Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2000

КОЛЛЕГИ

ПРОДАЖНА ЛИ ПСИХОЛОГИЯ?

16 декабря в совсем не купеческом городе Белгороде произошло одно из первых торговых мероприятий в практике отечественной психологии — Ярмарка социально-психологических технологий

Что можно взять с бедного школьного психолога? На первый взгляд кажется, что ничего... Но если присмотреться повнимательнее, то оказывается, что не такие уж они и бедные, поскольку являются обладателями уникального товара. А любой товар имеет стоимость, а следовательно, может быть продан (если найдутся покупатели).
Сотрудники Белгородского областного центра психолого-педагогической помощи детям решили провести Ярмарку социально-психологических технологий. Все желающие представили свой товар — психологические наработки: программы, циклы занятий, методики. Короче — все то, что может быть интересно и полезно коллегам.
Надо отметить, что это мероприятие, к чести белгородских психологов, явилось их собственным «know-how» и, насколько мне известно, пока не имеет аналогов.
В ярмарке приняли участие педагоги-психологи школ, детских садов и интернатов Белгородской области. Требования к «товарам» выдвигались самые строгие. Участники должны были «представить технологию, дающую максимальную эффективность в работе с детьми, родителями, педагогами».
Психологические «торги» привлекли внимание официальных кругов и средств массовой информации города (пресса, телевидение). На открытии ярмарки выступила заместитель начальника управления образованием С.Н. Калашникова, которая по-отечески напутствовала участников.
Мероприятие было одновременно и торжественным и неформальным. Участники «торгов» и гости приветливо улыбались и старались, как могли, поддержать друг друга.
На ярмарке были представлены все 18 районов области. Многие приехали из самых отдаленных уголков, где и транспорт-то нормально не ходит. Несмотря на нехарактерные для декабря слякоть и дождь, практически все прибыли вовремя.
Белгородский областной центр психолого-педагогической помощи детям не смог вместить всех желающих, поэтому место для его проведения было любезно предоставлено школой № 48.
Как и положено на настоящих торгах, все участники прошли предварительную жеребьевку, получив порядковые номера. Представлять «товар» можно было в произвольном жанре. Поэтому ни один «продавец» не был похож на другого. Все участники (21 человек) серьезно подготовились к своему 15-минутному выступлению. Многие привезли с собой видео- и аудиоматериалы. Многие пользовались плакатами и схемами, которые вполне «потянули» бы на защиту полноценной дипломной работы. Кто-то подготовил свое выступление в жанре презентации. Не было единообразия и скуки. Все прошло четко и динамично.
Результаты подводила авторитетная экспертная группа. В нее входили маститые психологи (13-15 разряда) с практикой работы не менее восьми лет.
Они оценивали каждую технологию по пяти критериям, которые в совокупности устанавливали высокую планку. Преодолев ее, можно было не опасаться аттестации на самый высокий разряд.
Гости, участники и болельщики из «групп поддержки» искренне сопереживали каждому владельцу «товара».
Но презентация есть презентация, и за пятнадцать минут не так-то просто оценить работу и ее соответствие выдвигаемым требованиям. Помогало то, что все материалы заранее передавались в центр, поэтому члены жюри при оценке работ ориентировались и на их содержание. Эксперты действовали независимо, поэтому судейство было объективным.
Надо сказать, что я также оценивала качество работ и их оригинальность. При подведении итогов было приятно сознавать, что мои оценки почти полностью совпали с мнением экспертов.

wpe25A.jpg (15576 bytes)

Членам жюри пришлось несладко...

Устроители конкурса считают, что главное в этом мероприятии — активное участие в нем психологов даже из самых отдаленных сельских районов.
В тяжелой борьбе победили: педагог-психолог отдела образования администрации Прохоровского района О.С. Копина (программа «Реализация коррекционно-развивающего процесса для детей при нарушении развития личности и трудностях социально-психологической адаптации»); педагог-психолог СШ № 12 г. Губкина Т.В. Загарских (программа «Формирование у детей младших классов эмоциональной стабильности и положительной самооценки»); психолог Земской школы № 20 Н.И. Иванова (социально-психологическая технология «Философия для детей»).
Приз зрительских симпатий единодушно был присужден педагогу-психологу Беловской средней школы Л.Н. Неженцевой, представившей материал по нетрадиционной работе с подростками. Она покорила всех эмоциональным рассказом о школьном подростковом театре.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Областной центр
психолого-педагогической
помощи детям,
г. Белгород
Тел.: (0722) 32-68-54