НАШИ ДЕТИ
ДИАГНОЗ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ
СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У
ДЕТЕЙ
Методические рекомендации
Клиницисты проявляют значительный
интерес к синдрому дефицита внимания с
гиперактивностью (СДВГ) в связи с его высокой
распространенностью в детской популяции (5—9%). У
детей с таким синдромом наблюдаются трудности в
обучении и нарушения в поведении. В целом
проблема имеет большую социальную значимость.
Клиническую картину СДВГ определяют избыточная
двигательная активность, расстройства внимания
и импульсивность поведения, которые
сопровождаются слабой успеваемостью в школе,
заниженной самооценкой. Характерная для детей с
СДВГ двигательная неловкость обусловлена
статико-локомоторной недостаточностью.
Формирование концепции СДВГ имело тесную связь с
развитием представлений о минимальных мозговых
дисфункциях (ММД). В настоящее время ММД
рассматриваются как последствия ранних
локальных повреждений головного мозга,
выражающиеся в возрастной незрелости отдельных
высших психических функций и их дисгармоничном
развитии. СДВГ представляет собой наиболее
распространенный вариант ММД.
Постановка диагноза СДВГ основывается на
критериях десятого пересмотра Международной
классификации болезней (ВОЗ, 1994) для
гипердинамического (гиперкинетического)
синдрома с дефицитом внимания (F-90). Одновременно
используются критерии классификации DSM-IV (1994)
Американской психиатрической ассоциации,
рекомендованные ВОЗ для практического
применения в качестве критериев диагноза СДВГ
(ВОЗ, 1994). Критерии диагноза СДВГ по DSM-IV
приводятся в табл. 1.
В клинической практике чаще всего приходится
встречаться с детской гиперактивностью и
нарушениями внимания, обусловленными СДВГ.
Однако помимо СДВГ эти нарушения могут служить
внешними признаками других состояний. В связи с
этим нами была разработана схема
дифференциального диагноза СДВГ. Основные
принципы дифференциального диагноза СДВГ
приводятся в табл. 2.
СДВГ следует разграничивать с нормальной,
свойственной многим детям высокой двигательной
активностью. Необходимо иметь в виду возможность
проявления индивидуальных особенностей
темперамента, а также то, что функции внимания и
самоконтроля у детей находятся в процессе
естественного развития.
Внимание ребенка неразрывно связано с
мотивацией: дети не склонны уделять внимание
тому или иному занятию до тех пор, пока не поймут,
почему они должны это делать.
В других случаях особенности поведения, в том
числе нарушение внимания и гиперактивность,
могут оказаться реакцией ребенка на психическую
травму, например, на кризисную ситуацию в семье,
развод родителей, плохое отношение к нему,
определение его в несоответствующий класс школы,
конфликт с учителем или родителями.
Николай ЗАВАДЕНКО,
доктор медицинских наук,
доцент кафедры детской
неврологии Российского
государственного медицинского университета, г.
Москва
Таблица 1. Диагностические
критерии СДВГ по классификации DSM-IV (1994)
А. Для постановки
диагноза необходимо наличие |
(1) шести или более из
перечисленных симптомов невнимательности,
которые сохраняются у ребенка на протяжении как
минимум шести месяцев и выражены настолько, что
свидетельствуют о недостаточной адаптации и
несоответствии нормальным возрастным
характеристикам
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
1. Часто неспособен удерживать
внимание на деталях; из-за небрежности,
легкомыслия допускает ошибки в школьных
заданиях, в выполняемой работе и других видах
деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при
выполнении заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление, что ребенок не
слушает обращенную к нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии
придерживаться предлагаемых инструкций и
справиться до конца с выполнением уроков,
домашней работы или обязанностей на рабочем
месте (что никак не связано с негативным или
протестным поведением, неспособностью понять
задание).
5. Часто испытывает сложности в организации
самостоятельного выполнения заданий и других
видов деятельности.
6. Обычно избегает вовлечения в выполнение
заданий, которые требуют длительного сохранения
умственного напряжения (например, школьных
заданий, домашней работы).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома
(например, игрушки, школьные принадлежности,
карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных
ситуациях. |
(2) шести или более из
перечисленных симптомов гиперактивности и
импульсивности, которые сохраняются на
протяжении по меньшей мере шести месяцев и
выражены настолько, что свидетельствуют о
недостаточной адаптации и несоответствии
нормальным возрастным характеристикам
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
1. Часто наблюдаются беспокойные
движения в кистях и стопах; сидя на стуле,
крутится, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время
уроков или в других ситуациях, когда нужно
оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную
активность: бегает, крутится, пытается куда-то
залезть, причем в таких ситуациях, когда это
неприемлемо.
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или
заниматься чем-либо на досуге.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет
себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
6. Часто бывает болтливым.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
7. Часто отвечает на вопросы не
задумываясь, не выслушав их до конца.
8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в
различных ситуациях.
9. Часто мешает другим, пристает к окружающим
(например, вмешивается в беседы или игры). |
В. Некоторые
симптомы импульсивности, гиперактивности и
невнимательности начинают вызывать
беспокойство окружающих в возрасте ребенка до
семи лет. |
С. Проблемы,
обусловленные вышеперечисленными симптомами,
возникают в двух и более видах окружающей
обстановки (например, в школе и дома). |
D. Имеются
убедительные сведения о клинически значимых
нарушениях в социальных контактах или школьном
обучении. |
Согласно принципам классификации DSM-IV,
в случаях полного соответствия наблюдаемой
клинической картины за последние шесть месяцев
одновременно разделам (1) и (2) перечисленных
критериев ставится диагноз сочетанной формы
СДВГ.
Если за последние шесть месяцев отмечалось
полное соответствие симптомов критериям раздела
(1) при частичном соответствии критериям раздела
(2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными
нарушениями внимания».
Если за последние шесть месяцев отмечалось
полное соответствие симптомов критериям раздела
(2) при частичном их соответствии критериям
раздела (1), то используется диагностическая
формулировка: «СДВГ с преобладанием
гиперактивности и импульсивности».
Таблица 2. Дифференциальный диагноз
СДВГ
Состояния и заболевания |
Дифференциально-диагностические
признаки |
Дополнительные
консультации и исследования |
Индивидуальные
особенности темперамента |
Развитие внимания и
других когнитивных функций соответствует
возрастной норме. |
Анализ
анамнестических сведений, психологическое
обследование |
Неврозы и невротические
реакции |
Особенности поведения ребенка
связаны с действием психотравмирующих факторов. |
Анализ анамнестических
сведений, психологическое обследование |
Церебрастенический
синдром при соматических заболеваниях |
Высокая психическая и
физическая истощаемость, частые головные боли,
симптомы вегетативной лабильности. |
Обследование
педиатром, лабораторные и инструментальные
исследования по показаниям |
Побочные эффекты лечения
некоторыми препаратами (антигистаминными
средствами, теофиллином) |
Основными являются болезни
органов дыхания, аллергии (например,
бронхиальная астма). |
Обследование педиатром,
лабораторные и инструментальные исследования по
показаниям |
Резидуальные явления
перенесенной черепно-мозговой травмы,
нейроинфекции, интоксикации |
Когнитивные и
поведенческие нарушения имеют четкую связь с
черепно-мозговой травмой, нейроинфекцией или
интоксикацией, отличаются по своим проявлениям и
возрастной динамике от СДВГ. Обычно более
выражены очаговые неврологические симптомы |
Неврологическое
обследование, лабораторные инструментальные
исследования по показаниям |
Другие формы ММД: дислексия,
дисграфия, дискалькулия |
Нарушения внимания и
гиперактивность являются вторичными симптомами. |
Неврологическое
психологическое обследование |
Заболевания
щитовидной железы |
Наряду с нарушениями
внимания и гиперактивностью наблюдаются
симптомы дисфункции щитовидной железы.
Заболевания щитовид-ной железы могут иметь место
у ближайших родственников. |
Обследование
эндокринологом, анализ гормонального профиля |
Значительное снижение остроты
слуха |
Особенности развития и
поведения отчетливо связаны с дефицитом слуха. |
Анализ анамнестических
сведений, отоневрологическое обследование |
Эпилепсия |
Гиперактивность и
дефицит внимания чаще встречаются при
лока-лизационно обусловленных симптоматических
формах эпилепсии. Они могут быть связаны с
длительным приемом барбитуратов. |
Анализ
анамнестических сведений, неврологическое и
нейрофизиологическое обследование |
Психические расстройства:
патохарактерологическое развитие, олигофрения,
аутизм, шизофрения, маниакально-депрессивный
синдром |
При дифференциальной
диагностике учитываются основные признаки
психических расстройств и особенности развития
детей с этими нарушениями. |
Анализ анамнестических
сведений, обследование психиатром |
Синдром Туретта |
Основным признаком
заболевания являются множественные тики,
включая вокальные. |
Анализ
анамнестических сведений и родословной,
неврологическое обследование |
Наследственные синдромы:
Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видеманна,
фрагильной Х-хромосомы и другие |
Характерно наличие умственной
отсталости и типичных фенотипических признаков. |
Анализ анамнестических
сведений, генетическое обследование,
психоневрологическое обследование |
Спонсор публикации статьи: компания "Магия сада" - предоставляет полный спектр ландшафтных услуг. Ландшафтный дизайн от компании «Магия сада» - это большой перечень работ, начиная с проектирования и подготовки почвы, заканчивая авторскими проектами позволяющими создать на Вашем участке настоящее произведение искусства, которое будет радовать глаз, снимать стресс и дарить чувство гармонии с природой. Все работы по проектировке и изготовлению ландшафтного дизайна участка, осуществляют высокопрофессиональные специалисты Киева, с большим опытом работы.
|