Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2000

РЕПОРТАЖ

СЕРЬЕЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

С 30 ноября по 2 декабря в Москве состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Региональная служба специальной психологии: опыт, проблемы, пути решения»

На выставке диагностических, коррекционно-развивающих и дидактических пособий.
Н.Я. Семаго представляет «Диагностический комплект психолога ПМПК»

На конференции по специальной психологии ощущается преемственность поколений психологов. Здесь собираются как молодые специалисты, так и мэтры этой науки. Специальной психологии удалось сохраниться даже в те времена, когда остальные отрасли нашей науки были разгромлены. Дети с дефектами в развитии, к сожалению, существуют всегда, вне зависимости от политических установок.
Состоявшаяся год назад конференция по диагностике отклоняющегося развития (см. «Школьный психолог», №1, 1999 г.) определила, что перед психологами стоит задача воссоздания специальной психологии на новом этапе. Основной нерешенной проблемой остается недостаток квалифицированных специалистов.
В первый день на пленарном заседании обсуждались проблемы, стоящие перед специальной психологией. Выступали ученые — В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, Н.М. Назарова, С.А. Беличева, О.С. Никольская, М.М. Семаго, Л.И. Переслени, В.М. Сорокин и практики — Н.Я. Семаго, Г.В. Грибанова, Н.А. Барышникова, Б.И. Чемоданова, Ю.В. Егошкин, А.Я. Юдилевич.
Наиболее важной проблемой, без решения которой невозможно развитие специальной психологии, В.И. Лубовский считает отсутствие диагностического инструментария, дающего возможность дифференцированно подходить к определению нарушений психического развития у детей. Среди других нерешенных вопросов, по мнению выступавших, — отсутствие нормативно-правовой базы, единого подхода к постановке психологического диагноза, несоответствие диагностического и коррекционного инструментария.

Члены президиума М.М. Семаго, В.И. Лубовский, Н.В. Морозова внимательно отнеслись
к предложению Л.В. Кузнецовой о разработке единых требований к специалистам
Конкурсные работы, представленные на выставке, вызвали большой интерес

Разговор на конференции шел не только о проблемах и недостатках. В области специальной психологии наметился определенный прогресс. Выражается это прежде всего в появлении интересных региональных моделей и наработок. Участники познакомились с ними на «круглом столе» «Региональный опыт создания службы специальной психологической помощи в системе образования». На нем было решено проанализировать и описать наиболее интересные формы и методы работы и рекомендовать их к распространению. Участники конференции считают, что в стране нужно создавать единую модель службы специальной психологии.

В проект решения конференции вошло предложение о создании системы специальной психологической помощи в структуре службы практической психологии.
Собравшиеся единодушно постановили, что нужно считать опыт проведения конференции положительным и сделать это мероприятие ежегодным.
Не остался без внимания вопрос о сохранении дисциплины «Специальная психология» в перечне специальностей педагогических университетов. Письмо в ее защиту было отправлено вице-премьеру правительства РФ В. Матвиенко.
Более того, в президиум поступило предложение ходатайствовать перед Минобразованием России о более эффективной подготовке и переподготовке специалистов в области спецпсихологии.

В проект решения конференции вошли и другие конкретные вопросы: определить статус службы специальной психологии в образовательном процессе и психолого-педагогическом сопровождении детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; разработать пакет отчетной и рабочей документации для работы с этой категорией детей; утвердить количественные показатели нагрузки специалистов в системе специальной психологической помощи.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Минобразование РФ
Тел.: (095) 923-18-19

РАПКиПРО
Тел.: (095) 452-49-00
МГПУ
Тел.: (095) 935-21-10