Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2000
 ТАНЕЦ ТЕЛА

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ТАНЕЦ ТЕЛА

Возникали ли у вас такие вопросы: зачем подростки ходят на дискотеку? Как они там себя чувствуют? О чем думают? Какие ощущения у них возникают? Если проанализировать состояние подростка, много часов проводящего в атмосфере дискотеки, то станет ясно, что не все так просто, как кажется.
Из бесед с подростками выясняется, что дискотека — это своего рода экзамен, который нужно выдержать. Внешняя радость, демонстрируемая подростками, иногда маскирует напряжение, которое является следствием неловкости и неуверенности. Видение себя глазами других людей приводит подростка в полное замешательство. Страх сопровождает его с первых минут пребывания на дискотеке. Справиться самостоятельно с ним подросток не может и использует для этого асоциальные средства: алкоголь, наркотики, химвозбудители. Но возникающая эйфория не решает изначальной проблемы.
Габриэль Рот, американский психотерапевт, разработала специальное упражнение «Танец тела». Одна из его целей — помочь подростку обнаружить повторяющиеся паттерны движений, которые осуществляются автоматически и, освободившись от них, найти новые движения. Осознание движений помогает человеку лучше чувствовать свое тело и приводит к полной свободе движений. От этого танцуюший получает максимум удовольствия.
Итак, упражнение начинается. В теле подростка — напряжение и неуверенность. Первые движения показывают наличие страха. Сразу выявляются заученные паттерны движений. Кто-то пытается от них отойти и пробует увеличить амплитуду движений, ускорить их или замедлить, изменить траекторию. А у кого-то это не получается.
Труднее всего импровизировать движения головой (плечами) и ногами. Эти части тела относятся к двум противоположным ярусам. Нижний ярус — бедра и ноги, верхний — голова, шея и руки в движении выше уровня плеч. Александр Гиршон, специалист по танцевально-двигательной терапии, отмечает, что для большинства людей основная зона движения и танца — средний ярус — корпус, руки и их движения ниже уровня плеч. Все движения, производимые в танце в этом ярусе, связаны с формированием наших социальных контактов и социального статуса. Можно даже провести смелую связь — насколько легко и уверенно мы двигаемся в среднем ярусе, настолько же легко и уверенно мы чувствуем себя в социуме.
Если рассмотреть движения подростка, то можно заметить, что в среднем ярусе ему наиболее удобно. Намного страшнее для некоторых присесть или тем более подпрыгнуть.
Верхний ярус традиционно относится к стихии воздуха. Стереотипы движений в этой области в основном связаны с «романтическими» клише балетной и эстрадной хореографии. Для многих людей нашей культуры доступ к движениям верхнего яруса связан с изменением образа «Я», прорывом, воплощением нереализованного, идеального «Я», мечтами о свободе, полете и танце, идущими из детства, освоением нового и незнакомого.
Нижний ярус традиционно относится к стихии земли. Движения в этой области символически связаны с детством (ползание, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной лестнице к животным и земноводным. Такие движения часто дают доступ к своеобразным энергиям и чувствам, которые могут привлекать, но могут и пугать, так как связаны с разрушением образа «Я».
Так почему же подростку сложно двигаться во всех зонах кинесферы? Что влияет на его восприятие движения? Какие стереотипы передаются подростку от взрослых?
А. Гришон выделяет несколько стереотипов: культурные, социальные и референтных лиц. Для соответствия культурным стереотипам важен ответ на вопрос «Что является (считается, принимается) движением, а что нет?»; для соответствия социальным стереотипам — «Какие движения приемлемы для меня как представителя данного социума или социальной группы?»; для соответствия стереотипам референтных лиц — «Что является образцом движения в кругу значимых для меня людей?»
Понятно, что эти выборы происходят у подростка неосознанно, тем не менее они задают топологию движения, а вместе с этим и ограничения в выборе не только собственного телесного движения, но и движения мысли, умозаключения. Подросток начинает мыслить стереотипами, которые навязывают ему культура, социум или референтная группа.
Таким образом, танец подростка можно назвать парадоксальным: сочетание максимума возможностей и максимума стереотипов (ограничений). Естественно предположить, что следование подростка всем ограничениям делает его напряженным и неуверенным. Возникает ощущение, что тело повязано по рукам и ногам. Оказывается, что иногда красоту танца показывает не симметричность движений рук и ног, а асимметричность. Удивительно, что гибкость позвоночника почти никак не проявляется. Страх и неуверенность приводят к сокрытию достоинств.
Навряд ли подросток получает удовольствие от танцев на дискотеке, когда все движения автоматизированы. Это приводит к притуплению ощущений и борьбе с самим собой. Становится понятным, почему осуществление «танца» возможно только при выключенном свете.
После выполнения упражнения «Танец тела» ребята сказали, что испытывают стыд за свои танцы. Наверное, это хорошо, потому что они осознали, как можно лучше управлять своим телом, чувствовать его. А это значит, что есть почва для дальнейшей серьезной, интересной работы.

Марина КЕВБРИНА,
психолог школы № 942,
г. Москва

Спонсор публикации статьи: интернет магазин оборудования для ресторанов, магазинов и кафе в Москве www.Oborudovanie.Ru. На страницах сайта Вы сможете купить оборудование для баров и гостиниц таких фирм, как Kitchen Aid, MODULAR, Royal Leerdam, и многих других. Интернет магазин Oborudovanie.Ru – это гарантия качества приобретаемой продукции, сервисное обслуживание, выгодные цены и удобная система заказов и доставки.