ИГРОТЕКА
АПТЕЧКА ПЕРВОЙ ПОМОЩИ НЕПОСЕДАМ
Задания, позволяющие ученикам на уроке
хотя бы просто подвигать руками, ногами,
туловищем, доставляют им неподдельную радость.
Особенно благодарны за такие задания
непоседливые ученики. Не только у них, но и у
вялых, заторможенных учеников вместе с
неожиданными движениями тела начинают
неожиданно по-новому работать и головы.
Для школьников различные движения, передвижения,
перестановки (особенно если они умело вплетены в
дело) наполняют урочную жизнь полноценными
впечатлениями.
БЫТОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Ученики на клочках бумаги пишут
названия различных бытовых приборов (кофемолка,
утюг, швейная машинка, холодильник,
радиоприемник) и складывают записки в «шапку».
После этого ученики объединяются в команды (5–8
человек), и посыльный из каждой команды достает
из «шапки» название какого-то бытового прибора.
Команды совещаются, как им показать действие
доставшихся приборов, работу их внутренних
механизмов. Ученики договариваются, кто будет
той или иной частью механизма и каким образом им
придется взаимодействовать во время «работы»
бытового прибора.
Затем команды по очереди показывают «работу»
своих приборов-механизмов, а зрители отгадывают,
что это за прибор. Они также оценивают
оригинальность показа.
ОЖИВШИЕ МОДЕЛИ
Задание является модификацией
«бытовых механизмов». Для оживления можно
предложить любую учебную модель, схему, рисунок.
Ученики объединяются в рабочие микрогруппы (3–8
человек).
Необычность задания и ограниченность времени (не
более 4–5 минут на подготовку) заставляют
учеников проявить смекалку. При этом особо
смекалистыми оказываются те ученики, от
вертлявости которых учителя обычно страдают.
По ходу демонстрации результатов оживления
ученики других микрогрупп отгадывают, что именно
оживляли показывающие.
Материалом для задания могут быть:
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Подобные задания можно найти для
любого школьного предмета.
Вячеслав БУКАТОВ,
кандидат педагогических наук,
Александра ЕРШОВА,
кандидат педагогических наук