НЕКРУГЛАЯ ДАТА
ПРОВОКАЦИЯ ДЖЕНСЕНА
Редкая
научная публикация способна вызвать острейшие
политические дебаты. Американскому психологу
Артуру Дженсену это однажды удалось. В конце
шестидесятых его имя не сходило с газетных полос,
а в 1970 году журнал Life процитировал сенатора
Дэниела Мойнихена, утверждавшего: «Ветры
Дженсена бушуют над Капитолием». Кто же такой
этот Дженсен и как ему удалось поднять такую
бурю?
КОМУ НЕ ДОСТАЛОСЬ ИНТЕЛЛЕКТА
21 февраля 1969 года престижный
журнал Harvard Educational Review опубликовал на 123 страницах
в качестве главного материала номера статью
Артура Дженсена, профессора педагогической
психологии и психолога-исследователя
Калифорнийского университета. Статья называлась
«Насколько мы можем повысить IQ и школьную
успеваемость?».
В этой длинной, изобилующей статистическими
выкладками и техническими подробностями статье
Дженсен дал простой ответ на этот вопрос. По его
мнению, любые педагогические усилия,
направленные на повышение уровня умственных
способностей и академической успеваемости,
крайне малоэффективны. Причина этого виделась
автору в том, что интеллект генетически
предопределен и не подвержен значительным
изменениям в течение жизни. Более того, среди
разных рас и социальных групп интеллект
распределен в неравной степени. Проще говоря,
одни классы и народы в целом глупее других, и
любые попытки изменить эту генетическую
закономерность практически бесполезны. С нею
просто необходимо считаться, соответственно
планируя социальную политику.
Дженсен начинает свою статью драматическим
утверждением, что компенсаторное обучение
потерпело крах. Такое обучение получало широкую
финансовую поддержку с начала 60-х годов. Оно
рассматривалось как одно из средств,
«компенсирующих» жизнь в нищете, слабое
здоровье, скудное питание, скученность, то есть
все то, с чем сталкиваются и от чего страдают
миллионы детей из малообеспеченных семей,
принадлежащих преимущественно к национальным
меньшинствам, в первую очередь — чернокожим.
Финансировалось проведение программы «Хэд
Старт» и других программ предшкольной
подготовки десятков тысяч детей в течение восьми
летних недель. Кроме того, круглый год
действовали широкомасштабные программы,
помогающие детям из малообеспеченных семей
подготовиться к регулярным занятиям в школе.
В своей статье Дженсен утверждает, что все эти
программы потерпели неудачу, так как они
исходили из тезиса о равных интеллектуальных
возможностях всех детей. Компенсаторное
обучение основывалось на гипотезе депривации,
согласно которой «отставание в учебе является в
значительной степени результатом социальной,
экономической и образовательной депривации и
дискриминации».
Дженсен отвергает эту гипотезу. Объяснение
школьной неуспеваемости детей из негритянских и
других бедных семей, по его мнению, заключается в
значительных различиях во врожденном интеллекте
у белых и темнокожих. Ссылаясь на тот факт, что
коэффициент интеллекта у белых детей из
обеспеченных семей в среднем на 11 единиц
превышает IQ негритянских детей, Дженсен приходит
к выводу, что данное различие обусловлено
генетическими причинами и коррекции не
поддается.
НЕ ЗАСОРЯЙТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
В конце шестидесятых бытовало
убеждение, что интеллект — столь же объективная
и легко измеряемая характеристика человека, как
вес или рост, и Дженсен полностью разделял это
убеждение. Тесты IQ, считал он, позволяют довольно
точно измерить различия в интеллекте между
индивидами, расами и классами. 78 страниц своей
статьи он посвятил доказательствам того, что
интеллект на 80% обусловлен наследственностью и
лишь на 20% — влиянием среды. Затем он приходит к
выводу, что негры как раса в интеллектуальном
отношении находятся на более низком уровне
потому, что у них меньше «генов интеллекта».
Дженсен различает два уровня интеллекта. Первый
уровень — ассоциативный, связанный с простым
запоминанием фактов. Второй уровень связан с
когнитивным научением, со способностью решать
проблемы. Это качественно более высокий уровень
интеллекта, требующий большего количества
соответствующих генов наряду с некоторыми
«врожденными нервными структурами». По
утверждению Дженсена, белые дети из обеспеченных
семей обладают как первым, так и вторым уровнем
интеллекта, потому что они унаследовали нужное
число генов интеллекта и соответствующие
нервные структуры, тогда как негритянские дети и
дети из малообеспеченных семей наследуют
меньшее количество генов интеллекта и обладают
неполноценными врожденными нервными
структурами, в силу чего их интеллект ограничен
лишь первым уровнем.
Компенсаторное обучение, как считает Дженсен, не
в состоянии обеспечить развитие второго уровня
интеллекта. И в указанной статье, и в своих
публичных выступлениях Дженсен заявлял, что
деньги, выделенные на организацию «Хэд Старт» и
прочих подобных программ, расходуются впустую.
Что действительно следовало бы сделать, так это,
по мнению Дженсена, полностью реорганизовать
систему образования как таковую, создав школы
первого уровня для негритянских детей и детей
бедняков, и школы второго уровня — для
«полноценных».
Выводы, которые делает Дженсен, откровенно
попахивают расизмом. Раз умственные способности
обусловлены генетически, то есть передаются по
наследству, то избыточное воспроизводство менее
интеллектуальных рас и классов может засорить
более интеллектуальные расу и класс. Необходимо,
по его мнению, предупреждать такие
«способствующие вырождению» тенденции, и об этом
должна позаботиться евгеника. Нужно, чтобы
неполноценные люди находились под контролем или
вообще элиминировались, тогда как полноценным и
более интеллектуальным позволялось бы
размножаться.
ПОСПЕШНЫЕ ВЫВОДЫ
Статья Дженсена вызвала небывалый
резонанс. Сам он с удовлетворением отмечал:
«Массовая печать в Соединенных Штатах
подхватила и распространила в своей
интерпретации мою статью с такой
беспрецедентной быстротой и рвением, какие редко
выпадают на долю публикаций в академических
журналах. Отклики в прессе появились так быстро,
что я читал об этой статье в газетах по крайней
мере за две недели до того, как в Калифорнию
пришел журнал, где она была опубликована».
В поддержку Дженсена выступили многие психологи,
генетики, социологи. Не довольствуясь
публикацией статьи, журнал Harvard Educational Review в своем
следующем выпуске весной 1969 года пригласил
выступить на его страницах всех желающих с
критикой, что вылилось в опубликование шести
хвалебных статей в поддержку Дженсена и
одного-единственного по-настоящему критического
письма. Дженсену была предоставлена возможность
ответить на «критику», и он воспользовался ею,
чтобы принять как должное восторги в свой адрес и
пренебрежительно отмести контраргументы.
Профессор Р. Дж. Херрнстайн из Гарвардского
университета высказался в поддержку идей
Дженсена в большой статье, напечатанной
ежемесячным журналом The Atlantic, а в дальнейшем и в
книге «IQ в Меритократии». Английский психолог
Г.Ю. Айзенк выпустил целую книгу, в которой
полностью поддержал Дженсена. Критикуя
догматических эгалитаристов, которые хотят
навязать единую систему образования всем детям,
он поставил вопрос о совместимости понятий
«равенство» и «свобода». Уильям Шокли, лауреат
Нобелевской премии по физике (он получил ее за
изобретение транзистора), прочел серию лекций о
достоинствах теории Дженсена, в которых призывал
к стерилизации малообеспеченных негритянок.
СОМНЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
Но до единодушия в этом вопросе было
далеко. Выступление Дженсена, помимо
ожесточенной социально-политической полемики,
по большей части эмоциональной и слабо
аргументированной, стимулировало и серьезные
научные изыскания с целью подтвердить или
опровергнуть его позицию. В ряде публикаций их
авторам удалось доказать, что выводы Дженсена не
всегда подтверждаются научными фактами, а
зачастую и просто им противоречат. Суждение о
пожизненной неизменности IQ было подвергнуто
сомнению и довольно убедительно опровергнуто.
Возникли и серьезные сомнения в валидности
интеллектуальных тестов. В частности, было
доказано, что использование тестов,
стандартизированных на одной выборке,
применительно к другой выборке — некорректно и
чревато ошибками. Тот факт, что дети из весьма
немногочисленных богатых негритянских семей
сильно превосходят в умственном развитии своих
обездоленных чернокожих сверстников, позволил
заключить, что факторы среды оказались Дженсеном
недооценены и его попытка распространить свои
выводы на расу в целом — поспешна и неоправданна.
Безусловно, идеологическая позиция Дженсена —
откровенно расистская, и вызванное ею
негодование понятно. Однако провокационное
выступление Дженсена сыграло в истории науки и
свою позитивную роль. Оно до крайности заострило
концепцию интеллектуальной элиты и заставило
искать убедительные контраргументы. Весьма
привлекательной для многих выступила
альтернативная, эгалитаристская позиция,
которая постулирует всеобщее равенство в
умственных способностях. Однако, при всей
симпатии к ее гуманистическому пафосу, нельзя не
заметить ее постоянное несовпадение с реальной
действительностью. Может быть, не лишены
оснований рассуждения Дженсена о том, что
жестоко применять неподходящие формы обучения к
детям, неспособным к ним, на одном лишь
идеологическом основании, что все дети равны.
Дискуссия длится по сей день. И не кто иной, как
школьный психолог, вольно или невольно вносит в
нее свою лепту. Вот только в чью пользу?