КОЛЛЕГИ
ПРОДАЖНА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ?
16 декабря в совсем не купеческом городе
Белгороде произошло одно из первых торговых
мероприятий в практике отечественной психологии
— Ярмарка социально-психологических технологий
Что можно взять с бедного школьного
психолога? На первый взгляд кажется, что ничего...
Но если присмотреться повнимательнее, то
оказывается, что не такие уж они и бедные,
поскольку являются обладателями уникального
товара. А любой товар имеет стоимость, а
следовательно, может быть продан (если найдутся
покупатели).
Сотрудники Белгородского областного центра
психолого-педагогической помощи детям решили
провести Ярмарку социально-психологических
технологий. Все желающие представили свой товар
— психологические наработки: программы, циклы
занятий, методики. Короче — все то, что может быть
интересно и полезно коллегам.
Надо отметить, что это мероприятие, к чести
белгородских психологов, явилось их собственным
«know-how» и, насколько мне известно, пока не имеет
аналогов.
В ярмарке приняли участие педагоги-психологи
школ, детских садов и интернатов Белгородской
области. Требования к «товарам» выдвигались
самые строгие. Участники должны были
«представить технологию, дающую максимальную
эффективность в работе с детьми, родителями,
педагогами».
Психологические «торги» привлекли внимание
официальных кругов и средств массовой
информации города (пресса, телевидение). На
открытии ярмарки выступила заместитель
начальника управления образованием С.Н.
Калашникова, которая по-отечески напутствовала
участников.
Мероприятие было одновременно и торжественным и
неформальным. Участники «торгов» и гости
приветливо улыбались и старались, как могли,
поддержать друг друга.
На ярмарке были представлены все 18 районов
области. Многие приехали из самых отдаленных
уголков, где и транспорт-то нормально не ходит.
Несмотря на нехарактерные для декабря слякоть и
дождь, практически все прибыли вовремя.
Белгородский областной центр
психолого-педагогической помощи детям не смог
вместить всех желающих, поэтому место для его
проведения было любезно предоставлено школой №
48.
Как и положено на настоящих торгах, все участники
прошли предварительную жеребьевку, получив
порядковые номера. Представлять «товар» можно
было в произвольном жанре. Поэтому ни один
«продавец» не был похож на другого. Все участники
(21 человек) серьезно подготовились к своему
15-минутному выступлению. Многие привезли с собой
видео- и аудиоматериалы. Многие пользовались
плакатами и схемами, которые вполне «потянули»
бы на защиту полноценной дипломной работы. Кто-то
подготовил свое выступление в жанре презентации.
Не было единообразия и скуки. Все прошло четко и
динамично.
Результаты подводила авторитетная экспертная
группа. В нее входили маститые психологи (13-15
разряда) с практикой работы не менее восьми лет.
Они оценивали каждую технологию по пяти
критериям, которые в совокупности устанавливали
высокую планку. Преодолев ее, можно было не
опасаться аттестации на самый высокий разряд.
Гости, участники и болельщики из «групп
поддержки» искренне сопереживали каждому
владельцу «товара».
Но презентация есть презентация, и за пятнадцать
минут не так-то просто оценить работу и ее
соответствие выдвигаемым требованиям. Помогало
то, что все материалы заранее передавались в
центр, поэтому члены жюри при оценке работ
ориентировались и на их содержание. Эксперты
действовали независимо, поэтому судейство было
объективным.
Надо сказать, что я также оценивала качество
работ и их оригинальность. При подведении итогов
было приятно сознавать, что мои оценки почти
полностью совпали с мнением экспертов.
Членам жюри пришлось несладко...
Устроители конкурса считают, что
главное в этом мероприятии — активное участие в
нем психологов даже из самых отдаленных сельских
районов.
В тяжелой борьбе победили: педагог-психолог
отдела образования администрации Прохоровского
района О.С. Копина (программа «Реализация
коррекционно-развивающего процесса для детей
при нарушении развития личности и трудностях
социально-психологической адаптации»);
педагог-психолог СШ № 12 г. Губкина Т.В. Загарских
(программа «Формирование у детей младших классов
эмоциональной стабильности и положительной
самооценки»); психолог Земской школы № 20 Н.И.
Иванова (социально-психологическая технология
«Философия для детей»).
Приз зрительских симпатий единодушно был
присужден педагогу-психологу Беловской средней
школы Л.Н. Неженцевой, представившей материал по
нетрадиционной работе с подростками. Она
покорила всех эмоциональным рассказом о
школьном подростковом театре.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Областной центр
психолого-педагогической
помощи детям,
г. Белгород
Тел.: (0722) 32-68-54