Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2000
 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА
ДЛЯ ПЕРВОКЛАШЕК

Развивающие уроки

«Школьный психолог» продолжает публикацию занятий по программе «Психологическая азбука»
(см. №№ 33, 35, 36, 46, 47, 48, 1998 г., №№ 33, 35, 37, 1999 г., №№ 1, 3,   2000 г.).

ЗАНЯТИЕ 3

СКАЗКА О ВОЛШЕБНЫХ ЗЕРКАЛАХ

Задачи

Познакомить детей с основными составляющими Я-образа.
Поддержать у них мотивацию на самопознание.

Материалы

Психологические альбомы, цветные карандаши, фломастеры, трафаретки для зеркал.

Ход занятия

1.Организационный момент

Дети рассаживаются по принципу «мальчик — девочка». Психолог объясняет, чему будет посвящен урок.

2. Настрой на занятие:

упражнение «Необычное приветствие», задание «Помоги угадать визитку», задание «Вернисаж домашних рисунков».

Упражнение «Необычное приветствие»

Психолог. В начале каждого урока «Психологическая азбука» мы приветствуем друг друга. Сегодня мы сделаем это не совсем обычно — без слов, то есть взглядом, улыбкой, ладошками, плечами, коленками, ступнями, локтями. Проявите, пожалуйста, свою фантазию и изобретательность.

Задание «Помоги угадать визитку»

Психолог. Сейчас я с вашей помощью буду угадывать, чья визитка у меня в руках. Вы будете помогать мне молча, показывая взглядом или улыбкой, кто ее автор. Если я буду идти в правильном направлении, то вы должны улыбаться; если я буду идти неправильно, то вы должны нахмуриться и взглядом, а не руками показать, где автор визитки.

Задание «Вернисаж рисунков»

Психолог. Какое на сегодня было домашнее задание?
Дети. Нарисовать иллюстрации к сказке.
Психолог. Правильно, вы рисовали иллюстрации к прочитанной на прошлом занятии сказке. Как она называлась?
Дети отвечают.
Психолог. Сейчас мы устроим выставку домашних рисунков и вспомним события, которые произошли в сказке.
Дети демонстрируют одноклассникам и/или психологу рисунки. Авторов лучших рисунков психолог вызывает в центр класса и просит рассказать, что они нарисовали. Вопросами он помогает ребенку передать основное содержание рисунка.
Далее дети отвечают на вопросы.

  • Как зовут главную героиню сказки?

  • Какое необычное событие произошло в день ее появления на свет?

  • Какой стала Кари через 16 лет?

  • Что произошло в рыбацкой деревне?

  • Как зовут принца?

  • Зачем он со свитой прибыл к рыбакам?

3. Работа по теме

Чтение фрагмента «Сказки о волшебных зеркалах» (см. приложение), беседа по содержанию сказки, задание «Отражение в волшебных зеркалах».

Беседа

Психолог. Мы продолжаем знакомиться с героями «Сказки о волшебных зеркалах».
Психолог читает продолжение сказки (см. приложение). Дочитав до слов «На следующий день принц...», психолог проверяет понимание смысла прочитанного с помощью наводящих вопросов.

1. Что показывают зеленое, красное и синее зеркала?
2. Почему Кари такая разная в этих зеркалах?

После ответов на вопросы психолог продолжает чтение отрывка. (Окончание сказки, предназначенное для чтения на следующем занятии, будет напечатано в следующем номере «Школьного психолога»)

Задание «Отражение в волшебных зеркалах»

Психолог. А сейчас, ребята, откройте альбомы и с помощью картонного трафарета цветными фломастерами или карандашами нарисуйте три зеркала. Какого они цвета?
Дети. Зеленого, красного и синего.
Психолог. Вспомните, что можно увидеть в зеленом, красном, синем зеркалах.
Дети отвечают.
Психолог. А теперь нарисуйте по порядку, что увидела Кари в зеленом, красном и синем зеркалах.
Дети рисуют изображения Кари в трех зеркалах.
Во время работы психолог ходит по классу и обсуждает по возможности с каждым ребенком следующие вопросы.

  • Разные ли получились изображения Кари в волшебных зеркалах и почему они разные?

  • Какой представляет себя Кари?

  • Какой представляет ее принц Агор?

  • Какая она на самом деле?

После выполнения этого задания психолог читает сказку до слов «Однажды в конце обычного празднества...». После чего проверяет понимание ее содержания с помощью вопросов:

1. Изменилась ли Кари?
2. Какой она была раньше и какой стала сейчас?

4. Домашнее задание

Дома дорисуйте то, что увидела Кари в трех волшебных зеркалах. Какой она увидела себя в них?


Приложение

СКАЗКА О ВОЛШЕБНЫХ ЗЕРКАЛАХ

(Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996, с. 19–26)

(Продолжение. Начало см. в № 3,  2000 г.)

— Добро пожаловать! — ответил старый рыбак. — Среди наших дочерей много прекрасных девушек. Выбирай любую из них. Каждая сочтет за честь стать невестой принца из далекой страны.
Принц и сопровождавшая его свита поселились в рыбацкой деревушке. Каждый день принц Агор ходил по домам, знакомился с рыбацкими дочерями, делал им подарки, был очень вежлив и добр, но глаза его по-прежнему оставались печальными.
Все девушки деревни изо всех сил старались понравиться принцу, надевали свои лучшие наряды, угощали его приготовленными блюдами, улыбались ему. Надо ли говорить, что бедная Кари с первого мгновения влюбилась в принца и часто потихоньку наблюдала за ним, когда он бродил по берегу моря или задумчиво сидел на камне. Ей, как и другим девушкам, хотелось понравиться принцу, но в их хижину он еще не заходил.
Однажды Кари осталась дома одна. Поставив на стол старое с трещинкой зеркало, она любовалась в нем собой и причесывала красивые золотистые волосы. Вдруг маленький котенок, играя, зацепил подол ее платья и разорвал его. Кари ужасно рассердилась и, схватив свой башмак, замахнулась им на котенка. Котенок напугался и прыгнул на стол, а Кари, пытаясь шлепнуть его башмаком, промахнулась, и удар пришелся прямо по зеркалу! Дзинь! — и оно раскололось.
Кари решила поискать, нет ли в доме еще зеркал. И вот на верхней полке в шкафу она нашла три маленьких зеркальца: одно с обратной стороны было зеленое, другое — красное, а третье — голубое.
Кари посмотрелась в зеленое зеркальце и увидела свое симпатичное лицо с огромными серыми глазами и пухлыми губками. «Какая я красивая! — подумала Кари. — Интересно, что обо мне думает принц? Кажусь ли я ему красивой?»
Она поднесла к лицу красное зеркало и чуть не выронила его от удивления. Отражение было совсем другое! Нечеткое, будто в тумане, расплывчатое. «Как странно, — подумала Кари. — Это какие-то необыкновенные зеркала. Интересно, что я увижу в третьем зеркале?»
Она взглянула в голубое зеркало и удивилась еще больше. Оттуда на нее смотрело лицо какой-то другой девушки (ей сначала так показалось): презрительно сощуренные глаза, капризно надутые губы, неприятная усмешка. Кари пригляделась и увидела все-таки знакомые черты. Это было ее лицо, но очень изменившееся.
— Что за чудеса! — воскликнула она вслух. — Кто же мне это объяснит?
— Я могу объяснить, — раздался негромкий голос снизу.
Кари посмотрела вниз и увидела на полу котенка, который лапкой мыл мордочку. Вдруг он заговорил человеческим голосом:
— Это волшебные зеркала. Тебе их подарила добрая Волшебница в день твоего рождения. В зеленом зеркальце ты видишь себя такой, какой представляешься себе самой. В красном — то, как видят тебя другие люди. Захочешь посмотреть на себя чужими глазами — пожалуйста! А в голубом зеркальце — отражение такой, какая ты есть на самом деле.
Умывшись, котенок вскочил на подоконник.
— Но почему же у меня в зеркалах такая разная внешность? — растерянно спросила Кари.
— Волшебные зеркала отражают не внешность, — мурлыкнув, сказал котенок и уточнил: — Не только внешность.
Он зевнул и выпрыгнул в открытое окно...
На следующий день принц Агор пришел в хижину родителей Кари. Ее мать испекла вкусный пирог и угощала им принца и его спутников. Кари сидела за столом напротив принца и очень волновалась. Ее лицо стало еще прелестней от яркого румянца. Принц рассказывал о своих путешествиях и, поглядывая на Кари, иногда чуть улыбался. Кари не могла вымолвить ни слова. К концу разговора старый рыбак, отец Кари, спросил Агора:
— Как тебе понравились девушки у нас в деревне? Например, дочь моего соседа Пента? Правда, красавица? А ее сестричка Тора — добрейшая душа!
Слова отца очень испугали и разозлили Кари: вдруг принцу и в самом деле понравились эти девушки? А ведь она-то, Кари, лучше! И хотя Пента и Тора были ее подругами, Кари в этот момент ненавидела их, и у нее неожиданно вырвалось громкое восклицание:
— И вовсе они не так хороши, как ты говоришь!
После этих резких слов все замолчали. Принц Агор с удивлением и печалью посмотрел на Кари, которая смутилась и уже пожалела о сказанном. Гости поспешно попрощались и ушли, а Кари схватила свои волшебные зеркала, выскочила из дома и спряталась в скалах, где ее никто не мог увидеть. Она посмотрела в каждое зеркало и расплакалась. Красное зеркальце показало, какой ее представляет сейчас принц Агор: злобной, завистливой гордячкой. Кари винила себя за свои глупые и необдуманные слова, за своенравный характер, а в зеленом зеркальце постепенно таяло лицо беспечной красавицы. И чем больше ругала себя Кари, чем больше находила в себе плохого, тем безобразней становилось ее отражение в зеленом зеркальце. Ведь оно показывало тот образ, который складывается у человека о себе самом.
Прошло несколько дней. Принц Агор обошел уже все дома в рыбацкой деревушке, познакомился со всеми девушками, но, видно, так и не сделал своего выбора. Никто из рыбацких дочерей не мог похвастаться особым вниманием принца. Каждый вечер специально для него молодежь деревушки устраивала праздничные гулянья, песни и танцы. Но хотя принц пел и танцевал вместе со всеми, глаза его оставались грустными.
Кари тоже несколько раз говорила с ним и даже танцевала, но каждый вечер, заглядывая в заветное красное зеркальце, она видела там самолюбивую и немножко глупую девочку, то есть такую, какой ее видел принц Агор. Правда, теперь это отражение не было таким резким и в нем даже появились некоторые приятные черты, но это было совсем не то. Ведь Кари мечтала о том, чтобы принц полюбил ее так же, как она любила его.
Иногда она мысленно просила красное зеркальце показать, какой видят ее родители, и тут же отражение становилось симпатичным, веселым и беззаботным.
Но если она старалась понравиться ему и показаться лучше, чем была на самом деле, то вечером с помощью красного зеркальца с горечью узнавала, что ее образ в глазах принца потускнел и даже подурнел.
Она перестала пытаться влюбить в себя Агора и только издали смотрела на него, и сердце ее переполнялось нежностью.
Так дни шли за днями. Родители Кари заметили, что она изменилась. Девушка больше не ленилась, выполняла домашнюю работу, стала более внимательна к родителям и приветлива с подругами. Часто она ласково гладила котенка по пушистой шерстке и разговаривала с ним, но в ответ он только мурлыкал, как будто никогда не умел говорить по-человечески.
Как-то она с удивлением обнаружила, что ее отражения в зеленом зеркальце, то есть тот образ, который представляла она сама, и в голубом, то есть ее настоящий образ, стали очень похожи.

(Окончание следует)

Спонсор публикации статьи: научно-производственный центр «ГЕНЕРАЦИЯ» предлагает приобрести электромагнитные преобразователи накипи "АкваЩит". Аппараты серии "АкваЩит" – это умягчение воды и накипи без использования реагентов. Воспользовавшись высокотехнологичными разработками научно-производственного центра, Вы защитите свою бытовую технику, трубопровод, системы центрального отопления и водоснабжения, водонагревательного и отопительного оборудования от отложений накипи, что позволит им исправно служить долгие годы активной эксплуатации.