Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2000

ПУСТИ, Я НЕ МАЛЕНЬКИЙ!

Как воспитывать детей, знает каждый. За исключением тех, у кого они есть.
Патрик О’Рурк,
американский писатель

Они всегда чего-то хотят. И не просто чего-то, а непременно чего-то запретного. Сначала любимую бабушкину чашку, потом потрогать кипящий суп в кастрюле, затем папин велосипед. И далее по нарастающей: на дискотеку, переночевать у друзей, компанией на юг... Вот, глядишь, и выросли.
А мы что же? Разнообразием не балуем: «не трогай, разобьешь!», «осторожно, обожжешься!», «нельзя, упадешь!», «только через мой труп», «бабушка лучше знает». Слушайте, как же они вообще у нас вырастают самостоятельными?! Может, в борьбе с нашими запретами? В борьбе обретешь ты право свое...
Вот о правах-то сегодня и поговорим.
В школе с ними дело обстоит практически так же, как дома. А часто и так же, как десять-пятнадцать лет назад. Да, знаю, знаю — гуманизация образования, школа поворачивается лицом к ребенку... Все поворачивается, поворачивается, как избушка на курьих ножках, аж скрипит. И не всегда дежурные лозунги становятся руководством к действию.
Вот показательный пример, которым я обязан Марьяне Безруких, директору Института возрастной физиологии РАО.
— У нас в школе весь образовательный процесс перестроен так, чтобы учесть индивидуальность каждого ребенка! — гордо воскликнули учителя на семинаре.
— Хорошо, — согласилась Марьяна Михайловна. — Как у вас контрольные построены?
— Ну, как... — замялись те, — обыкновенно: пара вариантов заданий, потом тетрадки собираем и проверяем.
— А когда звонок звенит, все должны сдать тетради?
— Конечно, а как же иначе?
— Ну а если ребенок у вас медлительный, если он переключается трудно и просто не успевает сделать все задания, он тоже со всеми должен сдавать? Как же тогда насчет учета индивидуальных особенностей?
Молчание. В столкновении лозунга с практикой чистая победа последней.
Получается, что на словах мы все за права ребенка, а как доходит до дела, так все больше норовим надавить и заставить. А можно ли заставить быть умным, внимательным, добрым? Наверное, нет нужды отвечать...
Правда, с кипящей кастрюлей дело обстоит не так просто. Если признавать за ребенком право быть самостоятельным, то пусть пробует, хоть на ощупь, хоть на вкус. Но рядом с кастрюлей уксус, а вот и розетка — и уже до беды недалеко. Значит, забудем о правах, пора и власть употребить?
Надеюсь, вы не ждете от меня морали типа «а на самом деле надо вот так». Не знаю я, как надо. Разве что в каждом случае как-то по-своему, по-новому, не так, как вчера, — ведь они уже выросли, хоть и на один день.
Так это же  не мораль, да и очевидно вполне...

Марк САРТАН