ПУСТИ, Я НЕ МАЛЕНЬКИЙ!
Как воспитывать детей, знает каждый.
За исключением тех, у кого они есть.
Патрик О’Рурк,
американский писатель
Они всегда чего-то хотят. И не просто
чего-то, а непременно чего-то запретного. Сначала
любимую бабушкину чашку, потом потрогать кипящий
суп в кастрюле, затем папин велосипед. И далее по
нарастающей: на дискотеку, переночевать у друзей,
компанией на юг... Вот, глядишь, и выросли.
А мы что же? Разнообразием не балуем: «не трогай,
разобьешь!», «осторожно, обожжешься!», «нельзя,
упадешь!», «только через мой труп», «бабушка
лучше знает». Слушайте, как же они вообще у нас
вырастают самостоятельными?! Может, в борьбе с
нашими запретами? В борьбе обретешь ты право
свое...
Вот о правах-то сегодня и поговорим.
В школе с ними дело обстоит практически так же,
как дома. А часто и так же, как десять-пятнадцать
лет назад. Да, знаю, знаю — гуманизация
образования, школа поворачивается лицом к
ребенку... Все поворачивается, поворачивается,
как избушка на курьих ножках, аж скрипит. И не
всегда дежурные лозунги становятся руководством
к действию.
Вот показательный пример, которым я обязан
Марьяне Безруких, директору Института
возрастной физиологии РАО.
— У нас в школе весь образовательный процесс
перестроен так, чтобы учесть индивидуальность
каждого ребенка! — гордо воскликнули учителя на
семинаре.
— Хорошо, — согласилась Марьяна Михайловна. —
Как у вас контрольные построены?
— Ну, как... — замялись те, — обыкновенно: пара
вариантов заданий, потом тетрадки собираем и
проверяем.
— А когда звонок звенит, все должны сдать
тетради?
— Конечно, а как же иначе?
— Ну а если ребенок у вас медлительный, если он
переключается трудно и просто не успевает
сделать все задания, он тоже со всеми должен
сдавать? Как же тогда насчет учета
индивидуальных особенностей?
Молчание. В столкновении лозунга с практикой
чистая победа последней.
Получается, что на словах мы все за права ребенка,
а как доходит до дела, так все больше норовим
надавить и заставить. А можно ли заставить быть
умным, внимательным, добрым? Наверное, нет нужды
отвечать...
Правда, с кипящей кастрюлей дело обстоит не так
просто. Если признавать за ребенком право быть
самостоятельным, то пусть пробует, хоть на ощупь,
хоть на вкус. Но рядом с кастрюлей уксус, а вот и
розетка — и уже до беды недалеко. Значит, забудем
о правах, пора и власть употребить?
Надеюсь, вы не ждете от меня морали типа «а на
самом деле надо вот так». Не знаю я, как надо.
Разве что в каждом случае как-то по-своему,
по-новому, не так, как вчера, — ведь они уже
выросли, хоть и на один день.
Так это же не мораль, да и очевидно вполне...
Марк САРТАН