ТЕТ -А-ТЕТ
ШАГ НАЗАД - ПУТЬ К РАДОСТИ
Просьба завуча — подтвердить
необходимость перевода ребенка из второго
класса в первый — оказалась неожиданной. Основой
для волнения служило то, что ребенок
отказывается учиться и не справляется с
нагрузкой. Мама и классный руководитель были
согласны с решением завуча.
Неожиданное всегда требует более аккуратного,
пристального подхода. Сначала следует
установить, что решение завуча правильное —
ребенку действительно трудно обучаться и он не
справляется с программой второго класса. Если
это подтвердится, то нужно обратить внимание на
адаптацию ребенка в новом классе. Такую
стратегию я выработала перед встречей с
мальчиком.
Когда я впервые увидела Артема Н., внешне все
казалось благополучно. Веселый, смышленый
мальчишка. Из беседы с мамой выяснилось, что ему
только семь лет и в этом году их семья переехала
из Ростова-на-Дону. Ребенка определили по
настоянию матери во второй класс, хотя по
возрасту он соответствует первому. Мама
объяснила учителям, что в пять лет он учился по
специальной программе нулевого класса, а в шесть
— в гимназии, где освоил программу первого
класса. Выяснилось и то, что, когда у Артема
возникли трудности с обучением, мама наняла
репетиторов, чтобы его «подтянуть».
Принудительное обучение продолжалось до тех пор,
пока ребенок не отказался посещать школу.
В ходе психологического обследования ребенка
стало ясно, что его ведущей деятельностью
является игровая, а не учебная. Все задания он
сводит к игре. Возникает ощущение, что ему не дали
доиграть тогда, когда это было возможно. Перейдя
во второй класс, где требования к ученикам
возросли по сравнению с первым, в учебной
деятельности мальчика появились сбои. Когда
углубленное диагностическое обследование
подтвердило необходимость перевода Артема в
первый класс, я спросила его, хочет ли он
переходить. И мама, и завуч уверяли меня, что он
совершенно безболезненно на это реагирует. Но
когда ответил сам Артем и при этом напряженно
засмеялся, что-то заставило меня насторожиться.
С этого момента активизировалась вторая часть
моей стратегической работы — помощь ребенку в
адаптации в новом классе. Я понимала, что если мы
переведем мальчика, не обратив внимание на его
переживания, то совершим серьезную ошибку и
процесс адаптации затянется на несколько
месяцев, что негативно повлияет на учебу.
В работе с Артемом я решила воспользоваться
игровым приемом. Разложила перед ним разные
игрушки и предложила выбрать понравившуюся. Он
выбрал «Черепашку-ниндзя». Затем мы вместе
проигрывали различные школьные и домашние
ситуации, которые я моделировала. Везде в главной
роли был «Черепашка». Все остальные роли через
другие игрушки озвучивала я.
Нашей первой ситуацией был ответ Артема у доски
во втором классе. И, как в реальности, был
разыгран неуспех. Артем смеялся, но смех был
напряженным.
Вторая ситуация — разговор с мамой о переходе в
первый класс. Неожиданно Артем заговорил
серьезно и грустно. Он сказал, что не хочет
переходить, что у него в этом классе уже есть
друзья, а в другом их не будет, что ребята из
нового класса будут смеяться над ним, потому что
его перевели.
Следующей ситуацией была встреча Артема с
ребятами первого класса. Я разыгрывала
доброжелательных детей, но «Черепашка-ниндзя»
всех их побил палкой. Стало абсолютно ясно, что
мальчик не хочет переходить в другой класс и
очень переживает по этому поводу. Более того, при
переходе в другой класс у него может проявиться
направленная агрессия на одноклассников, что еще
больше затруднит процесс адаптации.
Далее процесс консультации с помощью игровых
приемов строился следующим образом. Мы повторили
несколько раз ситуацию неуспеха во втором
классе, а затем переход в первый класс, где его
доброжелательно принимают, где он попадает в
ситуацию успеха в учебной деятельности. Кроме
того, проиграли ситуацию разговора Артема с
друзьями из второго класса, где он объяснял,
почему решил перейти в первый класс. При этом они
договорились встречаться на переменах, гулять и
играть вместе вне школы. После всех проигранных
ситуаций разыграли еще одну — повторный
разговор с мамой. Настроение у Артема на этот раз
было другое — не было грусти и беспокойства.
После консультации в беседе с мамой было решено:
занятия с репетитором пока не проводить и по
возможности уменьшить внешкольную учебную
нагрузку.
После перевода в первый класс я наблюдала этого
ребенка в течение трех недель. Адаптация
Артема Н. прошла успешно: он учится хорошо,
сложностей не испытывает, мотивация к учению
положительная, нашел в классе нового друга.
Марина КЕВБРИНА,
психолог школы № 942,
г. Москва