Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2000


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

НАГРУЗКА ДЛЯ РАЗГРУЗКИ

В г. Переславле-Залесском во многих школах оборудованы и функционируют комнаты психологической разгрузки (КПР). Типовое положение о КПР в образовательном учреждении пока не разработано, поэтому мы использовали методические рекомендации М.Л. Кряжевой из Ярославля и опыт работы ряда ярославских школ и детских дошкольных учреждений (ДДУ). Эта информация касается в основном оборудования КПР (требования к оформлению, эргономические требования и пр.), а не содержания работ, выполняемых на этой базе.
Такая комната даже внешне выигрышно отличается от стандартных классов (мягкая мебель, ковер, драпировки, островки живой природы, игрушки). Администрация вправе ожидать от школьного психолога эффективной отдачи от занятий в КПР. Однако психолог, в особенности начинающий, зачастую смутно представляет себе спектр возможных работ, которые можно проводить на базе КПР. Некоторым ориентиром может служить приведенный ниже перечень.

Центр психологической помощи «Доверие»,
г. Переславль-Залесский

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ НА БАЗЕ КПР

Вид работы

Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе

Коррекционно-развивающие занятияс учащимися классов компенсирующего обучения, с неуспевающими

Цикл адаптационных занятий для первоклассников

 Решаемая задача

Повышение уровня школьной зрелости, адаптация к школе

Развитие познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной сфер. Формирование навыков саморегуляции, коммуникативных навыков. Коррекция поведения. Общее оздоровление

Оперативное преодоление первых школьных трудностей, адаптация к школе

Принцип комплектования групп

Группы по 7–10 человек комплектуются по желанию родителей, но с учетом:
— результатов диагностики школьной зрелости
— «Карты наблюдений» для воспитателей ДДУ
— анализа биографических сведений
— диагностической беседы с родителями

Группы по 5–7 человек (в особо сложных случаях — 2–4) комплектуются на базе классов компенсирующего обучения путем деления на подгруппы, в других случаях — по рекомендации учителя с согласия родителей. Основой для комплектования служат результаты индивидуальной психодиагностики, рекомендации ПМПК, наблюдение, данные педагогической диагностики

Группы по 5–7 человек комплектуются по рекомендации учителя с согласия родителей. При комплектовании используются результаты диагностики («Карта наблюдений» для учителя, анкеты для родителей, данные индивидуальной психодиагностики)

Методические средства

Коррекционно-развивающие игры, упражнения, техники для тренировки отдельных компонентов школьной зрелости (саморегуляции, тонкой моторики руки, познавательных процессов, фонематического слуха и др.)
Аутотренинг для детей
Психогимнастика
Ролевые игры

Упражнения, техники, игры, направленные на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой, мотивационной, коммуникативной сфер
Программы детского аутотренинга, релаксационные программы
Упражнения, способствующие формированию и автоматизации основных учебных навыков
Фитотерапия, лечебная физкультура, массаж

Упражнения, техники, этюды, направленные на уменьшение школьной тревожности, коррекцию страхов, оптимизацию самооценки, повышение учебной мотивации и др.
Ролевые игры
Тренинг коммуникативных способностей
Программы детского аутотренинга, релаксационные программы

Необходимое оборудование

Магнитофон, аудиокассеты, подушечки, методические материалы для игр и упражнений, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, небольшие сувениры для поощрений, награждений

Магнитофон, аудиокассеты, подушечки, методические материалы для игр и упражнений, спортивный и игровой инвентарь, оборудование для фитобара, тренажеры, настольные игры, конструкторы, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, небольшие сувениры для поощрений, награждений

Магнитофон, аудиокассеты, подушечки, методические материалы для игр и упражнений, куклы-манекены для ролевых игр, маски, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, небольшие сувениры для поощрений, награждений

Исполнитель

Психологи ДДУ, школьные психологи

Школьные психологи
Дефектолог
Специалисты (педагог, логопед, инструктор лечебной физкультуры, массажист)

Школьные психологи (возможно — педагог начальной школы)

Сроки

Группы могут комплектоваться перед началом учебного года (в августе), а также в течение всего года.
Продолжительность цикла — от 1 до 3 месяцев, по 2–3 занятия в неделю

Группы комплектуются в течение учебного года. Продолжительность цикла не регламентируется (от 2–3 месяцев до года), по 2–3 занятия в неделю. Для классов компенсирующего обучения занятия включаются в учебное расписание. Для остальных категорий учащихся — во второй половине дня

Группы комплектуются в октябре — декабре. Продолжительность цикла — 1–2 месяца, по 2–3 занятия в неделю (вторая половина дня)

Вид работы

Релаксационные занятия

Социально-психологический тренинг

1. Групповое консультирование
2. Психолого-педагогический консилиум.
Работа аналитических групп
3. Семинары. Деловые игры

Решаемая задача

Профилактика утомляемости, психосоматических заболеваний, снижение эмоционального напряжения. Оптимизация функционального состояния

Развитие личности, создание мотивации к саморазвитию, актуализации. Коррекция способов реагирования, форм поведения, формирование эффективных коммуникативных навыков и умений, повышение психологической культуры. Улучшение социально-психологического климата, установление личностно значимых связей между членами группы

Создание ситуации эффективного, психологически комфортного взаимодействия

Принцип комплектования групп

1. Группы численностью до 10 человек (оптимально 5–7) комплектуются по рекомендации учителя, по данным психологической и функциональной диагностики. Возможны индивидуальные занятия
2. Свободное комплектование (по желанию, с учетом указанных в программах противопоказаний). В группах могут заниматься дети любого возраста и педагоги

1. Группы из 7–15 человек (учащиеся среднего и старшего звена, педагоги, воспитатели) комплектуются на основании данных психодиагностики, результатов социально-психологических исследований, обобщенных результатов наблюдений, рекомендаций педагога
2. Если тренинг — часть учебного курса, факультатива, комплектование происходит путем деления на подгруппы
3. Свободное комплектование с учетом указанных в программах ограничений

 1. Нормативный (в соответствии со статусом, должностью, административными указаниями)
2. Свободное комплектование с учетом рекомендаций администрации, психолога

Методические средства

Релаксационные упражнения. Программы детского и взрослого аутотренинга. Психогимнастика, лечебная физкультура, массаж. Фитотерапия

Групповая дискуссия. Ролевые игры. Психодрама. Психогимнастика. Арт-терапия. Различные упражнения и игры. Диагностические средства

Консультирование. Групповая дискуссия. Групповой анализ. Деловая игра. Информирование. Методы оптимизации процесса принятия решений. Экспертиза

Необходимое оборудование

Индивидуальные подушечки, коврики, магнитофон, аудиокассеты, проектор, слайды, оборудование для фитобара, лекарственные травы, ароматизаторы, тренажеры, бумага различных форматов, краски, пластилин

Методические материалы (рисунки, фотографии, схемы и др.), магнитофон, видеомагнитофон, видеокамера, аудио- и видеокассеты, бумага различных форматов, краски, карандаши, визитки, булавки, куклы, маски, реквизит для игр и этюдов, небольшие сувениры

Бумага разных форматов, карандаши, фломастеры, магнитофон, диктофон, аудиокассеты, видеомагнитофон, кассеты, методические материалы, литература, необходимые документы, бланки

Исполнитель

Школьный психолог, психолог ДДУ
Специалисты: инструктор лечебной физкультуры, массажист

Школьный психолог

Школьный психолог
Администрация
Специалисты: дефектолог, логопед

Сроки

В течение учебного года (продолжительность цикла не ограничена). Продолжительность одного занятия — 20–40 мин.
Возможно включение занятий в учебное расписание

Для учащихся пятых классов — после диагностики адаптации в среднем звене (третья четверть)
В остальных случаях — в течение учебного года, лучше в первой его половине

По графику образовательного учреждения

Спонсор публикации статьи: интернет магазин парфюмерии L-Parfum.Ru предлагает приобрести духи оптом. Духи магазина – это высококачественная парфюмерия Венгерского производства. На сайте представлены все известные бренды. Выгодные цены, удобная система заказа, доставка по всей России, и гарантии качества товара, позволят Вам купить духи с минимальными затратами денег и времени.