ТЕТ-А-ТЕТ
ПАРОЧКА СЕКРЕТОВ
Мы с Татьяной Земских прошли в этом
учебном году суровую школу ведения
психокоррекционной группы для гиперактивных
младших подростков и готовы поделиться парой
скромных «секретиков».
«Секретик» первый
Если дети зашли в комнату, где будут
проходить занятия, раньше нас, ведущих, они
немедленно встали там «на уши» и вернуть их в
рабочее состояние невероятно трудно. Посему мы
придумали ритуал вхождения в комнату.
В назначенный час мы собираемся перед закрытой
дверью, каждый получает небольшой квадратный
лоскут материи (размером с шейный платочек).
Ведущий дает задание: войдя в комнату, выбрать
место, встать или сесть на лоскуток, изобразив из
себя ...(содержание задания каждый раз разное,
скажем сказочного персонажа, экспонат из музея
забытых вещей, экспонат в магазине бытовой
техники 2100-го года и т.д.), и замереть.
Все мы входим в комнату по очереди, с интервалом
примерно в 30–40 секунд и замираем. Последним
входит ведущий. Он включает один из экспонатов,
который рассказывает о себе (или показывает).
Ведущий должен догадаться, о ком речь. Затем он
занимает место «разгаданного» на его коврике, а
тот идет включать следующий экспонат. И так, пока
не разгадают всех.
Основной смысл этого действия — настроить ребят
на работу с первых секунд занятия. Кроме того,
такая игра выполняет роль группового ритуала.
Роль ведущего могут выполнять и сами дети, они же
могут придумывать содержание действия на
коврике на этом или ближайшем занятии.
«Секретик» второй
Все знают, какая это непростая работа
— удержать на месте, включить в спокойное
действие и (особенно!) обсуждение гиперактивного
ребенка 9–10 лет. Между тем, именно им очень нужен
опыт саморегуляции, опыт удержания своего
внимания, сдерживания непроизвольных движений и
эмоций.
Для этого лучше всего подходят простейшие
приемы. Например, наши дети очень любят игру «бой
подушками» (у одного ребенка к ноге привязан
колокольчик, у другого завязаны глаза и в руке —
небольшая легкая подушечка в большой наволочке,
которой он, ориентируясь по звуку, должен попасть
в партнера). В ней участвуют двое, а желают,
естественно, все.
Выбор игроков производится следующим образом.
Дети и ведущий на пальцах двух рук выкидывают
произвольное количество пальцев. Оно
суммируется, и ведущий по кругу ведет отсчет. На
кого попадет конечное число — бегает с
колокольчиком. Для выбора второго игрока все
повторяется еще раз.
Скучно? Очень. Но удивительное дело: дети каждый
раз норовят выбросить максимальное число
пальцев, а так как их у нас пять, получается число,
близкое к 50-ти. И пока ведущий медленно и вдумчиво
ведет счет, наши гиперактивные детки стоят,
затаив дыхание. А хитрым ведущим только того и
надо!
А какие «секретики» есть у вас?
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук