МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕЛЕЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМНаилучший способ помочь детям — это
помочь их родителям. Жили-были два брата-близнеца: Рома и
Дима. Один — послушный, другой — гиперактивный.
Оба добрые, смышленые. Родителями, сестрой,
бабушками-дедушками любимые. Исполнилось им уже
по восемь лет, поумнели-повзрослели, но забот от
Димкиных проделок у взрослых не убавилось.
Мальчик переоценивал себя, был заносчив, обидчив,
нетерпелив, излишне подвижен. ЖИЛА-БЫЛА КУКЛАОднажды братья-близнецы попали на
арт-терапевтические занятия. Это была
экспрессивная проективная арт-терапия, основная
идея которой — изготовление и манипулирование
бумажными «пальчиковыми» куклами. На маленьком
листочке прямоугольной формы необходимо было
нарисовать куклу, а затем склеить бумагу в виде
цилиндра. Одинокая кукла (рассказ Димы)Жила-была кукла на острове Синего моря.
Ее никак не звали. Она жила одна. Дом в два этажа
из кирпичей, нет — из палок. Кукла жила на втором
этаже. Окна из тряпок. Портрет куклы, сделанный ДимойСемья и Дед Мороз (рассказ Ромы)Жила-была кукла по имени Паша со своей семьей. Однажды куклу забрала бабушка на несколько дней. Вернулся Паша, а дома никого нет. Всех съел Серый волк. Как Паша об этом узнал? Вокруг валялись кости. Паша очень расстроился и пошел к Деду Морозу просить, чтобы он вернул семью. Дед Мороз выполнил желание. И еще Паша попросил у Деда Мороза, чтобы на свете не было волков. Портрет куклы. сделанный РомойНеожиданно для заботливых родителей истории благополучного Ромы и гиперактивного Димы оказались по эмоциональным оттенкам во многом схожими, причем мальчики не слышали рассказов друг друга. РИСУЕМ СЕМЬЮОбнаруженные проблемы близнецов подтвердились и в проективных тестах «Рисунок семьи», «Дом-Дерево-Человек». Рисунок семьи ДимыПервой Дима начал рисовать старшую сестру. Смеялся, раскрашивая юбку в полоску красным и кирпично-коричневым цветами. А когда завершил работу, решил, что это — мама. В итоге, сестру Люду нарисовал последней, в черном платье. Сказал, что видел у нее такое. Папа получился в фиолетовой рубашке, сам Дима — в оранжевой, Рома — в зеленой. Брюки у всех черного цвета. Рисунок семьи РомыРома изобразил два пустых помещения без людей. На вопрос, почему же здесь никого нет, он ответил, что нарисовал коридор и кухню. А там никто не живет. Лампа и стены коридора выполнены простым карандашом. Диван — темно-зеленый, с коричневыми подлокотниками. Шторы на окне в кухне — желто-золотые. (Цвет выбирал долго. Потом вспомнил, что у него есть в портфеле ручка с «золотой» пастой. Показал, как пишет. Затем стал рисовать окно.) Данная методика позволяет получить
представление о субъективной оценке ребенком
родительской семьи, своего места в ней, о
взаимодействии с другими ее членами. У МЕНЯ ЕСТЬ ТРИ ЖЕЛАНИЯ...При выполнении методики «Дом-Дерево-Человек» рисунки, на первый взгляд, получились симпатичными и будто бы веселыми. А рассказы к ним были такими. Летнее утро в саду (рассказ Димы)У дерева — три желания: иметь много друзей, уметь разговаривать, долго жить. У него есть враги: дятлы и червяки. Вообще-то оно может погибнуть, но, наверное, друзья помогут. Дереву лучше летом, когда солнце светит... Если тучи, пасмурно, то грустно... Тучи на рисунке — плохие. Солнце? Это дальний родственник. Кусты — друзья. Справа — старый друг. (Подумал.) Вожатая из лагеря. Слева — маленький. Ему 14 лет. (Долго молчал.) Это — Люда. (Люда — старшая сестра. Ей почти 17 лет.) В первом рассказе дерево было мальчиком. Через некоторое время Дима сказал, что вообще-то он рисовал дерево-девочку. Ему 15 лет. Это — Люда. Рисунок дерева ДимыЛето (рассказ Ромы)Дереву семь лет, это мальчик. Настроение у него веселое, когда светит солнце. Солнце — это мама. Но когда от солнца слишком жарко, дерево охраняют тучки: папа и сестра. Хотя часто от тучек тень, тогда дереву одиноко, холодно, грустно. Настроение портится, когда опадают листья или их отрывает сильным ветром — ураганом. Он может быть даже летом. Правда, летом не так страшно, как осенью. Дерево может погибнуть, если солнце его высушит. Враги дерева: ветер, осень, солнце. Три желания: долго жить, чтобы хватило воды (много воды), чтобы был верный друг. С обеих сторон дерева изображены цветы: справа — брат, слева — сестра. Рисунок дерева РомыТаким образом, братья-близнецы,
несмотря на существенные отличия в поведении,
испытывают высокую тревожность, незащищенность,
страх, потребность в эмоциональной поддержке,
принятии. ДОМАШНЯЯ ТЕРАПИЯДля коррекции семейных отношений
можно посоветовать домашние занятия с
элементами арт-терапии. Техника с бумажными
«пальчиковыми» куклами проста и доступна. Здесь,
конечно же, важны не художественные достоинства
изделия, а творческая деятельность. У ребенка и
взрослых благодаря игровой ситуации появляется
возможность искренне выразить свои чувства,
узнать подлинные переживания друг друга,
рассказать о себе и своих проблемах. Что в
конечном итоге приводит к катарсису (состоянию
внутреннего очищения). Постепенно меняется стиль
отношений между членами семьи и, соответственно,
поведение детей. Ребенок становится более
успешным, чувствует себя защищенным и уверенным. Людмила ЛЕБЕДЕВА, Спонсор публикации статьи: автономная некоммерческая организация «Центр Судебных Экспертиз» - предлагает такие услуги, как экспертиза техники, инженерные, экономические и другие виды экспертиз. Более подробно ознакомиться с деталями технической экспертизы, а также получить отзывы об АНО "Центр Судебных Экспертиз" можно по адресу: www.sud-expertiza.ru. Высококлассные специалисты центра осуществят экспертизу в самые краткие сроки. |