Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2000


НОВОСТИ
Ноябрь - декабрь 1999

УФА

16 декабря 1999 года в центре медико-психолого-педагогической службы «Саторис» стартовал очередной трехмесячный обучающий марафон

Руководители региональных, городских и районных психологических служб всерьез озабочены совершенствованием работы психологов. В центре «Саторис» Орджоникидзевского района города Уфы немало сделано для решения этой проблемы. Специалистами центра разработан цикл разнообразных обучающих программ. Эти программы адресованы психологам, социальным педагогам, учителям, руководителям школ.
Трехмесячный обучающий марафон представляет собой цикл семинарских занятий для школьных психологов. Цель этих занятий — разработка эффективной стратегии взаимодействия психолога с педагогическим коллективом.
Тематика занятий меняется в зависимости от пожеланий психологов. Они могут выносить на рассмотрение и обсуждение те вопросы, которые для них наиболее интересны. Занятия проходят раз в неделю, поэтому, вернувшись в свою школу, каждый психолог имеет возможность применить на практике полученные знания и умения, а потом на занятиях обсудить свои успехи или неудачи.
Есть и более длительные курсы, в частности программа экспериментальной работы «Комплексная социально-психологическая поддержка школы». Этот уникальный цикл рассчитан на три года. В первый год обучения прорабатываются возможные проблемы на уровне «учитель—ученик», во второй год — «учитель—родители», в третий год — «учитель—учитель», «учитель—администрация школы».
Программа включает теорию и концепцию работы школьного психолога, диагностику, коррекционную работу. Параллельно проходят различные тренинги, в их числе и тренинг личностного роста.
Сейчас в центре разрабатывается новый курс по планированию работы школьного психолога. На нем будет «очерчен» круг его первоочередных обязанностей. По мнению специалистов центра, это очень важно, особенно для начинающих психологов, которые часто стремятся «объять необъятное».

Центр медико-психолого-педагогической
службы «Саторис»
Орджоникидзевского района г. Уфы
Тел.: (3472) 42-19-19

Спонсор публикации статьи: интернет блог Владимира Бурханова http://www.burhanov88.ru. Блог содержит много полезных материалов, которые помогут мотивировать себя на достижения желаемой цели, осуществить личностный рост, заняться планированием и своим здоровьем. Свежие статьи помогут Вам провести время интересно и с пользой.


ВОЛОГДА

25 декабря 1999 года Центр гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» отметил свое десятилетие

Одно из традиционных направлений работы центра — обучение и повышение квалификации психологов и других специалистов. Центр помогает повышать социально-психологическую компетентность всем, для кого общение является рабочим инструментом.
Сотрудники центра стремятся к тому, чтобы это обучение было регулярным и им было бы охвачено как можно больше психологов системы образования.
Жизнь вологодских психологов, по их собственному признанию, проходит в постоянной борьбе за право на существование. В отличие от других российских регионов в Вологодской области психологическая служба окончательно еще не сформирована. Среди специалистов мало квалифицированных. Во многих случаях психологами работают педагоги, не имеющие даже девятимесячной подготовки, или... экстрасенсы.
«Печально, что психологической службы нет, есть лишь отдельные школьные психологи», — констатируют руководители центра «Развитие». Правда, сейчас наметилась позитивная тенденция: в декабре кафедра психологии Вологодского государственного педагогического университета разделилась на два потока. Один из них будет готовить практических психологов, другой — специалистов для работы в системе образования.
Связующим и координирующим звеном для психологов Вологды является не только Центр гуманитарных исследований и консультирования «Развитие», но и открытый полгода назад кабинет школьной психологии при Институте развития образования.
Сотрудники этих учреждений решили оценить реальные возможности психологов, работающих в системе образования, и определить для них функциональные обязанности. Для этого среди психологов города проводился своеобразный мониторинг. Им предлагалось оценить различные обязанности по следующим параметрам:

— часто ли мне приходится заниматься этим видом деятельности;
— надо ли этим заниматься;
— насколько я умею это делать.

Эта информация была положена в основу ежегодного аналитического отчета.
Другая часть исследования была посвящена тому, как директора школ воспринимают психолога. Здесь получены интересные результаты. Руководители тех школ, где нет психолога, оценивают его значение для школьной жизни гораздо выше, чем те, у кого он есть. Поэтому, считают сотрудники кабинета школьной психологии, необходимо четко определить «функционал» психолога.
Правда, не все так плохо в городе Вологде, как это может показаться на первый взгляд. В чем-то местные психологи даже «впереди планеты всей».
С 1 октября 1999 года при Вологодском государственном педагогическом университете работает психологическая служба для студентов. Сейчас консультативный прием студентов ведут опытные психологи. Руководитель службы Елена Васильева считает, что со временем к работе этой службы можно постепенно подключать и студентов-психологов, для которых это будет самой лучшей практикой.

Центр гуманитарных исследований
и консультирования «Развитие»
Тел.: (8172) 25-40-89


КАЛУГА

25 ноября 1999 года  в областном психологическом центре состоялся методический совет для психологов интернатных учреждений и детских домов Калужской области по теме «Психологическое благополучие и неблагополучие современных воспитанников интернатных учреждений и детских домов»

К этому совету специалисты центра готовилось давно. Информация о нем была опубликована в сентябрьском (№ 22) выпуске «Информационно-методического бюллетеня». С этим периодическим изданием «Школьный психолог» знакомил своих читателей (см. № 40, 1999 г.).
Хорошо известно, что дети, которые с раннего возраста находятся в детских учреждениях интернатного типа, существенно отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Поэтому методический совет поставил задачу: «обозначить специфические зоны отставания в психическом развитии детей интернатных учреждений Калужской области и найти пути эффективного преодоления этих трудностей».
На методический совет собрались практически все психологи детских домов и интернатов (а их в области более тридцати). При обсуждении были выделены основные проблемные зоны психологического неблагополучия: ребенок—воспитатель, ребенок—учитель, ребенок—окружение. Каждая из них имеет свои особенности и соответственно нуждается в различных подходах в работе.
Ориентируясь на это, психологи делились своими наработками по разрешению различных проблем, возникающих у их подопечных. А рассказать им было о чем, тем более что ряд детских домов и интернатов области работает по «Программе исследования психологических особенностей воспитанников интернатных учреждений», разработанной сотрудниками областного центра.
Основные результаты и выводы, а также наиболее интересные выступления будут опубликованы в очередном выпуске «Информационно-методического бюллетеня».
Прошедший методсовет не является единичным мероприятием, посвященным работе с такими детьми. В феврале сотрудники Калужского областного психологического центра планируют провести совещание «Роль психолога в формировании здорового образа «Я» у воспитанников интернатных учреждений». С сентября по май в области проходит смотр-конкурс профессионального мастерства педагогов-психологов интернатных учреждений. Он призван выявить тех, кто работает творчески, и поощрить самых талантливых.

Калужский областной
психологический центр
Тел.: (0842) 53-13-06


ЛИПЕЦК

22—23 декабря 1999 года Департамент образования и науки администрации Липецкой области, Институт усовершенствования учителей, Областной центр психолого-педагогической и социальной помощи детям и подросткам провели совместный семинар «Социально-медицинские, педагогические и психологические проблемы реабилитации детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию»

На семинар собрались специалисты из разных сфер и служб области, причастных к проблемам детей, переживших насилие или жестокое обращение. В работе семинара активно участвовали представители областной администрации, преподаватели вузов, сотрудники УВД, врачи, практические психологии и социальные педагоги.
Для успеха реабилитационной работы с детьми большое значение имеет совместная деятельность психологов и социальных педагогов.
Особое внимание было уделено работе с семьями пострадавших детей. Эта область психолого-педагогической деятельности является наиболее сложной. Здесь липецким специалистам предстоит поиск подходов к диагностической и психокоррекционной работе.
Собравшиеся познакомились с системой работы учреждений государственной поддержки и опеки детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию в семье. На «круглом столе» были подведены итоги и намечены перспективы совместной деятельности всех служб области по реабилитации пострадавших детей.

Областной центр
психолого-педагогической
и социальной помощи
детям и подросткам.
Тел.: (0742) 47-31-98, 47-32-07


РОСТОВ-НА-ДОНУ

9 декабря 1999 года в Областном психолого-педагогическом и медико-социальном центре прошел семинар «Профилактика аддитивного поведения детей и подростков»

На нем присутствовали психологи, социальные педагоги и методисты области. Сотрудники центра были приятно удивлены: семинар собрал гораздо больше участников, чем планировалось.
Приехавшие не были разочарованы. Они познакомились с новейшими практическими наработками по профилактике отклонений в поведении детей и подростков, получили много ценной информации.
В рамках семинара прошла встреча с представителями различных общественных организаций, которые помогают трудным детям. Собравшиеся узнали адреса и номера телефонов организаций, куда можно направить ребенка для оказания ему специализированной помощи.
Специалисты центра разработали памятки для родителей и подростков, попавших в трудную ситуацию. Здесь содержится краткая информация, предостерегающая ребенка от отчаянного поступка, приводятся номера телефонов доверия и социально-психологических центров. Такие памятки получили все участники семинара.

Областной психолого-педагогический
и медико-социальный центр
г. Ростов-на-Дону
Тел.: (8632) 64-17-92