Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2000


ТЕТ -А-ТЕТ

ШАГ НАЗАД - ПУТЬ К РАДОСТИ

Просьба завуча — подтвердить необходимость перевода ребенка из второго класса в первый — оказалась неожиданной. Основой для волнения служило то, что ребенок отказывается учиться и не справляется с нагрузкой. Мама и классный руководитель были согласны с решением завуча.
Неожиданное всегда требует более аккуратного, пристального подхода. Сначала следует установить, что решение завуча правильное — ребенку действительно трудно обучаться и он не справляется с программой второго класса. Если это подтвердится, то нужно обратить внимание на адаптацию ребенка в новом классе. Такую стратегию я выработала перед встречей с мальчиком.
Когда я впервые увидела Артема Н., внешне все казалось благополучно. Веселый, смышленый мальчишка. Из беседы с мамой выяснилось, что ему только семь лет и в этом году их семья переехала из Ростова-на-Дону. Ребенка определили по настоянию матери во второй класс, хотя по возрасту он соответствует первому. Мама объяснила учителям, что в пять лет он учился по специальной программе нулевого класса, а в шесть — в гимназии, где освоил программу первого класса. Выяснилось и то, что, когда у Артема возникли трудности с обучением, мама наняла репетиторов, чтобы его «подтянуть». Принудительное обучение продолжалось до тех пор, пока ребенок не отказался посещать школу.
В ходе психологического обследования ребенка стало ясно, что его ведущей деятельностью является игровая, а не учебная. Все задания он сводит к игре. Возникает ощущение, что ему не дали доиграть тогда, когда это было возможно. Перейдя во второй класс, где требования к ученикам возросли по сравнению с первым, в учебной деятельности мальчика появились сбои. Когда углубленное диагностическое обследование подтвердило необходимость перевода Артема в первый класс, я спросила его, хочет ли он переходить. И мама, и завуч уверяли меня, что он совершенно безболезненно на это реагирует. Но когда ответил сам Артем и при этом напряженно засмеялся, что-то заставило меня насторожиться.
С этого момента активизировалась вторая часть моей стратегической работы — помощь ребенку в адаптации в новом классе. Я понимала, что если мы переведем мальчика, не обратив внимание на его переживания, то совершим серьезную ошибку и процесс адаптации затянется на несколько месяцев, что негативно повлияет на учебу.
В работе с Артемом я решила воспользоваться игровым приемом. Разложила перед ним разные игрушки и предложила выбрать понравившуюся. Он выбрал «Черепашку-ниндзя». Затем мы вместе проигрывали различные школьные и домашние ситуации, которые я моделировала. Везде в главной роли был «Черепашка». Все остальные роли через другие игрушки озвучивала я.
Нашей первой ситуацией был ответ Артема у доски во втором классе. И, как в реальности, был разыгран неуспех. Артем смеялся, но смех был напряженным.
Вторая ситуация — разговор с мамой о переходе в первый класс. Неожиданно Артем заговорил серьезно и грустно. Он сказал, что не хочет переходить, что у него в этом классе уже есть друзья, а в другом их не будет, что ребята из нового класса будут смеяться над ним, потому что его перевели.
Следующей ситуацией была встреча Артема с ребятами первого класса. Я разыгрывала доброжелательных детей, но «Черепашка-ниндзя» всех их побил палкой. Стало абсолютно ясно, что мальчик не хочет переходить в другой класс и очень переживает по этому поводу. Более того, при переходе в другой класс у него может проявиться направленная агрессия на одноклассников, что еще больше затруднит процесс адаптации.
Далее процесс консультации с помощью игровых приемов строился следующим образом. Мы повторили несколько раз ситуацию неуспеха во втором классе, а затем переход в первый класс, где его доброжелательно принимают, где он попадает в ситуацию успеха в учебной деятельности. Кроме того, проиграли ситуацию разговора Артема с друзьями из второго класса, где он объяснял, почему решил перейти в первый класс. При этом они договорились встречаться на переменах, гулять и играть вместе вне школы. После всех проигранных ситуаций разыграли еще одну — повторный разговор с мамой. Настроение у Артема на этот раз было другое — не было грусти и беспокойства.
После консультации в беседе с мамой было решено: занятия с репетитором пока не проводить и по возможности уменьшить внешкольную учебную нагрузку.
После перевода в первый класс я наблюдала этого ребенка в течение трех недель. Адаптация Артема Н. прошла успешно: он учится хорошо, сложностей не испытывает, мотивация к учению положительная, нашел в классе нового друга.

Марина КЕВБРИНА,
психолог школы № 942,
г. Москва