ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
"ИГРОВЫЕ МИНУТКИ"
Гиперактивные школьники испытывают
дефицит двигательной самореализации. Школьные
правила не позволяют им свободно двигаться во
время урока и даже во время перемены. А дома —
вновь замечания, ограничения.
У импульсивных детей часто наблюдаются и
мышечные зажимы, и непроизвольные, навязчивые
движения. Таким детям не давать двигаться — это
все равно что запрещать дышать. Вот и возникают
внутренние, личностные или внешние,
межличностные конфликты. Это иногда приводит к
психосоматическим проблемам у ребенка, к «уходу
в болезнь».
Однако есть и позитивный выход из данной
ситуации. Если потребность в движении
существует, то ее можно реализовать
организованно.
Всем известные физминутки на уроках позволяют
школьникам подвигаться. Совсем было бы хорошо,
если бы учителя про них не забывали. А то типична
ситуация: план урока не выполняется, многое еще
надо успеть сделать, и физминутка выпадает,
исчезает. Что же представляет собой физминутка?
Пусть это будет игра — подвижная или спокойная, с
определенными правилами, с творческими
телесными самовыражениями. Мы с детьми называем
ее «игровая минутка».
С игрой у школьников связаны приятные эмоции.
Игровая потребность остается актуальной даже в
старших классах.
Такой «игровой минуткой» мы можем начать урок,
если дети перевозбудились на перемене или пришли
с урока физкультуры. И, конечно, в данной ситуации
она должна быть спокойной. Если идет урок с
повышенной интеллектуальной нагрузкой
(например, контрольная работа), то можно выбрать
комбинированный вариант (подвижная и спокойная
игра) в середине урока или при возникновении
первых признаков усталости у детей.
Предлагаем несколько таких коллективных игр для
вашей «минутки» под музыку, с улыбкой. Школьники
встают, выходят из-за парт, и начинаются
«превращения»...
Игра «Гусли-самогуды»
(младшие школьники)
Педагог читает текст, звучит ритмичная
музыка, ученики выполняют движения.
В сказочном дворце,
На высоком крыльце
Звучит громко указ —
Добрым молодцам наказ:
«Кто сумеет танцевать
Так, как гусли нам велят,
Тот и будет помогать
Нашим царством управлять».
Гусли-гусли-самогуды
Распевают песню всюду.
Раз готовы вы, друзья,
Танцевать нам всем пора.
Вот и музыка звучит,
А народ все ждет, стоит.
Ой, пустились плечи в пляс,
Веселей, еще хоть раз.
Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затихать,
Тише музыка играть...
Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься,
Пятки, пальцы и колени
Заплясали как хотели.
Как им весело плясать!
Только стали уставать.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.
Вдох и выдох, покрутись,
Лежебока, эй, проснись!
Вновь поднялись наши плечи.
Выше, выше, резче, резче!
Стали плечи затихать,
Затихать и засыпать...
Щеки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними.
Губы вытянулись в трубку.
Потанцуй еще минутку.
Вновь народ стоит и ждет:
Что нам музыка споет?
Эй, помощник, выходи,
Общий танец закажи!
(Учитель выбирает ученика для показа
движений, а другие школьники все за ним
повторяют.)
Игра «Деревья в лесу»
(младшие школьники, подростковый возраст)
(Звучит музыка.)
Педагог. А теперь — игра. Вы
готовы превращаться? Сейчас мы будем деревьями.
Встаньте друг за другом.
В лесу светило солнышко, и все деревья тянули к
нему свои листочки. Высоко-высоко тянутся, чтобы
каждый листочек согрелся. Пальчики-листочки
танцуют под солнышком. Подул сильный ветер и стал
раскачивать деревья в разные стороны... Но крепко
держатся корнями деревья, устойчиво стоят и
только раскачиваются... Ветер принес дождевые
тучки, и деревья почувствовали первые капли
дождя.
Дотронься своими пальцами до спины впереди
стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто
ласково стучит дождик.
Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть
сильнее... И деревья стали жалеть друг друга.
Гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот
вновь появилось солнышко, деревья обрадовались,
стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили
только необходимую влагу. Почувствовали
свежесть, бодрость и уверенность.
Игра «Помощники»
(младшие школьники)
Педагог. А сейчас поиграем
в помощников, поработаем немного на даче, поможем
бабушке и дедушке. Приготовились!
Бабушка постирала белье, а отжать его не может,
помоги ей: крепко-крепко держи его в кулачках!
Отжимай сильнее, еще сильнее... А теперь стряхни и
повесь на веревку. Если подняться на носки, то как
раз достанешь. Еще немного... Ну вот, с бельем
управились!
Поможем и дедушке. Он посыпает дорожку песком...
Бери песок в руки и равномерно посыпь землю
вокруг себя. Старайся! А чтобы песок лежал плотно,
потопай ножками... Сильнее, еще сильнее!
Ну вот, осталось дрова порубить. Поднимаем топор
высоко-высоко, размахнулись и резко опускаем
прямо на бревно... Ух, получилось! Еще раз
поднимаем... Ух, здорово! Помогай голосом,
размахнись, сильнее!.. Ух, еще раз! Ух... Готово!
А теперь погреемся на солнышке... Почувствовали
тепло во всем теле... Отдохнули?! Пора продолжать
урок!
Марина ПАНФИЛОВА,
психолог комплекса Детский сад — школа
«Рош-образование»,
г. Москва
Тел.: (095) 976-13-87
Спонсор публикации статьи: ООО "ПКФ "АЛЛЕС" – предлагает приобрести универсальные токарные станки по металлу, а так же оснастки и инструменты к станкам. На Ваш выбор большой ассортимент высококачественных станков от ведущих производителей. Компания осуществляет бесплатную доставку товара во все регионы России.