрал француза?
— Да, — отвечает второй. — Но это не имело
никакого значения. Если бы выпустили слесаря, он
бы вернулся и помог спастись профессору, а если
бы на свободе оказался профессор, слесарь сам
смог бы бежать. Нам не было нужды меняться
местами.
Первый пристально смотрит на товарища.
— Мне кажется, ты пытаешься украсть мою
принадлежность к французской нации!
— Зачем мне это нужно? — спрашивает второй.
— Потому что ты хочешь быть французом, подобно
мне. И понятно — вон виднеется Париж, где лучше
быть французом, а не немцем.
— Конечно, я хочу быть французом! — восклицает
второй. — Потому что я и есть француз. А город
этот — Лимож, а не Париж.
Первый мужчина немного выше среднего роста,
темноволосый, со светлыми усами, хорошей кожей,
худощавый. Другой мужчина ниже среднего роста, со
светлыми волосами, с черными усами, нездоровой
кожей, склонен к полноте.
Они смотрят друг другу в глаза и видят в них
искренность. Если никто не врет, то один
заблуждается.
— Если никто не врет, — говорит первый мужчина, —
то один из нас заблуждается.
— Согласен, — отвечает другой. — А так как мы оба
честные люди, нам надо лишь проследить этапы
изменения внешности. Если мы сделаем это, то
придем к началу, когда один был небольшого роста,
светловолосым немцем, а второй — высоким
брюнетом, французом.
— Да. Однако разве не у француза были светлые
волосы и не немец был высок?
— Сомневаюсь, — говорит второй. — Но, возможно,
тюремная жизнь повредила мою память, и я уже не
помню, какие черты были у француза, а какие у
немца. Тем не менее я полон желания все с тобою
обсудить и готов согласиться с любыми разумными
предложениями.
— Давай. Могут быть у немца светлые волосы?
— Вполне. Надели его еще светлыми усами, это
подходит.
— Как насчет кожи?
— Желтая, конечно. В Германии влажный климат.
— Цвет глаз?
— Голубой.
— Толстый или худощавый?
— Естественно, толстый!
— Итак, немец — высокий полный блондин с желтой
кожей и голубыми глазами.
— Некоторые детали могут быть неточны, но это
мелочи. Теперь припомним, кто из нас так выглядел.
6
На первый взгляд оба мужчины кажутся
абсолютно одинаковыми или, по крайней мере,
неразличимыми. Это обманчивое впечатление. Надо
помнить, что различия между ними реальны и
независимы от внешности, несмотря на то что
являются воображаемыми. Их может воспринять
любой человек, и именно они делают одного немцем,
а другого — французом.
7
Воспринимать воображаемые различия
надо следующим образом. Вы фиксируете в уме
оригинальные черты каждого, а затем в обратном
порядке проводите все обмены. В итоге вы
окажетесь у исходной точки и безошибочно
определите, кто — воображаемый немец, а кто —
воображаемый француз.
Все очень просто. Другое дело, конечно, зачем вам
это надо.
1971
Перевод с английского В. Баканова
Спонсор публикации статьи: интернет ресурс для детей и их родителей Игры-Малышам.рф – развивающие игры для малышей. Сайт содержит большое количество интересных игр, которые помогут ребенку развить внимание, реакцию, логику, умственные способности и много других качеств. Так же родители смогут найти на сайте полезные статьи, помогающие выбрать правильные методики воспитания с использованием компьютера.