Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ

Вариативная методика

Психологи нашего центра проводят диагностику, коррекционно-развивающие занятия с детьми, занимаются просвещением и оказывают методическую помощь психологам области.
Специалисты центра в целях оказания методической помощи психологам области выбирают из большого количества методик наиболее легкие в обработке и изготовлении.
Хочу поделиться опытом использования одной из известных методик «Образная память». Она проста в обращении и за короткое время позволяет обследовать большое количество учащихся разных возрастных групп.

Цель

Изучение кратковременной памяти.

Материалы

Лист ватмана с 16 образами. Они могут быть различными, в нашем примере это: роза, молоток, часы, светофор, черепаха, лев, машина, корабль, звезда, цифра «5», треугольник, рыба, весы, круг, дверь, буква «к».

Первые два ряда (8 образов) предъявляют детям дошкольного возраста, закрыв два нижних ряда бумагой. Три ряда для запоминания (12 образов) предъявляют младшим школьникам, закрыв последний ряд. Все ряды (16 образов) предлагается запомнить детям подросткового возраста.

Порядок работы

Диагностика проводится с группой детей. Таблица вывешивается на стене только после инструкции.

Инструкция

В течение 20 секунд запомните максимальное количество изображенных на таблице образов. После того как таблица будет убрана, вы должны в течение одной минуты нарисовать или описать словесно те образы, которые вы запомнили.

Оценка результатов

Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. Для дошкольников норма — 4 и более, для младших школьников — 5 и более, для подростков — 6 и более.

Наталья СТЕБЕНЕВА,
практический психолог,
Липецкий областной центр
психолого-педагогической, социальной помощи детям и подросткам